Вступление России в ВТО накладывает ограничения на механизмы и объемы господдержки АПК. При этом объем поддержки так называемой “янтарной корзины” ВТО, к которой относится значительная часть предоставляемых сейчас сельхозтоваропроизводителям субсидий, будет сокращаться. Появилась необходимость пересмотра структуры средств, прежде направляемых на прямую поддержку сельхозпроизводителей, в пользу мер так называемой “зеленой корзины” ВТО. По правилам ограничительные меры обеспечивают условия, при которых государство не будет напрямую оказывать воздействие на уровень производства и торговли сельхозпродукцией. И потому эти меры освобождены от обязательств по сокращению. Одной из таких мер является “внутренняя продовольственная помощь” (ВПП), предусмотренная пунктом 4 приложения II международного Соглашения по сельскому хозяйству и широко применяемая другими странами – членами ВТО. На основе ВПП и разработан проект концепции. С помощью механизмов ВПП посредством стимулирования потребительского спроса нуждающихся слоев населения можно косвенно поддержать отечественных сельхозпроизводителей
В рамках «зеленой корзины» ВТО допускается господдержка местных сельхозпроизводителей, участвующих в организации здорового питания в детских садах, больницах, школах и социальных учреждениях. По условиям Всемирной торговой организации во главу угла ставится развитие рыночной конкуренции, и во всех иных случаях запрещается сдерживать поставку импортной продукции и оказывать прямую государственную поддержку отечественным производителям.
Под социальным питанием понимается организация питания отдельных групп населения за счет или с участием бюджетов различных уровней, осуществляется путем бесплатного или льготного предоставления питания в сети специализированных предприятий общественного питания с использованием пищевых продуктов установленного ассортимента в предприятиях торговли. На федеральном уровне одобрена Концепция мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины» ВТО.
В Концепции заложена идея поэтапного расширения государственных гарантий (обязательств) в области внутренней продовольственной помощи населению, нуждающемуся в пищевых продуктах. По ориентировочным расчетам число потребителей социального питания в России составляет около 32,5 млн чел. Адресной продовольственной поддержкой может быть охвачено еще до 15 млн малоимущих граждан. Потенциальная емкость рынка социального питания и продовольственной помощи составляет 640 и 150 млрд руб. в год соответственно [1]. Для этого потребуется ресурсов до 20 % от объемов внутреннего потребления. Эти объемы могут обеспечить стабильный спрос на продукцию отечественного сельского хозяйства .Это позитивный процесс. . Наличие устойчивого спроса непосредственно на территории региона, делает его более конкурентоспособным, на что указывал М. Портер[2].
В связи с большими объемами и особой спецификой решаемых задач Правительство РФ на основе механизмов внутренней продовольственной помощи «запустило» программу «пилотных» проектов, имеющих своей целью оценку эффективности мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции. Минсельхозом России принято решение о реализации в 2013-2015 годах «пилотных» проектов в пяти субъектах Российской Федерации. В республиках Бурятия и Мордовия, Омской, Саратовской и Ульяновской областях реализуются «пилотные» проекты по апробации механизмов внутренней продовольственной помощи. В Сибирском федеральном округе Омская область включена в число регионов, отобранных для реализации проекта.
В процессе реализации Проекта предполагается решение задач, связанных с апробацией различных мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции; проверкой механизмов, обеспечивающих продвижение и трансформацию пищевой продукции. При этом будет отслеживаться динамика развития производственной и товаропроводящей инфраструктуры[3]..
Учитывая негативные трансформации международных экономических связей, связанных с различного рода санкциями, представляется своевременным рассмотреть возможности скоординированного использования потенциала торговых сетей в системе обеспечения населения социальным питанием.
В последние годы получило развитие новое направление в формировании институциональной структуры торговли продовольствием в стране. Суть состоит в том, что изменилась архитектура всей системы продвижения товаров от их производителей до конечного потребителя, связанная с активным захватом потребительского рынка торговыми сетями. По России доля продаж через сетевые форматы в общем обороте розничной торговли в 2012 году достигла19,5% против 18,5% в 2011 году. Динамика этого процесса в регионах России различна. Например, в Омской области сетевая торговля развивается опережающими темпами (прирост соответственно 21,7 и 18,8%). В обороте розничных торговых сетей доля пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, в 2012 году равнялась 43,1 процента (в 2011 году – 41,2%).
