Анализируя государственную политику в области инновационного развития экономики, следует отметить ее направленность на стимулирование инновационной активности предприятий и разнообразной поддержки инновационных проектов [1-3]. Однако решение актуальных сегодня проблем управления инновационной деятельностью предприятий по-прежнему возложено на руководство предприятий. Вместе с тем переход национальной экономики на «инновационные рельсы» уже в среднесрочной перспективе позволит преодолеть кризис производства, перестроить и обновить промышленность, восстановить здоровую конкурентную среду и насытить внутренние рынки продукцией отечественного производства. В перспективе такой путь развития поможет России снова занять достойное место среди влиятельных стран мирового сообщества [3].
Чем больше экономика страны насыщена инновациями, тем быстрее идет процесс развития и легче переживаются кризисные явления. Но инновации следует понимать не просто как новые знания в области науки и технологии, а как такие знания, конвертированные в коммерческий успех [4]. Внедрение инноваций является делом сложным. Поэтому управление инновационной деятельностью на предприятиях должно быть ориентировано на комплексное использование создаваемых инноваций (совокупность инноваций), что позволяет сделать вывод о необходимости создания «комплекса инноваций».
Под «комплексом инноваций» предлагается рассматривать совокупность инновационных проектов различного типа, имеющих единую целевую направленность и способствующих росту эффективности деятельности предприятия в одном из приоритетных направлений – функциональных сфер деятельности. Использование разработанных инноваций в нескольких смежных процессах предприятия позволяет сократить совокупные затраты на инновационную деятельность и повысить получаемые организационный, экономический и социальный эффекты.
В таблице 1 приведен алгоритм создания «комплексов инноваций» по типам проектов и сферам деятельности предприятия.
Таблица 1. Алгоритм создания «комплекса инноваций» и внедрения в рамках проектного управления инновационной деятельностью предприятия
Функциональные сферы деятельности |
Достигаемые цели инновационной деятельности |
||
Технологические инновации |
Организационные инновации |
Маркетинговые инновации |
|
Производство | Повышение производительности оборудования | Повышение производительности труда персонала | Повышение спроса на продукцию |
Маркетинг | Повышение качества и потребительской стоимости продукции | Повышение эффективности служб маркетинга | Совершенствование маркетинговой политики |
Финансы | Снижение издержек производства | Совершенствование управления финансами | Повышение эффективности финансовой модели |
Персонал | Повышение производительности труда | Повышение лояльности персонала к изменениям | Повышение компетентности персонала |
Логистика | Оптимизация складских запасов | Оптимизация потоков | Совершенствование взаимодействия с контрагентами |
Модернизация | Выпуск новой продукции | Повышение управляемости | Повышение спроса на новую продукцию |
Источник: разработано автором
При этом, согласно авторскому подходу, один тип инновационного проекта может быть использован в нескольких функциональных областях деятельности предприятия с той же эффективностью, с которой для одной функциональной области возможно использование инновационных проектов нескольких типов.
Цель разработки «комплекса инноваций» состоит в том, чтобы объединить потребности структурных подразделений предприятия в рамках основных и вспомогательных процессов для выработки приоритетов долгосрочного инновационного развития, разработки стратегических программ исследований и разработок и их реализации.
В целом «комплекс инноваций» направлен на:
1) Технологическую и организационную модернизацию предприятия.
2) Повышение конкурентоспособности всего предприятия.
3) Быстрое применение и распространение новой технологии по всем процессам и видам деятельности.
4) Разработку и реализацию инноваций для появления новых рынков сбыта предприятия.
В таблице 2 по методу SWOT-анализа систематизированы особенности реализации «комплекса инноваций» предприятия.
Таблица 2. Особенности реализации «комплекса инноваций»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Выстраивание взаимосвязей между производственными подразделениями, управлением персоналом, экономическими и маркетинговыми подразделениями.
2. Рост компетенции сотрудников предприятия по направлениям инновационного развития. 3. Объединение элементов стратегии развития предприятия в целостный «инновационный контур». |
1. Сложность методических подходов к определению порядка формирования и освоения «комплекса инноваций».
2. Длительный временной лаг между созданием отдельных инноваций, входящих в комплекс, и получением первых результатов и связанное с этим ослабление мотивации участников. 3. Сложности мониторинга и оценки эффективности отдельных инноваций, включенных в комплекс. |
Возможности |
Угрозы |
1. Достижение согласия участников разработки и освоения «комплекса инноваций» по поводу направлений и инструментов инновационного развития предприятия.
2. Усиление в течение короткого периода компетенций в области инновационной деятельности. 3. Возможность инициирования инноваций в стратегически важных областях. 4. Поддержка сопровождающих новшеств в рамках разработки приоритетных инноваций. 5. Рост спроса на инновационную продукцию и создание новых рынков. |
1. Неспособность сформировать долгосрочный спрос на «комплекс инноваций» вследствие недостатка соответствующих компетенций.
2. Сведение интересов подразделений к формальному участию с целью получения финансовой поддержки. 3. Сокращение участия подразделений под давлением существующих схем распределения ресурсов. 4. Организационные трудности внедрения «комплекса инноваций» из-за охвата нескольких функциональных сфер. 5. Отбор проектов по формальным |
Окончание таблицы 2.
Возможности |
Угрозы |
6. Увеличение экономической отдачи от инновационной деятельности. | критериям, которые не отражают потребности подразделений и перспективы развития.
6. Угроза низкого качества «комплекса инноваций». 7. Формирование «комплекса инноваций» исходя из достигнутых научных результатов, а не из потребностей. 8. Сложность охвата инновационного цикла – от исследований и разработок до производства. 9. Высокая ресурсоемкость «комплекса инноваций». |
Источник: разработано автором
С учетом выявленных проблем и перспектив, последовательность организации проектного управления «комплексом инноваций» можно представить на рисунке 1 [5-7].
Рисунок 1. Процесс организации проектного управления «комплексом инноваций»
Источник: разработано автором на основании [5-7]
В целом для предприятия формирование «комплекса инноваций» влечет за собой следующие выгоды:
1) Совершенствование инновационной среды и повышение спроса на инновации.
2) Развитие компетентностного уровня сотрудников предприятия в области инновационной деятельности.
3) Совершенствование финансового обеспечения инновационных процессов предприятия.
4) Расширение возможностей модернизации предприятия за счет инновационной деятельности.
5) Формирование перспектив расширения ассортимента продукции предприятия, развитие рыночной ниши.
6) Развитие партнерского взаимодействия предприятия.
Библиографический список
- Федеральный закон от 23.08.1996 №127–ФЗ «О науке и государственной научно–технической политике».
- Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №2227-р «О стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г».
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г. №1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.».
- Арчибальд Р.Д., В.И. Воропаев, Г.И. Секлетова Системная методология управления проектами и программами: URL: http://www.iteam.ru/publications/project/section_35/article_1687. (дата обращения 01.02.2015).
- Скорняков, Э.П. Оценка значимости изобретений как инструмент управление инновационным процессом [Текст] / Скорняков Э.П., Горбунова М.Э. – 2-е изд., доп. – М.: Патент, 2006. – 155с.
- Александрова, Е.Н. Стратегические ориентиры развития национальной инновационной системы России в условиях глобализации инновационного процесса [Текст] / Е.Н. Алексасндрова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – N 5. – С.63-70.
- Гамидов, Г.С. Инноватика – наука управления процессами преобразования научных достижений в инновации [Текст] / Г.С. Гамидов// Инновации. – 2010. – N 2. – С.28-42.
- Шматко, А.Д. Использование интеллектуального капитала для инновационного развития компаний [Текст] / А.Д. Шматко // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 12.
- Иванов О.И., Иванов С.А., Шматко А.Д. Формирование инновационной составляющей человеческого потенциала экономики Северо-Запада России // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 209-214.
- Макаров, А.Д. Примеры применения инноваций в управлении российского коммерческого банка [Текст] / А.Д. Макаров // Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-Западного федерального округа России. Выпуск 4 (33): Межвузовский сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во ВАМТО, 2014.
- Макаров, А.Д. Методический подход к управлению риском недопоставок в системе материально-технического обеспечения [Текст] / А.Д. Макаров, А.В. Пономарев // Экономика и управление, 2014. № 3 (101).
Количество просмотров публикации: Please wait