Одним из важнейших условий обеспечения экономической безопасности государства в финансовой сфере – является обеспечение устойчивого сбора налогов [5]. Соблюдение этого условия предопределяется эффективной системой контроля правильностью исчисления и полной сбора налогов, правовыми нормами налогового законодательства [1, с. 68].
Проблемы построения эффективной системы налогового контроля исследуют многие ученые-экономисты: Алтухова Е.В., Аронов A.B., Гончаренко Л.И., Майбуров И.А., Пансков В.Г., Рыкунова В.Л. [2, с. 71], Рыманов А.Ю., Л.В. Севрюкова [4, с. 76], Ткачева Т.Ю. [3, с. 209]., Черник Д.Г. и другие.
В современных условиях актуальной проблемой налогового контроля, по мнению авторов, является взыскание задолженности по уплате налоговых платежей и налоговых санкций в бюджет.
Авторами проанализированы налоговые поступления в бюджет Курской области в 2011-2013 г.г. в табл.1.
Таблица 1 – Налоговые поступления в бюджет Курской области в 2011-2013 г.г., тыс. руб.
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2012/2011 |
2013/2012 |
||
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Налоговые доходы, всего |
29 925 215 |
36 538 470 |
39 782 522 |
+ 6 613 255 |
122,1 |
+ 3 244 052 |
108,8 |
В том числе
- в бюджет Курской области |
25 463 570 |
28 757 813 |
30 612 638 |
+ 3 294 243 |
112,9 |
+ 1 854 825 |
106,4 |
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, всего |
4 509 074 |
5 026 695 |
5 020 887 |
+ 517 621 |
111,4 |
- 5 808 |
99,8 |
Урегулированная задолженность, всего |
2 005 037 |
2 836 048 |
2 506 498 |
+ 831 011 |
141,4 |
- 329 550 |
88,3 |
Задолженность невозможная к взысканию налог-ми органами |
413 673 |
265 407 |
114 119 |
- 148 266 |
64,1 |
- 151 288 |
42,9 |
Проанализировав данные представленные в табл.1, можно сделать вывод о том, что налоговые доходы в 2013 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 9 857 307 тыс. руб., то есть темп прироста составил 32,9%. В бюджет Курской области за 2013 год поступило 30 612 638 тыс. руб., что на 5 149 068 тыс. руб. больше, чем в 2011 году. Темп прироста составил 20,2%.
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам в 2012 году увеличилась на 517 621 тыс. руб. по сравнению с 2011 годом, но если сравнить с 2013 годом, то мы видим уменьшение на 5 808 тыс. руб.
Сравним, какую долю занимает вся задолженность в налоговых доходах Курской области. В 2011 году она составила 17,7%, в 2012 году – 17,4%, а в 2013 году – 16,4%.
Таким образом, доля задолженности в налоговых доходах Курской области ежегодно снижается.
Урегулированная же задолженность в общей доле задолженности составляет: в 2011 году – 44,4%, в 2012 году – 56,4%, а в 2013 году – 49,9%. Следовательно, урегулированная задолженность составляет почти половину общего уровня задолженности. Это говорит о том, что налоговые органы работают над тем, чтобы снизить уровень задолженности перед бюджетом.
Это подтверждается и показателем задолженности невозможной к взысканию налоговыми органами. В 2013 году он составил 114 119 тыс. руб., что на 299 554 тыс. руб. меньше, чем в 2011 году.
Выделим причины появления налоговой задолженности на макро- и микроуровне.
На макроуровне:
- высокая налоговая нагрузка;
- низкие темпы роста экономики;
- недостаточный объем денежной массы;
- высокая инфляция;
- стагнация производства;
- спад потребительского спроса и покупательной способности ;
- другие социально-экономические причины.
На микроуровне:
- ухудшение финансового состояния налогоплательщика;
- несвоевременное выполнение налоговых обязательств;
- низкий уровень налоговой культуры налогоплательщиков;
- задолженность в результате проведения мероприятий налогового контроля;
- уклонение от налогообложения.
Рассмотрим уровень задолженности по уплате налоговых санкций на примере Курской области в табл. 2.
Таблица 2 – Динамика задолженности по уплате налоговых санкций в бюджетную систему РФ по Курской области за 2011-2013 гг., тыс. руб.
