Конкуренция является основой рыночных отношений в экономике, а также мощным стимулом роста экономики, постоянного улучшения качества, в том числе продукции и услуг. Помимо этого именно конкуренция является причиной перманентного научно-технического прогресса, и, кроме того,конкуренция снижает издержки производства и цен. Конкуренция заставляет организацииуменьшать производственные затраты, что приводит к ликвидацииубыточных производств, которыеобременительны для всего общества, конкуренция провоцирует интенсификацию производства, а также увеличению эффективности общественного производства. Таким образом, конкуренция ориентирует производителей товаров и услуг на потребности рынка, то есть, создается возможностьнаилучшего спектра выбора товаров и услуг и наилучшего удовлетворения производственных запасов.
Создание конкуренции производителей товаров и услуг является важнейшим условием перехода к эффективным рыночным отношениям в экономике. При этомв российской экономике благодаря советскому периоду не сложилось традиции конкуренции предприятий между собой за потребителя, рынок, а, следовательно, за прибыль, российские предприятияпривыкли соперничать за получение фондов, импортного оборудования, а также государственных капиталовложений [4]. Такая “административная” конкуренция создавала для предприятий условия принудительного выполнения плановых заданий и давала возможность эксплуатации государственных ресурсов в интересах самих предприятий. Эта«конкуренция» - это оборотная сторона ведомственного монополизма, чьей материальной основойявляетсявысокий уровень концентрации производства и слабая развитость малого бизнеса. Таким образом, всоветской, а потом и в российской экономикедолгое времясуществовали два вида монополизма[6].
Первым является монополизм органов управления, какцентральных, так и местных, а также общесоюзных и республиканских отраслевых министерств, которые не являлись ни собственниками, ни производителями товаров и услуг. Таким образом, данные органы не имели экономической ответственности и за результаты работы, и за обоснование решений, принимаемыхими, но они от имени государства,монопольно могли распоряжаться как средствами производства, так и результатами труда, а также имели право управлять производством и распределением продуктов и услуг во всем народном хозяйстве.
Второй тип – это монополизм непосредственно предприятий в отношении потребителей. Даже в случае полного устранения фондирования и разнарядки монополизм крупнейших предприятий лишал потребителей возможности выбора своих поставщиков. Таким образом, не создавались условия для конкуренции между предприятиями, без которой не возможно образование и работа рыночных механизмов экономики. Помимо этого, именно с производственной монополией зачастую связывают сохранение в экономике отсталых предприятий: в виду того, что такие предприятияявляются единственными в стране производителями определенного профиля продукции, они не могут закрыться.
В современной российской экономике началась реализация мероприятий, которые признаныне только устранить диктатуру производителей, но и утвердить постепенно для производителейприоритет потребностей покупателя [1]. При этом организация конкурентных отношений проще в тех отраслях, где меньше крупных предприятий, например, в пищевойи легкойпромышленности, а так же сельском хозяйстве. В тяжелой и добывающей промышленности говорить о нормальной конкуренции на рынке на сегодняшний день пока не очень корректно [2]. Прежде всего, в данных областях недостаточное количество компаний для конкурентных отношений, помимо этого, государство не может позволить себе полностью отстраниться от вмешательства в данные области экономики, так как от этого зависит экономическая безопасность страны в целом, более того, очевидна опасность соединения монополизма на этих рынках со свободой действий предприятий. В добывающей и тяжелой промышленности необходимы как контроль государства за ценами, так и введение, а также контроль за исполнением антимонопольного законодательства.
Библиографический список
- Акиндинова Н. и др. Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития //Вопросы экономики. – 2009. – Т. 9. – С. 71-92.
- Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросы экономики. – 2011. – Т. 4.
- Гордон Я. Х. Целевая конкуренция //М.: Вершина. – 2006. – Т. 12.
- Горев В. П. Российская экономика в системе современных конкурентных отношений //Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2009. – №. 1.
- Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция и конкурентоспособность. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
- Ясин Е. Г. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций //ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ. – 2013.
Количество просмотров публикации: Please wait