ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНТАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Дресвянников Владимир Александрович
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
д.э.н., к.т.н., доцент, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг»

Аннотация
В статье представлена идея создания информационного ментального пространства, обеспечивающего эффективность оперативной управленческой деятельности, содержанием которой составляют деловые коммуникации. Эта идея относится к управленческим инновациям, основанным на использовании в менеджменте психологии интеллекта.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, интеллект, информационное ментальное пространство., менеджмент, психология менеджмента


INTELLIGENT MANAGEMENT. FORMATION OF INFORMATION MENTAL SPACE

Dresvyannikov Vladimir Aleksandrovich
Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
Doctor of Economics, Ph.D. of Technical Sciences, associate professor, professor of «Management and Marketing»

Abstract
The paper presents the idea of creating a mental space information, provides an effective operational management activities, the content of which consists of business communications. This idea applies to managerial innovations based on the use of management psychology of intelligence.

Библиографическая ссылка на статью:
Дресвянников В.А. Интеллектуальный менеджмент. Формирование информационного ментального пространства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/02/7135 (дата обращения: 12.03.2024).

Деятельность менеджера насыщенна событиями и информацией. Значительную долю времени составляют запланированные деловые контакты с людьми: руководством, подчиненными, коллегами, клиентами, партнерами. Для регламентации деловых коммуникаций менеджер использует заранее созданное расписание, перечни контактов, записки-напоминания, электронные базы данных, схемы и другие подобные инструменты менеджмента.

Тем не менее, периодически он сталкивается с проблемами потери нужной информации, сорванной встречи, неподготовленности к нужным переговорам, незнания важных характеристик контактного лица и пр.

Эффективность такой оперативной управленческой деятельности во многом определяется опытом менеджера – чем больше у него стаж работы, тем в большей степени тренируется и заполняется нужной информацией долговременная память, отрабатываются необходимые умения и навыки. Кроме того, на эффективность управления в значительной мере влияют характеристики интеллекта менеджера как личности: свойства внимания, восприятия, памяти, воображения, логического мышления и пр.

Тем не менее, решающим фактором, по нашему мнению, является умение менеджера управлять процессами оперативной работы, используя не только разнообразные инструменты, представленные на бумажных и электронных носителях, но и создавая индивидуальную ментальную модель управленческой деятельности – определенным образом построенное индивидуальное информационное ментальное пространство (ИМП), к которому он имеет постоянный доступ, управляя своим сознанием, т.е. применяя концепцию интеллектуального менеджмента [1].

Для этого необходимо выполнить следующие мероприятия:

1. Осуществить тренинг интеллектуального развития, направленный на:

- совершенствование внимания, памяти, мышления;

- выработку умений устойчивой сознательной визуализации субъектов, объектов, процессов реальной действительности.

2. Используя методы системного-структурного анализа, создать, представленные в бумажном и/или электронном виде информационные модели его оперативной управленческой деятельности двух видов:

- структурная модель, которая на основе системного подхода к управлению организацией, отражает состав и связи субъектов и объектов оперативной управленческой деятельности менеджера;

- процессная (функциональная) модель, которая на основе процессных и ситуационных подходов, отражает процесс управленческой деятельности и его ситуационные варианты.

3. Используя психо-технологии визуализации, символьного программирования, метода «ключ» Алиева Х.М. и подобные им последовательно трансформировать созданные внешние по отношению к менеджеру структурные и процессные информационные модели во внутренние ментальные модели, создавая в структуре мозга постоянные устойчивые связи, формируя нейронные «пучки» и создавая пространственный «клубок» модели реальной действительности.

4. В текущей деятельности управлять такой индивидуальной ментальной моделью – «вращая и перемещая ее, приближая и отдаляя нужные закодированные в образах и символах субъекты и объекты, привязывая к ним определенную информацию» и получая возможность планировать, регламентировать и активизировать необходимые события, держать их под непрерывным сознательным контролем.

Дополнительно отметим, что при создании информационного ментального пространства следует:

- структурировать реальное пространство, выделив малый, средний и дальний круги общения, например, по частоте коммуникаций и важности;

- для построения структурной и процессной моделей использовать CASE-методологии, например, ER-диаграмму («сущность-связь), DFD-диаграмму («диаграмма потоков данных») [2] или интеллект-карты (MindMap) [3];

- применять для визуализации как наглядные образы для работы правого полушария мозга, так и символы  для левого полушария;

- для четкой фиксации ИМП определить тип своей репрезентативной системы и при ее создании применять соответствующие рецепторные стимулы-ощущения: вкусовые, кинестетические, звуковые, тактильные или комбинаторные;

- использовать пространственную, географическую привязку образов и символов ИМП;

- создание ИМП начать с малого, т.е. с 2 – 7 субъектов общения;

- использовать три пространства: 1) образно-символьное контактов и дел; 2) географически-геометрическое города, зданий и помещений; 3) временное дат и сроков работ и событий.

Опыт автора при создании ИМП говорит о том, что делая такую интеллектуальную работу мы получаем сразу несколько эффектов:

- экономим время на индивидуальное делопроизводство – записи, бумажные планы и графики;

- повышаем эффективность нашего делового общения и личной работы;

- тренируем свои интеллектуальные способности, включаем в работу дополнительные нейроны, обеспечиваем интеллектуальное долголетие;

- обогащаем свой внутренний мир.

Следует отметить, что пятый и шестой технологические уклады, характерные для современного общества, делают упор на технические и естественные науки, в тоже время не следует забывать о значительных резервах психики человека, его культуры, которые могут сыграть значительную как конструктивную, так и деструктивную роль и в жизни каждого человека, и в общественном развитии в целом. Социальные и психотехнологии, как мы видим из последних событий в мире, реально работают и дают свои результаты, пожалуй, даже более быстрые, чем достижения технических и естественных наук, но менее предсказуемые.

Известный российский ученый Смирнов И.В. утверждает: «Психотехнологии – это кульминация всего, чем до сих пор занималось человечество. Это гораздо серьезней, чем атомная бомба и космические полеты. …Сейчас мы создали только «каменный топор», хотя и им уже можно делать хирургическую операцию. Мы получили инструментальные способы доступа к подсознанию и коррекции его определенных сфер. А все остальное – уже частные приложения» [4].

Следовательно, необходимо взять психотехнологии под контроль как общественный, так и индивидуальный, научиться применять с пользой для себя и общества.


Библиографический список
  1. Дресвянников, В.А. Концепция интеллектуального менеджмента / В.А. Дресвянников // Менеджмент в России и за рубежом. – М: Издательство «Финпресс». – 2014. – №1. – С. 100-105
  2. Калянов, Г.Н. CASE. CASE-технологии. Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов / Калянов Г.Н. – М.: Горячая линия-Телеком, 2000.
  3. Сиббет, Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы / Д. Сиббет. – М.: Альбина Паблишер, 2014.
  4. Сайт «Мой Компас». Психотехнологии. Режим доступа:http://moikompas.ru/compas/psiho, (дата обращения 21.01.15)


Все статьи автора «Дресвянников Владимир Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: