Одним из самых малоизученных (особенно в российской практике) направлений бухгалтерского учета является учет гудвила. Согласно международным стандартам финансовой отчетности, «гудвил – это актив, представляющий собой будущие экономические выгоды, являющиеся результатом других активов, приобретенных при объединении бизнеса, которые не идентифицируются и не признаются по отдельности» [3].
Приобретая компанию, покупатель получает не только здание и оборудование, но и гудвил или деловую репутацию, как не совсем корректно переводят термин «гудвил» в России, так как репутация – это только часть гудвила. Кроме репутации к гудвилу можно отнести клиентскую базу, квалификацию персонала, бренд и т.д.
Другими словами, гудвил – это нематериальные преимущества организации перед своими конкурентами на рынке.
Он представляет большой интерес, как для внутренних, так и для внешних пользователей, так как является результатом работы предприятия в прошлом и возможными сверхприбылями в будущем.
В следствие того, что категория гудвил является далеко не до конца изученной, существуют различные подходы к отражению и учету гудвила. Так, например, в разных странах до сих пор не сложилось единого мнения по поводу дальнейшей оценки гудвила после его признания. На данный момент существует два метода: амортизация гудвила и тестирование его на обесценение.
В ряде стран, таких как Великобритания, Германия, Япония, Норвегия, нормативные правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет гудвила, устанавливают его амортизацию в течение определенного срока полезного использования. Кроме этого в некоторых странах даже указывается метод амортизации, например, в России установлен линейный метод [8].
В России учет деловой репутации регламентируется ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», согласно которому «приобретенная деловая репутация амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации)» [4].
Но амортизация, по нашему мнению, далеко не идеальный способ списания стоимости гудвила, так как он не является «типичным» активом и практически не возможно точно определить срок полезного использования, да и сроком полезного использования в классическом его понимании этот период сложно назвать.
Поэтому весьма оправдано появление нового метода – тестирования гудвила на обесценение. Его применяют в таких странах, как США, Канада, Украина, Китай, Индия, Бразилия, Испания и другие [8].
В мировой практике гудвил тестируется на обесценение не реже одного раза в год.
В МСФО учет обесценения активов находит свое отражение в Международном стандарте финансовой отчетности 36 “Обесценение активов”, в котором сказано, что активы в отчетности должны быть отражены по стоимости, не превышающей их возмещаемой стоимости. МСФО 36 определяет возмещаемую стоимость как «справедливую стоимость актива или генерирующей единицы за вычетом расходов на продажу или ценность использования в зависимости от того, которая из данных величин больше» [1].
По мнению авторов статьи «Учет обесценения активов на примере обесценения гудвилла как область применения профессионального суждения» Генераловой Н.В. и Соколовой Н.А., возмещаемая стоимость является субъективным показателем и определяется путем сравнения двух внесистемных расчетных показателей. «Заменителями справедливой стоимости могут выступать субъективные оценки, предполагающие профессиональное суждение оценщика. Расчет показателя «ценность использования» предполагает еще большую оценочность, поскольку базируется на прогнозной информации относительно будущих потоков денежных средств, генерируемых оцениваемым активом. Прогнозные значения по своей сути не могут быть абсолютно объективными и априори носят оценочный характер» [5].
Кроме вышесказанного признание обесценения приобретенного гудвила имеет ряд специфических особенностей, которые еще больше повышают субъективность его учета. Так, чтобы протестировать на обесценение гудвил, приобретенный при объединении компаний, он должен быть распределен на единицы, генерирующие денежные средства, которые получают преимущества от покупки: «Необходимо определить те части предприятия, в которых ожидается синергетический эффект объединения в результате приобретения бизнеса» [5].
МСФО 36 «Обесценение активов» определяет ЕГДС как «наименьшие группы активов, которые создает приток денежных средств, независимый от притоков денежных средств от других активов или групп активов» [1].
Генералова Н.В. и Соколова Н.А. в своей статье утверждают, что «если гудвилл отнести к слабой единице, то его, возможно, придется списать немедленно или довольно скоро, а гудвилл, отнесенный на высокорентабельную единицу, имеет все шансы никогда не подвергаться списанию» [5].
На наш взгляд, тестирование гудвила на обесценение является неким прогрессом, в сравнении с амортизацией гудвила. Однако этот метод тоже отнюдь не идеален. Так как гудвил приобретенный постепенно сливается с гудвилом внутренним, созданным в процессе деятельности, после покупки этой организации, который никак не отражается. Единственный способ заявить о нем – это пояснительная записка к бухгалтерской отчетности [6]. Получается некая несправедливость: организация накапливает гудвил в течение всего времени, после ее покупки, а продемонстрировать его и применить может только при последующей продаже. Или, как говорит Иванов А. Е., языком квантовой теории: «До момента продажи компании гудвил находится в суперпозиции состояний, декогеренция которой может привести к появлению на балансе гудвила с любым возможным значением. При разрушении суперпозиции состояний происходят декогеренция и проявление одного из потенциальных состояний системы в его локальном виде, это происходит в момент продажи компании, когда гудвил переходит в «проявленное» состояние, т.е. появляется возможность идентифицировать его классическими средствами» [7].
Зачастую при тестировании гудвила на обесценение, а тем более при амортизации, очень сложно определить ту черту, где заканчивается приобретенный гудвил и начинается внутренний.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что гудвил достаточно новое понятие, которое находится на стадии развития. По своей экономической сути он является уникальным активом, поэтому порядок его признания и отражения в финансовой отчетности сопровождается некоторыми особенностями. Гудвил активно изучается, претерпевает изменения. И возможно в скором будущем появится новый способ оценки гудвила, после принятия его на учет, который будет более точно иллюстрировать его сущность.
Библиографический список
- Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов».
- Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы».
- Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнеса».
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н.
- Генералова Н.В., Соколова Н.А. Учет обесценения активов на примере обесценения гудвилла как область применения профессионального суждения// Международный бухгалтерский учет. 2014. N 26 (320). С. 2 – 14.
- Иванов А.Е. Внутренне созданная деловая репутация компании как условный актив // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 26 (224). С. 28 – 33.
- Иванов А.Е. Деловая репутация компании (гудвилл) как проекция синергетического эффекта ее деятельности на финансовую отчетность// Международный бухгалтерский учет. 2013. N 34 (280). С. 18 – 26.
- Иванов А.Е., Саломатина Е.Ю. Гудвилл в финансовой отчетности: сравнительный анализ национальных норм// Международный бухгалтерский учет. 2014. N 12 (306). С. 16 – 25.