Например, за последнее время на рынок омского региона зашли крупные сетевые игроки. Конкуренцию с ними не выдержали и ушли с регионального рынка многие торговые предприятия. Возникла проблема конфликта экономических интересов торговых структур сетевого формата и местных товаропроизводителей. Это объясняется тем, что существуют барьеры доступа местных продуктов на прилавки сетей. Местным производителям сложно встроиться в их жесткую, централизованную систему. Сети отдают предпочтение тем поставщикам, которые могут предложить широкий ассортимент товаров. важен масштаб, - как минимум 100 наименований. Большие поставки помогают снизить затраты на логистику и упростить работу сетей с поставщиками. Однако, в регионе не все производители могут обеспечить поставку сетевым структурам широкого ассортимента.
С целью расширения возможностей местных товаропроизводителей реализовывать свои товары и конкурировать с сетевыми структурами, органы государственного и муниципального управления осуществляют меры по обеспечению доступа к товару, устранению с рынка неэффективных посредников. Например, в омском регионе методами экономического регулирования, созданием организационных условий проводится политика устранения из продуктовой цепочки неэффективных посредников. Проводятся ярмарки и различного рода акции, обеспечивающие прямое взаимодействие производителей и конечных потребителей.
Минсельхоз России ориентирует на развитие производственной и товаропроводящей инфраструктуры социального питания за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и федерального бюджета на условиях софинансирования. Товаропроводящая инфраструктура социального питания включает индустриальный комбинат питания, производящий по специальным технологиям готовые блюда и полуфабрикаты с пролонгированными сроками годности;
производственно-логистический центр, использующий для компоновки рационов полуфабрикаты, произведенные как собственными силами, так и на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности региона.
Нужды сельского поселения в сфере социального питания обслуживают центр, использующий для компоновки рационов, как привозные полуфабрикаты, так и собственное производство; логистический центр, осуществляющий функции исключительно по компоновке рационов, их хранению и транспортировке.
Деятельность органов самоуправления должна быть направлена на развитие кооперации и вовлечению в систему внутренней продовольственной помощи малых форм хозяйствования, личных подсобных хозяйств. При условии вовлечения в систему обеспечения питанием организованных коллективов создаются условия для софинансирования единой системы со стороны бизнес- структур, организующих питание своих работников.
Система социального питания является действенным инструментом регулирования сельскохозяйственного рынка, инструментом реализации продуктов питания, закупаемых государством во время закупочных интервенций с целью поддержания существующих на рынке цен
Состояние системы внутренней продовольственной помощи должно оцениваться по набору показателей (индикаторов) научно обоснованной методики сбора, обработки и анализа информации. В указанный набор показателей авторы Концепции включили следующие:
- удельный вес отечественных пищевых продуктов в общем объеме продовольственных ресурсов, поставляемых в систему внутренней продовольственной помощи, в том числе местного производства, %;
- объем государственных (муниципальных) закупок продовольствия и услуг для системы внутренней продовольственной помощи, в том числе по прямым договорам с производителями и переработчиками сельскохозяйственной продукции, а также у субъектов малого и среднего предпринимательства, млн. руб./тыс. тонн;
- охват целевых категорий граждан внутренней продовольственной помощью, %; объем внутренней продовольственной помощи, млн. руб./тыс. тонн; уровень достижения рациональных норм потребления, %.
Набор индикаторов для анализа и оценки эффективности проектов включает: объем поставок продукции местных производителей, переработчиков сельскохозяйственной продукции для внутренней продовольственной помощи (тыс. тонн); удельный вес реализации пищевой продукции для внутренней продовольственной помощи через соответствующую инфраструктуру,%; прирост выручки объектов производственной и товаропроводящей инфраструктуры от поставок в систему внутренней продовольственной помощи, %.
Подведены итоги реализации Концепции на конец первого квартала 2014 г. В регионах, где реализуются «пилотные» проекты, приняты программы: «Совершенствование социального питания, развитие его промышленного производства и товаропроводящей инфраструктуры в Республике Мордовия» на 2011-2015 годы; «Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции АПК Омской области, на 2013-2016 годы»; «Развитие товаропроводящей инфраструктуры социального питания и продовольственной помощи в Саратовской области» на 2013 – 2015 годы.
В Омской области в плане реализации принятой программы ведутся проектные разработки строительства крупного производственно-логистического центра. Центр будет закупать продукцию у местных сельхозтоваропроизводителей, осуществлять его переработку и поставку в виде полуфабрикатов высокой степени готовности в бюджетные учреждения социальной сферы, а также реализовывать под маркой «Омский продукт» через розничные торговые сети для 400 000 семей. Предусматривается использовать карты Сбербанка России для оплаты пищевой продукции в розничной сети «Холидей». Создается отдельная структура, консолидирующая средства как областного, так и федерального бюджетов. Ресурсы будут направляться, наряду с другими проектами кластерного развития, на формирование системы социального питания и оказания внутренней продовольственной помощи по направлениям здравоохранения, социального развития и образования, а также для оказания господдержки перерабатывающим предприятиям[4, 5].
Меры по согласованию интересов и эффективному использованию потенциала торговых сетей и местных предпринимателей предполагается «встроить» в систему рыночной инфраструктуры агропищевого кластера региона. Что касается потенциала торговых сетей, то есть зарубежная практика, которая демонстрирует меры противостояния негативным проявлениям деятельности международных сетей, как со стороны конкурентов, так и со стороны государства. Одним из таких способов, например, в Швеции был процесс объединения представителей национальной торговли и промышленности, что в определенной степени помогло защитить интересы собственных предприятий и обеспечить стабильность рынка. В США известны случаи ограничений для международных торговых сетей в виде предельного размера торговых площадей. В Лос-Анджелесе (США), например, городские власти в связи с обеспокоенностью за судьбу местных супермаркетов и предприятий торговли после выхода на рынок розничных гигантов Wall-Mart, Kmart and Costco и строительством ими крупных торговых предприятий приняли решение ограничить предельный размер торговых площадей для продажи продуктов питания. Так, в торговых центрах с общей торговой площадью более 15000 кв. м для продажи продуктов питания не разрешается отводить более 7,5% от общей торговой площади. Это один из примеров, когда власти стран, городов пытаются законодательно защитить предприятия, работающие и уплачивающие налоги в местные бюджеты [6].
Заключение. В условиях негативных трансформаций в сфере внешней торговли, вхождения России в ВТО приоритетной задачей является создание и развитие институтов инфраструктуры социального питания в системе продовольственного рынка мегаполиса. Создание координирующей структуры в департаментах городской экономической политики администрации мегаполиса позволит ослабить противоречие экономических интересов торговых сетей, переработчиков сырья, и сельских товаропроизводителей региона. Этого можно достигнуть путем заключения соглашений в процессе использования мощностей товаропроводящей инфраструктуры торговых сетей и имеющихся в регионах мощностей оптовой и розничной торговли.
Предлагается на региональном уровне заключать соглашения между заинтересованными ведомствами, производителями местной продукции и крупными сетевыми магазинам. В форме укрупненных согласованных нормативов фиксировать в договорах объёмы и качество продукции. В товарообороте сетевых структур предусматривать обязательство принять у товаропроизводителей долю от объёма оборота данной группы товаров. Предусматривать «полочное» пространство для выгодного размещения продукции местных товаропроизводителей, тем самым устранять противоречия экономических интересов сетевых торговых систем и сельских товаропроизводителей. Необходимо отработать технологию использования карт Сбербанка России для оплаты пищевой продукции социального питания в розничной сети. Первостепенной задачей регионов в сфере продовольственной безопасности, создания устойчивой системы внутреннего обеспечения населения продовольствием является переход на индустриальную основу в этой сфере.Создание индустриально – логистических центров обеспечит возможность закупать продукцию у местных сельхозтоваропроизводителей, осуществлять его переработку и поставку в виде полуфабрикатов высокой степени готовности в бюджетные учреждения социальной сферы, общественное питание на предприятиях, в учебных заведениях.
Библиографический список
- Проект Концепции мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины» ВТО//[Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/23333.htm (дата обращения 20.09.2014)
- Портер Майкл, Э. Конкуренция: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.: ил.
- Протокол выездного совещания рабочей группы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации г. Рузаевка, Республика Мордовия от 30 апреля 2013 г. № НФ-21/141 (Рабочий документ МСХ РФ)
- Анализ региональных программ развития внутренней продовольственной помощи субъектов Российской Федерации–участников «пилотных» проектов [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/28771.285.htm (дата обращения: 20.09.2014)
- Стукач В.Ф. Аграрные инновации в системе стратегического развития региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/07/2856 (дата обращения: 20.09.2014).
- Анализ положения крупных торговых сетей на розничном рынке продовольствия Санкт-Петербурга и практики их взаимодействия с предприятиями-поставщиками продовольствия////[Электронный ресурс]. URL: http://www.pandia.ru/text/77/210/86214.php (дата обращения: 20.09.2014)