В современных условиях хозяйствования, характеризующихся усилением конкурентной борьбы, экономические субъекты с целью укрепления своих позиций на рынке, вынуждены формировать сетевые структуры межорганизационного взаимодействия. Другими словами, сегодняшнему экономическому развитию свойственны интеграционные процессы, которые осуществляются для достижения определенных целей: возможности минимизации издержек, привлечения инвестиционных ресурсов, концентрации усилий на важнейших задачах и направлениях деятельности, перспектив завоевания новых рынков.
По мнению М.Ю.Шерешевой «преимущества интеграции связаны с гармонизацией интересов, уменьшением риска, существенной экономией, получаемой за счет сокращения информационных потоков» [3]. Автор в качестве основной положительной черты интеграции отмечает нелинейность протекания интеграционных процессов, а также присущие ей синергетические эффекты, что дает возможность экономическим субъектам повышать уровень своей конкурентоспособности. При этом существует такое понятие, как «квазиинтеграция», когда объединение экономических субъектов носит неформальный характер и контроль над их собственностью отсутствует [2]. Одной из таких квазиинтегрированных структур выступает кластер, к особенностям которого можно отнести:
- Кластеры выступают промежуточным звеном между самостоятельными организациями, индустриальными комплексами и отраслевыми объединениями предприятий, соединяя в себе черты всех вышеуказанных форм организации деятельности, благодаря чему кластеры возможно рассматривать как некие интеграционные объединения предприятий, которые способны влиять на инновационной развитие экономики. С данной точки зрения кластер способен обеспечить синергетический эффект развития инновационной деятельности предприятий-участников кластера (государственных, кредитных, промышленных, торговых, научных организаций, субъектов малого бизнеса), учитывая особенности их деятельности, а также состав участников и стадии их развития.
- Кластеры позволяют значительно повысить инновационный потенциал экономических субъектов путем укрепления взаимодействия между смежными отраслями и внутри отраслей. Так, М.Ю. Шерешева полагает, что «важнейшим фактором современной конкурентоспособности кластеров является высокий уровень развития системы институтов и отраслей» [3]. Развитие кластеров способствует снижению издержек и повышении эффективности деятельности предприятий-участников кластера, созданию новых продуктов, формированию капитала для последующего инновационного развития в связи с возникновением качественно новых условий деятельности.
- Внутри кластера осуществляется единение инновационных ресурсов между всеми участниками, что способствует усилению взаимодействия предприятий с научным сектором и органами государственной власти.
Кластеризация экономики призвана обеспечить новые возможности для развития предпринимательства в рамках кластерной структуры, создать условия для наращивания объемов деятельности и инновационного развития. Процесс создания кластеров наиболее эффективно протекает на тех территориях, где активно формируется инновационная инфраструктура. Среди таких территорий можно выделить г. Санк-Петергубрг (создан инновационный кластер), г.Томск (создан международный деловой центр), Подмосковье (создан центр «Сколково»).
Для формирования кластера в регионе необходимо:
- наличие предприятий, на базе которых могут реализовываться инновационные проекты;
- наличие условий, подходящих для развития всех предприятий, входящих в кластер;
- наличие инфраструктуры, обеспечивающей сотрудничество крупных предприятий с сектором малого предпринимательства;
- наличие центра, на который будет возложена роль «генератора» инновационных проектов и решений;
- наличие высшего учебного заведения, выступающего кузницей кадров, а также осуществляющего переподготовку и повышение квалификации кадров для предприятий кластера;
- наличие товаропроводящей, логистической системы;
- наличие практики взаимоотношений между предприятиями в рамках реализации какой-либо региональной программы развития.
Для формирования кластера необходимо помимо соблюдения вышеперечисленных условий создать конкретные инструменты и способы поддержки развития кластера, определить систему критериев для отбора предприятий, разработать комплекс мер стимулирования вхождения предприятий в кластер. Инструментами развития кластерной структуры являются:
- поддержка сферы новых знаний и технологий;
- содействие созданию узкоспециализированных предприятий, в частности внутри конкретной отрасли;
- формирование программ подготовки управленческих кадров;
- содействие техническому перевооружению предприятий;
- развитие системы межотраслевого, межрегионального и международного обмена опытом;
- разработка системы оценки инвестиционной привлекательности предприятий, входящих в кластер, и системы привлечения потенциальных инвесторов к финансированию инновационных проектов.
Региональная экономическая политика в целом должна быть направлена на укрепление конкурентных позиций путем формирования кластерных образований в качестве основного элемента достижения стратегических целей развития.
Формирование кластеров имеет ряд преимуществ как для самого региона, так и для предприятий-участников кластера (табл. 1).
Таблица 1 – Преимущества создания кластеров
Преимущества |
Для региона |
Для предприятий кластера |
1. Экономические | Повышение инвестиционной привлекательности региона, рост числа налогоплательщиков и объемов налоговых поступлений в бюджетную систему | Уменьшение издержек, доступность производственных и финансовых ресурсов, увеличение объемов реализации продукции |
2. Социальные | Рост числа занятого населения, повышение качества профессионального образования, повышение качества жизни населения | Формирование множества корпоративных связей и взаимоотношений, формирования устойчивого договорного поля |
3. Инфраструктурные | Развитие транспортной, инновационной, инновационной и инвестиционной инфраструктуры | Аккумулирование информации и опыта других участников в целях создания новых направлений деятельности и привлечения новых участников |
4. Коммуникационные | Появление новых методов, форм и способов взаимодействия между представителями предпринимательского сообщества и государства | Информационная прозрачность деятельности, возможность доступа к информации участников и взаимный обмен ею, быстрое распространение новых знаний, повышение доверия между участниками |
5. Репутационные | Укрепление позиций региона на уровне федерального и российского рынка, создание имиджа развитой территории | Формирование престижности участия в кластере, повышение качества товаров (услуг) |
Следует отметить, что основным этапом формирования кластерной политики должна стать разработка кластерной стратегии, которая должна разрабатываться как на уровне государства, так и на региональном уровне и на уровне участников кластера. В свою очередь, региональная кластерная стратегия должна являться элементом стратегии социально-экономического развития региона, а кластерная стратегия на уровне участников кластера – элементом стратегии повышения конкурентоспособности предприятий-участников кластера.
Набор инструментов развития кластеров будет зависеть от следующих критериев:
- Стадия жизненного цикла кластера
- вновь создаваемый кластер – в стратегию его развития необходимо включить проведение информационных кампаний среди представителей бизнес-сообщества, стимулирование взаимодействия науки, образования, промышленности и государства;
- развивающийся кластер – необходимо обеспечивать интенсивную поддержку предпринимательства, расширять источники привлечения инвестиционных ресурсов, проводить маркетинговые исследования рынков, развивать межрегиональное и приграничное взаимодействие в части налаживания каналов сбыта, разрабатывать новые продукты;
- кластер в процессе упадка – формирование базы инвестиционных проектов кластера, привлечение иностранных инвестиций, выявление каналов сбыта на внешних рынках.
2. Степень развития отношений внутри кластера
- для реально существующих кластеров – создание общей инфраструктуры для всех участников, привлечение инвестиционных ресурсов, осуществление совместных инновационных и научных разработок;
- для потенциально существующих кластеров – просвещение и популяризация кластеров среди предпринимательских сообществ, повышение качества образования специалистов.
3. Цели создания и приоритетные направления деятельности кластера
- стратегия регионального (национального) кластера – целью выступает рост конкурентоспособности региона (страны);
- стратегия интернационального кластера – целью выступает создание кластеров путем привлечения инвесторов;
- смешанная стратегия – объединение целей двух вышеуказанных стратегий.
Таким образом, оптимальный набор инструментов будет зависеть от объемов располагаемых регионом местных ресурсов и первоначальных возможностей самого кластера, а также от особенностей проводимой кластерной политики. Именно в кластерной политике закладывается конкретная совокупность схем создания кластера с учетом имеющихся ресурсных, инфраструктурных, финансовых и рыночных условий.
Несмотря на ряд рассмотренных преимуществ создания кластера в целях развития инновационной экономики, в настоящее время существует ряд проблем, тормозящих развитие и создание кластерных структур. Основной среди них является необходимость убеждения представителей бизнеса в положительном эффекте кластеризации, которые боятся нововведений, не принимают их и не склонны к риску. Не менее важной проблемой выступает неразвитость системы трехстороннего взаимодействия между участниками инновационного процесса (наукой, бизнесом и государством). Кроме того, отсутствует понятийный аппарат (в частности нет единого определения понятия «кластер») и четкая нормативно-правовая система, регулирующая взаимоотношения в процессе кластеризации экономики.
В связи с этим, важнейшей задачей на пути становления кластерных структур является создание нормативно-правовой базы, которая была бы надежно подкрепляла юридическое положение кластеров в экономике.
Кроме того, на наш взгляд, следует разработать единую методологию формирования кластерных структур и методов оценки эффективности их функционирования.
В целом, необходимо проводить такую кластерную политику, которая предполагала бы создание максимально благоприятных условий для инновационного развития.
Библиографический список
- Семенова Е.А. Формирование эффективной кластерной политики как основа стратегии инновационного развития [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.riss.ru/analitika/1563-formirovanie-effektivnoj-klasternoj-politiki-kak-osnova-strategii-innovatsionnogo-razvitiya#.VMy8u8lcFuY (дата обращения 30.01.2015).
- Третьяк В.П. Квазиинтеграция: природа, формы проявления // Современные проблемы экономической теории. – М.: МГУ, 2004. – С. 84.
- Шерешева М.Ю. Межфирменные сети. – М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2006. – 320 с.