ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА В РАМКАХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

Куликов Михаил Викторович
Юго-Западный государственный университет
аспирант кафедры региональной экономики и менеджмента

Аннотация
В данной статье описываются процесс государственной поддержки промышленности региона в рамках вступления в ВТО. Так же описаны меры поддержки промышленности, связанных с оптимизацией издержек производства.

Ключевые слова: адаптация мер государственной поддержки промышленности, ВТО, реальный сектор экономики, экономические меры адаптации.


STATE SUPPORT OF INDUSTRY IN THE REGION AS PART OF THE WTO ACCESSION

Kulikov Mikhail Victorovich
South-West State University
PhD student, Department of Regional Economics and Management

Abstract
This article describes the process of state support for industry in the region in the context of WTO accession. Just describe measures to support the industry related to the optimization of production costs.

Keywords: adaptation measures of state support for the industry, economic adaptation measures, real economy, WTO


Библиографическая ссылка на статью:
Куликов М.В. Государственная поддержка промышленности региона в рамках вступления в ВТО // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/02/7540 (дата обращения: 19.03.2024).

Особенно важна  государственная поддержка отраслей промышленности в период экономического кризиса.

С вступлением России в ВТО государственная поддержка промышленности стала крайне затруднительна: прямые субсидии запрещены, иные формы, такие как таможенные регулирование, весьма ограниченны. Однако полностью отказываться от накопленного опыта поддержки национальной промышленности  является нецелесообразным, её необходимо адаптировать под требования новых условий[1].

В соответствии с нормами ВТО уже апробированные меры государственной поддержки промышленности в России, по мнению А. Григорьева, могут выглядеть следующим образом:

Таблица 1. Адаптация мер государственной поддержки промышленности, связанных с оптимизацией издержек производства

Зеленая корзина ВТО

(разрешенные меры)

Желтая корзина ВТО

(допустимые меры)

Красная корзина ВТО

(запрещенные меры)

1.Изменение базовых налоговых ставок. 1.Государственные          гарантии по кредитам коммерческих банков . Адаптация под требования ВТО субсидий экспортерам
2.Введение налоговых преференций (снижение налогооблагаемой базы) 2.Субсидии на возмещение

части затрат на уплату процентов по кредитам на техперевооружение, а также на уплату лизинговых платежей за оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями.

1.Распространить субсидию на все промышленные компании, включенные в определенный перечень «стратегических партнеров государства» вне зависимости от международного статуса
3. Снижение ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырьё. 3.Установление особого

графика уплаты налогов отдельными компаниями

2. Заменить субсидию экспортерам прямой субсидией на финансирование НИОКР.
4.Снижение экспортных таможенных пошлин на отдельные виды товаров 4.Прямое финансирование,

в том числе взносы в

уставный капитал.

5.Субсидии организациям

легкой и  пищевой промышленности на

возмещение части затрат

по уплате процентов по

кредитам на

сезонную закупку сырья и материалов.

6. Субсидии компаниям

лесопромышленного

комплекса на

возмещение части затрат

по уплате процентов по

кредитам на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.

Как видно из таблицы, что на федеральном, так и на региональном уровне имеется достаточно  законодательных легальных возможностей для существенной оптимизации издержек производства промышленных предприятий в условия вступления страны в ВТО.

Таким образом, легальная государственная поддержка национальной промышленности в условия вступления страны в ВТО заключается в следующих направлениях:

- Финансирование части НИОКР, в т.ч. через военные заказы;

- Предоставление налоговых послаблений;

- Финансирование (софинансирование) создания необходимой инфраструктуры;

- Предоставление льготного кредитования;

- Реализация мер поддержки не на федеральном, а на региональном уровне;

- Нормативно-техническое регулирование.

Важно отметить, что нормативно-техническое регулирование стран-членов ВТО хотя и регламентированы  Соглашением по техническим барьерам в торговле и  Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер, но все равно предоставляет при грамотном использовании большие возможности органам власти по поддержке  отечественной промышленности.

Более того, в условиях ВТО техническое регулирование становится важнейшим элементом протекционистской политики государства, при этом такой мерой пользуются все страны-члены ВТО, без исключения. Провести четкую грань между необходимыми мерами в области технического регулирования и использованием национальных технических норм в качестве протекционистского инструмента в большинстве случаев очень сложно, что позволяет обходить формальный запрет на такие меры со стороны Соглашения по техническим барьерам в торговле  и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер,  что представляет в целом широкие возможности органам государственной власти для защиты национального рынка от недобросовестной конкуренции или для принятия ответных мер на экономические санкции, введенных западными странами стороны ВТО[2].

По мнению А.О. Блинова: « В силу запредельной изношенности основных фондов, старения высококвалифицированных кадров, глубокого падения производства высокотехнологических товаров и нарастающей переориентации экономики на импортную технологическую базу, меры по переводу экономики России на инновационный путь развития нужно предпринимать немедленно».

Серьезный пересмотр государством приоритетов расходования денежных средств, верное определение способов поддержки производителей и перестройка экономической политики имеют решающее значение для повышения конкурентоспособности российских производителей вне зависимости от условий, созданных вступлением страны в ВТО.

В Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года дается следующая характеристика государственной поддержки промышленности: «Государственная поддержка оказывается предприятиям, принимающим на себя обязательства по разработке и согласованию с Администрацией области планов стратегического развития, содержащих показатели по объемам производства, использованию производственных мощностей, занятости, соблюдению прав акционеров и выполнению других условий сотрудничества с органами государственной власти, и осуществляется по следующим направлениям:

  • рассмотрение вопросов об установлении льготных ставок налогообложения для отдельных категорий промышленных предприятий до формирования областного бюджета;
  • предоставление бюджетных ссуд и субсидий, налоговых инвестиционных кредитов отдельным промышленным предприятиям и организациям по их заявлениям в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете;
  • предоставление отдельным предприятиям гарантий Администрации области для получения кредитов;
  • подготовка законодательных и нормативных актов, направленных на поддержку промышленности, в т.ч. использование возможности регулирования цен и тарифов на ресурсы, производимые и потребляемые в Курской области;
  • содействие предприятиям в расширении рынков сбыта продукции через развитие внутриобластной кооперации и экономических связей с другими регионами и государствами (открытие представительств и торговых домов)».

К сожалению, государственная поддержка промышленности в Курской области осуществлялась и осуществляется по пресловутому «остаточному принципу».

Таблица 2. Государственная поддержка реального сектора экономики Курской области  за 2008-2010 гг. (без ОАО «Михайловский ГОК» и филиала концерна «Росэнергоатом» «Курская АЭС»)

Наименование

Меры государственной поддержки, оказанные за счет средств, млн. руб.

Федерального бюджета

Областного бюджета

Муниципальных бюджетов

Всего

1

Промышленность

-

16,1

-

16,1

2

Пищевая и перерабатывающая промышленность

402,5

14,5

-

417,0

3

Транспорт

189,7

636,8

237,8

1064,3

4

Сельское хозяйство

4732,4

1464,6

70,9

6267,9

5

Малое и среднее предпринимательство

82,6

34,0

-

116,6

Итого

5407,2

2166,0

308,7

7881,9

За 2008-2010 гг. на государственную поддержку основных отраслей промышленности в Курской области по всем видам бюджетного финансирования было направлено  16,1 млн. руб. или всего 0,2 %, что крайне недостаточно на фоне субсидирования других видов экономической деятельности. Совершенно очевидно, чтобы остановить деградацию промышленного потенциала  области необходимо на порядок увеличить меры государственной поддержки промышленности и прежде всего машиностроения региона[3].

Существенное увеличение всех видов государственной поддержки реального сектора экономики региона будет выгодно с точки зрения увеличения поступлений налогов от промышленности во все виды бюджетов.


Библиографический список
  1. Гелбрейт, Дж. К. Кризис глобализации [Текст] / Джейс К. Гелбрейт // Проблемы теории и практика управления. – 1999. – № 6. – С.32 – 42.
  2. Влияние процесса вступления в ВТО на российские промышленные предприятия. URL: //http://studproject.com/ruseconomics/wto/ (дата обращения: 04.01.2015г.).
  3. Внешнеэкономическая деятельность Курской области (2008-2012). Статистический сборник. [Текст]: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. – Курск,  2013. –  102 с.


Все статьи автора «Куликов Михаил Виторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: