Важнейший макроэкономический инструмент, регулирующий финансовую деятельность государства в области доходов и расходов денежных средств, представлен государственным бюджетом.
Государственный бюджет характеризует годовой финансовый план, принимаемый в соответствии с Бюджетным кодексом РФ позволяющий выполнить основный функции и задачи государства.
В данной статье раскроем основы формирования государственного бюджета, а именно его доходы и расходы.
Государственный бюджет позволяет четко проследить образование денежных средств государством и направления их расходования, а также оценить эффективность их использования.
Используя официальные данные Федеральной службы государственной статистики и Счетной палаты РФ, рассмотрим структуру государственного бюджета России.
Одна из частей государственного бюджета представлена денежными средствами, поступающими в распоряжение государства, то есть доходами бюджета.
Вторая часть государственного бюджета, расходная, представляющая денежные средства, направленные на финансовое обеспечение государства.
Основные суммы бюджетных доходов и расходов за период с 2009 года по январь – май 2014 год показаны в таблице 1.
Таблица 1- Объем доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов (млрд.руб.)
|
2009 год |
2010 год |
2011год |
2012 год |
2013 год |
в январе-мае 2014 года
|
Доходы |
13599,7 |
15715,9 |
20855,4 |
23088,7 |
24442,7 |
10572,3 |
Расходы |
16048,3 |
17301,0 |
19994,6 |
22825,8 |
25290,9 |
9519,8 |
По данным Росстата доходы бюджета за период с 2009 года по 2013 год увеличились за счет роста налоговых выплат, доходов от внешнеэкономической деятельности; наблюдается снижение доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и безвозмездных поступлений.
Наблюдается рост расходов консолидированного бюджета по всем статьям, кроме расходов в национальную экономику.
В результате соотношения доходов и расходов при исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за анализируемый период наблюдаются следующие изменения: бюджет дефицитен в 2009 году (-2448,6 млрд.руб.), в 2010 году (-1585,1 млрд.руб.), в 2013 году (-848,2 млрд.руб.), а в 2011году, 2012году, 2014 году профицитен.
Рассмотрим уровень исполнения федерального бюджета.
Таблица 2- Уровень исполнения федерального бюджета Российской Федерации (млрд.рублей)
|
2009 год |
2010 год |
2011год |
2012 год |
2013 год |
в январе-мае 2014 года
|
Доходы |
7337,8 |
8303,8 |
11367,7 |
12853,7 |
13019,9 |
5882,6 |
Расходы |
9660,1 |
10115,6 |
10925,6 |
12890,7 |
13342,9 |
5406,4 |
Профицит, дефицит(-) |
-2322,3 |
-1811,8 |
442,0 |
-37,1 |
-323,0 |
476,2 |
Сопоставляя данные доходов и расходов исполнения федерального бюджета в 2009 год, в 2010 году, в 2012 году и в 2013 году наблюдается дефицит. Профицит федерального бюджета в 2011 году составляет 442 млрд. руб., в январе-мае 2014г. сложился в сумме 476,2 млрд. рублей.
Следовательно, для эффективного формирования бюджета страны важна продуманная бюджетная политика государства.
На плановый период с 2015 по 2017 года цель бюджетной политики государства заключается в обеспечении устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели государству на основании заключения Счетной палаты необходимо решить следующие задачи:
1. Усовершенствовать нормативно-правовое регулирование бюджетного процесса.
2. Повысить качество государственных программ, а также расширить их использование в бюджетном планировании.
3. Уменьшить зависимость бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.
4. Между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами улучшить эффективность финансовых взаимоотношений.
5. Повысить эффективность оказания государственных (муниципальных) услуг.
6. Снять ограничения транспортной инфраструктуры.
7. Повысить эффективность расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений.
В соответствии с данным законопроектом на период с 2014 по 2016 года доходы федерального бюджета составят: 13 570,5 млрд. рублей, 14 564,9 млрд. рублей (18,3 %), 15 905,7 млрд. рублей соответственно.
Глобальных изменений в структуре расходов федерального бюджета на период с 2015 по 2017 года не планируется: расходы на социальную сферу занимают наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета (35,2-33,7%), а также расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность составляют 33,9-32,7%.
За период с 2014 по 2017 года планируется снижение доли расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики с 15,9% до 12,1%.
Таким образом, правильно спланированный государственный бюджет, является важным финансовым документом развития страны и залогом эффективной политики государства.
Библиографический список
- Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие/ Е.А. Киселева. – М.: КНОРУС,2009.
- Официальный портал федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru;
- Официальный портал Счетной палаты РФ. URL: http://www.ach.gov.ru.
- Официальный портал Министерства финансов России. URL: http://www.minfin.ru.