В сложившихся экономико-политических условиях высшее профессиональное образование не удовлетворяет потребностям современного производства. Обучение иногда проводится с отрывом от реальной экономики. Преподаватели стали теоретиками, «зависнув» в высшей школе. Они предлагают изучать устаревшие методики и технологии, которые не применятся на практике. Поэтому нередки ситуации, когда студенты выходят из ВУЗа недостаточно профессионально подготовленными и испытывают потребность в дополнительном обучении, что дорого для предприятия. Отсюда – нежелание работодателей принимать выпускников вузов на работу. Для решения этой проблемы необходимы механизмы объединения бизнеса и образования. В частности, мы предлагаем создание учебных инновационных лабораторных полигонов на базе предприятий в рамках частно-государственного партнерства. Такие полигоны могут решать несколько задач:
1) обеспечивать целевую подготовку молодых кадров для работы на современном оборудовании;
2) обеспечивать квалифицированными кадрами предприятия;
3) повысить инновационную активность вузов;
4) предоставить возможность дополнительного заработка преподавателям вуза и др.
Обучение на инновационном лабораторном полигоне может приносить обоюдную пользу: студентам – конкретные профессиональные умения и навыки, которые они могут применять на практике, а работодателям – воочию отбирать способных студентов и целенаправленно формировать их трудовой потенциал, что важно предприятию в долгосрочной перспективе.
Концепция обучения молодежи в связке с промышленностью и бизнесом, на наш взгляд, является прогрессивной, так как инновационные лабораторные полигоны могут не только формировать профессиональные навыки студентов, но также мотивировать преподавателей к повышению их квалификации методом самообучения. Кроме того, создание инновационных лабораторных полигонов может служить и развитию научной деятельности. На их основе могут создаваться инновационные проекты, опытно-конструкторские бюро для исследования различных новшеств и инноваций. Частно-государственное партнерство может подтолкнуть развитие науки с помощью расширения возможностей финансовых вложений, с одной стороны, и предоставления под реальные проекты кадрового потенциала вуза и его образовательной базы, с другой.
Конечно, основной трудностью в данной ситуации является финансирование инновационных лабораторных полигонов. Мы предлагаем в качестве создания источника финансирования использовать инструмент эндаумент-фонда.
Эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала, как его определяет законодательство РФ, – это целевой фонд, который создается для достижения некоммерческих целей, таких как образование, культура, медицина. Эндаумент формируется за счет благотворительных пожертвований. Сформированные средства могут инвестироваться куда-либо с целью получения дохода, однако, весь полученный доход должен направиться в ту организацию, для поддержки которой он был создан. Целевой характер деятельности является особенностью эндаумента, отличающей его от прочих благотворительных и некоммерческих фондов.
Алгоритм создания эндаумент-фонда прост на первый взгляд: привлечение средств благотворителей, их аккумулирование и вклад в различные финансовые инструменты для достижения прибыли. При этом сформированный целевой капитал является «неприкосновенным», а каждый новый взнос лишь увеличивает капитал, соответственно приращивая доход.
На наш взгляд, формирование эндаумент-фонда сможет обеспечить:
- независимость от разовых пожертвований благотворителей;
- стабильную финансовую поддержку организации через гарантированное получение дохода;
- долговременный источник финансирования деятельности полигона.
Согласно законодательству [2], в целях максимизации прибыли деятельность эндаумент-фонда должна производиться управляющей компанией. Сбор благотворительных средств в фонд должен осуществляться не организацией-получателем, а самим эндаумент-фондом, образованным как некоммерческая организация.
Первоначально, для создания основы инновационного лабораторного полигона необходимо привлечение средств предприятия, которое желает и готово апробировать какой-то конкретный метод работы в лабораторных условиях. Затем по мере роста интереса к результатам проведенного исследования может быть образован эндаумент-фонд.
Такое взаимодействие вуза, бизнеса и промышленности может активизировать проектную деятельность молодежи, а также стать подготовительной базой для последующих серьезных научных исследований и открытий.
Библиографический список
- Яковенко, Д. «В вузах проклюнулся капитал». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2012/45/v-vuzah-proklyunulsya-kapital/
- Федеральный закон № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006 года
- Эндаументы учебных заведений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ruslan-ahtahanov.ru/endaumenty-uchebnykh-zavedenii.html