Система поддержки и развития межрегиональных связей в экономике Чеченской Республики (ЧР) представляет собой совокупность элементов инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов региона в их взаимосвязи и взаимодействии с производственными и сбытовыми субъектами рынка.[2,4]
Примечательно, и все исследователи с этим согласны[1,5], что объекты и элементы инфраструктуры локально привязаны и работают на нужды определенной территории, удовлетворяя потребности регионального бизнеса и населения и является обязательным условием целостности любой экономической и социальной системы, носит вспомогательный, подчиненный характер, обеспечивает бесперебойную производственно-хозяйственную деятельность экономики региона.
Во вторых. На современном этапе экономического развития роль и место инфраструктуры приобретают новое значение. Инфраструктурные объекты все плотнее интегрируются с региональным производственным комплексом и становятся ключевым фактором его функционирования и повышения рентабельности, формирования условий для привлечения инвестиций с целью интенсификации региональной экономики.
Также, отдельные элементы региональной инфраструктуры становятся рентабельными видами деятельности, увеличивая поступления в региональный бюджет: платные автомагистрали, качественное складское обслуживание, современные высококачественные связь и коммуникации (производственная инфраструктура).
Такие же перемены наблюдаются и в сфере социальной инфраструктуры: кинотеатры, пассажирский транспорт, частные лечебные учреждения и т.д. (социальная инфраструктура).
Инфраструктура в качестве комплексной сферы региональной экономики приобрела свои специфические особенности:
- выступает своеобразным «собирательным механизмом», объединяющим разнородные виды деятельности, отрасли и производства;
- ее связь с другими хозяйствующими субъектами и производственными комплексами обеспечивается в основном путем функционального разделения прав и обязанностей;
- на формирование и функционирование элементов инфраструктуры влияют региональные особенности организации производства.
В связи с этим, уровень развития социальной и производственной инфраструктуры, их оптимальное соотношение является одним из основных факторов устойчивого развития региона [3,4].
В третьих. Вся совокупность индикаторов оценки развития региональной инфраструктуры разбивается на следующие группы: 1. Экономические индикаторы. 2. Социальные индикаторы. 3. Экологические индикаторы. 4. Демографические индикаторы. 5. Индикаторы наличия и использования ресурсов.
С учетом вышесказанного, ориентируясь на индикаторы развития региональной инфраструктуры, следует определять основные вектора ее развития, обеспечивающие эффективность функционирования всей цепочки региональной инфраструктуры, т.е. концепций ее развития.
В четвертых. Как мы неоднократно отмечали, мировая наука накопила немалый опыт по формированию и функционированию различных элементов социальной и производственной инфраструктуры, что с небольшими корректировками может быть использовано для определения перспективных направлений формирования и совершенствования региональной инфраструктуры регионов России в текущий период.
В этом направлении экономически развитыми зарубежными странами построена модель совмещения или слияния государственного и частного капитала для решения проблем формирования и эксплуатации социальной и производственной инфраструктур, названная «Рubliс-Рrivаtе Раrtnеrshiр» (Государственно-частное партнерство (ГЧП)).
Современной экономической наукой выделены 10 видов и форм государственно-частного партнерства.
Особую значимость инфраструктурные проекты с использование моделей ГЧП приобретают на местном уровне, так как именно на региональный уровень приходится наибольшая нагрузка по множеству проектов в области транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, энергетического хозяйства, охраны окружающей среды, строительства жилья, газообеспечения.
В пятых. Инфраструктуре Чеченской Республики, в частности производственной, уделяется недостаточно внимания, финансирование осуществляется по остаточному принципу, что четко прослеживается за анализируемый период.
В шестых. Проведенный анализ состояния реального сектора экономики Чеченской Республики и инфраструктурная составляющая в программах социального экономического развития показал, что проблемам развития и эксплуатации объектов производственной инфраструктуры уделяется ничтожно мало внимания, чем и вызвано их неудовлетворительное состояние.
В Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года предусмотрены меры государственной поддержки предприятиям всех форм собственности, участвующих в реализации федеральных и региональных программ и проектов.
В седьмых. Для комплексной оценки уровня развития социальной (УРСИР) и производственной (УРПИ) инфраструктуры, оценки их влияния на уровень экономического развития региона (УЭРР) нами разработана методика расчета таксономических показателей, и апробирована на примере территориальных образований Чеченской Республики: 3 города и 15 административных районов.
Результаты проведенных расчетов в диссертационном исследовании подтверждают наличие прямой зависимости между уровнями УРСИ, УРПИ и УЭРР. Определив степень обеспеченности объектами инфраструктуры, можно определить, какие инфраструктурные объекты являются приоритетным для конкретного района или города на современном этапе.
С учетом всего вышесказанного, нами разработана и апробирована методика оценки уровня развития социальной и производственной инфраструктуры региональной экономики с использованием интегральной системы показателей, и их влияние на уровень экономического развития региона.
В восьмых. Как неоднократно отмечалось выше, проблемы развития региональной производственной инфраструктуры носят межотраслевой характер, и их невозможно решить без федерального центра.
При разработке федеральных и региональных целевых программах региональная инфраструктура не воспринимается как целостный объект, и проблемы ее развития решаются несистемно, разбросав, в качестве подсистем, по разным программам, что негативно отражается на инфраструктурном комплексе региона.
Все вышесказанное говорит о необходимости выделения региональной инфраструктуры в качестве отдельного объекта в программах социально-экономического развития регионов и разработки перспективных принципов формирования мероприятий, адекватно оценивающих роль инфраструктуры в жизнедеятельности региона.
Масштабы задач, сопряженных с обновлением и реконструкцией технологий, относящихся к инфраструктуре Чеченской Республики, не способствуют возможности их самостоятельного решения, требует капитальных расходов федерального бюджета, поэтому проблемы развития региональной инфраструктуры могут решаться только при активном участии государства, что еще более актуально в условиях нестабильной экономики.
Основные приоритетные направления социально-экономического развития Чеченской Республики приведены в «Стратегии социально-экономического развития ЧР до 2020 года», детальный анализ которого показал, что в направлении инфраструктурных составляющих необходимо дополнить мероприятиями по развитию отдельных элементов и объектов, которые нами приведены в Концепции развития инфраструктуры на среднесрочную перспективу.
Библиографический список
- Баснукаев М.Ш. Теоретические основы пространственной организации региональной экономики // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. Издательства «Центр развития научного сотрудничества» (Новосибирск) 2014 г. , 107-110
- Баснукаев М.Ш. Чеченская республика и геополитика// Исламоведение. Издательство: Дагестанский государственный университет (Махачкала) № 1, 2014 г., 99- 103 с.
- Баснукаев М.Ш., Шлафман А.И. Пространственная интеграция региональной экономики субъектов Российской Федерации//Труды КНИИ РАН Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН; под редакцией Д.К-С. Батаева. -Грозный, 2012. -С. 145-150.
- Баснукаев М., Ирисханов М. Общественное мнение Чечни о ситуации в Чеченской Республике//Вестник общественного мнения. 2005. № 4. С. 19-29.
- Шлафман А.И. Государственное регулирование интеграционных процессов современных предпринимательских структур//Нефть, газ и бизнес. 2011. № 4. С. 19-22.