СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ В ЭКОНОМИКЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Мусостова Дещи Шамсудиновна
Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов
аспирант кафедры экономики и менеджмента

Аннотация
В представленной статье обобщены выводы и заключения автора о развитии системы обеспечения хозяйственных связей экономическими субъектами южного региона возможных направлений развития хозяйственных связей. Особую роль автор отводит организации и развития межрегиональных связей.

Ключевые слова: организация межрегиональных связей., региональная экономика


SYSTEM SUPPORT AND DEVELOPMENT OF INTERREGIONAL RELATIONS IN THE ECONOMY OF THE CHECHEN REPUBLIC

Musostova Deshi Shamsutdinova
Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences
Postgraduate student of the Department of Economics and management

Abstract
In the present article summarizes the findings and conclusions of the author on the development of the system of economic relations of economic entities of the southern region of possible directions of development of economic relations. The special role of the author devotes the organization and development of interregional links.

Библиографическая ссылка на статью:
Мусостова Д.Ш. Система поддержки и развития межрегиональных связей в экономике Чеченской Республики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/09/5875 (дата обращения: 18.03.2024).

Система поддержки и развития межрегиональных связей в экономике Чеченской Республики (ЧР) представляет собой совокупность элементов инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов региона в их взаимосвязи и взаимодействии с производственными и сбытовыми субъектами рынка.[2,4]

Примечательно, и все исследователи с этим согласны[1,5], что объекты и элементы инфраструктуры локально привязаны и работают на нужды определенной территории, удовлетворяя потребности регионального бизнеса и населения и является обязательным условием целостности  любой экономической и социальной системы,  носит вспомогательный, подчиненный характер, обеспечивает бесперебойную  производственно-хозяйственную деятельность экономики региона.

Во вторых. На современном этапе экономического развития роль и место инфраструктуры приобретают новое значение. Инфраструктурные объекты все плотнее интегрируются  с региональным производственным комплексом и становятся ключевым фактором его функционирования  и повышения рентабельности, формирования условий для привлечения инвестиций с целью интенсификации  региональной экономики.

Также, отдельные элементы региональной инфраструктуры становятся рентабельными видами деятельности, увеличивая поступления в региональный бюджет: платные автомагистрали, качественное складское обслуживание, современные высококачественные связь  и коммуникации (производственная инфраструктура).

Такие же перемены наблюдаются и в сфере социальной инфраструктуры:  кинотеатры, пассажирский транспорт, частные лечебные учреждения и т.д. (социальная инфраструктура).

Инфраструктура в качестве комплексной сферы региональной экономики приобрела  свои специфические особенности:

- выступает своеобразным  «собирательным механизмом», объединяющим  разнородные виды деятельности, отрасли и производства;

- ее связь с другими хозяйствующими субъектами  и производственными комплексами обеспечивается в основном путем функционального разделения прав и обязанностей;

- на формирование и функционирование элементов инфраструктуры влияют региональные особенности организации производства.

В связи с этим, уровень развития социальной и производственной инфраструктуры, их оптимальное соотношение  является одним из основных факторов устойчивого развития региона [3,4].

В третьих. Вся совокупность индикаторов оценки развития региональной инфраструктуры разбивается на следующие группы: 1. Экономические индикаторы. 2. Социальные индикаторы. 3. Экологические индикаторы. 4. Демографические индикаторы. 5. Индикаторы наличия и использования ресурсов.

С учетом вышесказанного, ориентируясь на  индикаторы развития региональной инфраструктуры, следует определять основные  вектора ее развития, обеспечивающие  эффективность функционирования всей цепочки  региональной инфраструктуры, т.е. концепций ее развития.

В четвертых. Как мы неоднократно  отмечали, мировая наука  накопила немалый  опыт по формированию и функционированию различных элементов социальной и  производственной инфраструктуры, что с небольшими  корректировками может быть использовано для определения перспективных направлений формирования  и совершенствования региональной инфраструктуры регионов России в текущий период.

В этом направлении экономически развитыми зарубежными странами построена модель совмещения или слияния государственного и частного капитала для решения проблем формирования и эксплуатации социальной и производственной инфраструктур, названная «Рubliс-Рrivаtе Раrtnеrshiр» (Государственно-частное партнерство (ГЧП)).