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2012/2011 |
2013/2012 |
||
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Задолженность по пеням и налоговым санкциям, всего |
2 273 446 |
2 078 550 |
2 130 807 |
- 194 896 |
91,4 |
+ 52 257 |
102,5 |
В том числе
налоговых санкций |
508 904 |
534 849 |
518 561 |
+ 25 945 |
105 |
- 16 288 |
96,9 |
Урегулирован
ная задолжен ность, всего |
763 082 |
980 953 |
1 063 578 |
+ 217 871 |
128,5 |
+ 82 265 |
108,4 |
В том числе
налоговых санкций |
208 845 |
290 552 |
248 022 |
+ 9 707 |
139,1 |
- 42 530 |
85,3 |
Задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами, всего |
144 411 |
14 866 |
11 038 |
- 129 545 |
10,3 |
- 3 828 |
74,2 |
В том числе
налоговых санкций |
40 235 |
2 176 |
1 410 |
- 38 059 |
5,4 |
- 766 |
64,8 |
Из данных представленных в табл.2, можно сделать вывод о том, что задолженность по пеням и налоговым санкциям в 2012 году снижается по сравнению с 2011 годом на 194 896 тыс. руб., а в 2013 году происходит повышение на 52 257 тыс. руб. по сравнению с 2012 годом.
С каждым годом доля налоговых санкций увеличивается. Налоговые санкции в общей сумме задолженности в 2011 году составляют 22,4%, в 2012 году – 25,7%, а в 2013 году – 24,3%.
Если за отдельными налогоплательщиками числится недоимка, взыскание которой невозможно из-за причин экономического, социального или юридического характера, то эта сумма будет признана безнадежной для взыскания и подлежащая списанию. Такая задолженность может возникнуть вследствие банкротства предприятия при невозможности удовлетворить требования кредиторов за счет его имущества, если истек срок давности для взыскания налогов.
Урегулирование задолженности является одним из способов, с помощью которого должники справляются с накопившимися долгами. Методы урегулирования задолженности:
- реструктуризация долгов;
- отсрочка, рассрочка или налоговый кредит по решению налогового органа;
- отсрочка, рассрочка по решению суда;
- приостановление мер взыскания до принятия решения Арбитражного суда, вышестоящего налогового органа по существу;
- задолженность, в отношении которой применен весь порядок бесспорного взыскания, вплоть до передачи в Службу судебных приставов;
- задолженность, в отношении которой инициирована процедура банкротства.
Снижение уровня задолженности – одна из приоритетных задач для налоговых органов. Налоговые органы постоянно контролируют исполнение отсроченных и приостановленных сумм задолженностей к взысканию.
На долю налоговых санкций в урегулированной задолженности по Курской области в 2011 году приходится 27,4%, в 2012 году – 29,6%, а в 2013 году – 23,3%.
В 2011 году задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами составляла 144 411 тыс. руб., но с каждым последующим годом она снижалась. Так, в 2012 году она составила 14 866 тыс. руб., то есть за год она снизилась сразу на 129 545 тыс. руб. В 2013 году она снизилась на 3 828 тыс. руб. и составила 11 038 тыс. руб.
Таким образом, с каждым годом сумма задолженности невозможной к взысканию налоговыми органами снижается, а сумма урегулированной задолженности растет.
Тем не менее, проблема уклонения от уплаты налогов и налоговых санкций остается актуальной, что требует особенных мер воздействия со стороны налоговых органов. Активное распространение в отношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами, по мнению авторов, должны получить методы, которые применяются на основании заявления налогоплательщика:
- отсрочка, рассрочка налогового платежа,
- реструктуризация, добровольное банкротство;
- проведение зачета переплаты в счет погашения задолженности по заявлению налогоплательщика;
- возможность урегулирования (уменьшения) налоговой задолженности путем списания.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
- Авторами проанализировали уровень поступления налоговых доходов в бюджет Курской области и долю, которую составляет задолженность в общем уровне налоговых поступлений, а также рассмотрена динамика по уплате налоговых санкций.
- Авторами рассмотрены причины появления задолженности как на макро-, так и на микроуровне.
- Авторами предложены методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в части урегулирования задолженности.
Библиографический список
- Налоговое консультирование: теория и практика: учеб. пособие / Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева и др.; Юго-Западный государственный ун-т. Курск, 2011. – 244 с.
- Налогообложение организаций: теория, механизм и региональная практика: монография / под ред. Л.В. Севрюковой, Т.Ю. Ткачевой; Юго-Западный государственный ун-т. Курск, 2012. – 223 с.
- Ткачева Т.Ю. Актуальные направления формирования бюджетно-налоговых отношений на региональном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. – № 6 (45). – С. 209-217.
- Севрюкова Л.В. Региональные аспекты формирования налогового потенциала (на примере Курской области): монография / Л.В. Севрюкова.– Курск: Курск.гос.техн.ун-т. – 2005. –179 с.
- Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики [Электронный ресурс] / Н.С. Трусова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – №1. URL:http://ekonomika.snauka.ru/ 2014/01/3634
- Трусова Н.С. Методы оценки эффективности налоговой политики / Н.С. Трусова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика.Социология. Менеджмент». – 2011. – № 2. – С. 151-156