Современной экономической наукой выделены 10 видов и форм государственно-частного партнерства.

Особую значимость инфраструктурные  проекты с использование моделей ГЧП приобретают  на местном уровне, так как именно на региональный  уровень приходится наибольшая нагрузка по множеству  проектов в области транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, энергетического  хозяйства, охраны окружающей среды, строительства жилья, газообеспечения.

В пятых. Инфраструктуре Чеченской Республики, в частности производственной,  уделяется недостаточно внимания, финансирование осуществляется по остаточному принципу, что четко прослеживается за анализируемый период.

В шестых. Проведенный анализ состояния реального сектора экономики Чеченской Республики и инфраструктурная составляющая в программах социального экономического развития показал, что проблемам развития и эксплуатации объектов производственной инфраструктуры уделяется ничтожно мало внимания, чем и вызвано их неудовлетворительное состояние.

В Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года предусмотрены меры  государственной поддержки предприятиям всех форм собственности, участвующих в реализации федеральных и  региональных программ и проектов.

В седьмых. Для комплексной оценки уровня развития социальной (УРСИР) и производственной (УРПИ) инфраструктуры, оценки их влияния на уровень экономического развития региона (УЭРР) нами разработана методика расчета таксономических показателей, и апробирована на примере территориальных образований  Чеченской Республики: 3 города и 15 административных районов.

Результаты проведенных расчетов в диссертационном исследовании подтверждают наличие прямой зависимости между уровнями УРСИ, УРПИ и УЭРР. Определив степень обеспеченности объектами инфраструктуры, можно определить, какие инфраструктурные объекты являются приоритетным для конкретного района или города на современном этапе.

С учетом всего вышесказанного, нами разработана и апробирована методика оценки уровня развития социальной и производственной инфраструктуры региональной экономики с использованием интегральной системы показателей, и их влияние на уровень экономического развития региона.

В восьмых. Как неоднократно отмечалось выше, проблемы развития региональной производственной инфраструктуры носят межотраслевой характер, и их невозможно решить без федерального центра.

При разработке федеральных и региональных целевых программах региональная инфраструктура не воспринимается  как целостный объект,  и проблемы ее развития решаются несистемно, разбросав, в качестве подсистем,  по разным программам, что негативно отражается  на инфраструктурном комплексе  региона.

Все вышесказанное говорит о необходимости  выделения региональной инфраструктуры в качестве  отдельного объекта в программах социально-экономического развития регионов и разработки перспективных принципов формирования мероприятий, адекватно оценивающих роль инфраструктуры в жизнедеятельности  региона.

Масштабы задач, сопряженных с обновлением и реконструкцией технологий, относящихся к инфраструктуре Чеченской Республики, не способствуют возможности их самостоятельного решения, требует капитальных  расходов федерального бюджета, поэтому проблемы развития региональной инфраструктуры могут решаться только при активном участии государства, что еще более актуально в условиях нестабильной экономики.

Основные приоритетные  направления социально-экономического развития Чеченской Республики приведены в «Стратегии социально-экономического развития ЧР до 2020 года», детальный анализ которого показал, что в направлении инфраструктурных составляющих необходимо дополнить мероприятиями по развитию отдельных элементов и объектов, которые нами приведены в Концепции развития инфраструктуры на среднесрочную перспективу.


Библиографический список
  1. Баснукаев М.Ш. Теоретические основы пространственной организации региональной экономики // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. Издательства «Центр развития научного сотрудничества» (Новосибирск) 2014 г. , 107-110
  2. Баснукаев М.Ш. Чеченская республика и геополитика// Исламоведение. Издательство: Дагестанский государственный университет (Махачкала) № 1, 2014 г., 99- 103 с.
  3. Баснукаев М.Ш., Шлафман А.И. Пространственная интеграция региональной экономики субъектов Российской Федерации//Труды КНИИ РАН Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН; под редакцией Д.К-С. Батаева. -Грозный, 2012. -С. 145-150.
  4. Баснукаев М., Ирисханов М. Общественное мнение Чечни о ситуации в Чеченской Республике//Вестник общественного мнения. 2005. № 4. С. 19-29.
  5. Шлафман А.И. Государственное регулирование интеграционных процессов современных предпринимательских структур//Нефть, газ и бизнес. 2011. № 4. С. 19-22.


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: