БАЛАНС ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВА

Фатеева Юлия Владимировна
Филиал ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) в г.Аше
ассистент кафедры общенаучных и экономических дисциплин

Аннотация
В статье рассматривается государственный бюджет России. Оцениваются доходные и расходные статьи бюджета за период с 2009 по январь- май 2014 года. Показаны задачи бюджетной политики на 2015 - 2017 года и прогнозные данные доходов и расходов бюджета.

Ключевые слова: бюджетная политика, государственный бюджет, дефицит, доходы, профицит, расходы


BALANCE OF THE INCOME AND STATE EXPENSES

Fateeva Yulia Vladimirovna
FPBEI of HE branch "Southern Ural state university" (SRU) in of Ashe
assistant to chair of general scientific and economic disciplines

Abstract
In article the government budget of Russia is considered. Are estimated profitable and budget expenditures from 2009 till January - May, 2014. Tasks of the budget policy for 2015 - 2017 and forecast data of the income and budget expenses are shown.

Keywords: budget policy, deficit, expenses, government budget, income, surplus


Библиографическая ссылка на статью:
Фатеева Ю.В. Баланс доходов и расходов государства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/08/5692 (дата обращения: 23.03.2024).

Важнейший макроэкономический инструмент,  регулирующий финансовую деятельность государства в области доходов и расходов денежных средств, представлен государственным бюджетом.

Государственный бюджет характеризует годовой финансовый план, принимаемый в соответствии с Бюджетным кодексом РФ позволяющий выполнить основный функции и задачи государства.

В данной статье раскроем основы формирования государственного бюджета, а именно его доходы и расходы.

Государственный бюджет позволяет четко проследить образование денежных средств государством и направления их расходования, а также оценить эффективность их использования.

Используя официальные данные  Федеральной службы государственной статистики и Счетной палаты РФ, рассмотрим структуру государственного бюджета России.

Одна из частей государственного бюджета представлена денежными средствами, поступающими в распоряжение государства, то есть доходами бюджета.

Вторая часть государственного бюджета, расходная, представляющая денежные средства, направленные на финансовое обеспечение государства.

Основные суммы бюджетных доходов и расходов за период с 2009 года по  январь – май 2014 год показаны в таблице 1.

Таблица 1- Объем доходов и расходов  консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов (млрд.руб.)

 

2009 год

2010 год

2011год

2012 год

2013 год

в январе-мае 2014 года

 

Доходы

13599,7

15715,9

20855,4

23088,7

24442,7

10572,3

Расходы

16048,3

17301,0

19994,6

22825,8

25290,9

9519,8

По данным Росстата доходы бюджета за период с 2009 года по 2013 год увеличились за счет роста налоговых выплат, доходов от внешнеэкономической деятельности; наблюдается снижение  доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и безвозмездных поступлений.

Наблюдается рост расходов консолидированного бюджета по всем статьям, кроме расходов в национальную экономику.

В результате соотношения доходов и расходов при исполнении  консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за анализируемый период наблюдаются следующие изменения:   бюджет дефицитен в 2009 году (-2448,6 млрд.руб.), в 2010 году (-1585,1 млрд.руб.), в 2013 году (-848,2 млрд.руб.), а в 2011году, 2012году, 2014 году профицитен.

Рассмотрим уровень исполнения федерального бюджета.

Таблица 2- Уровень исполнения федерального бюджета Российской Федерации  (млрд.рублей)

 

2009 год

2010 год

2011год

2012 год

2013 год

в январе-мае 2014 года

 

Доходы

7337,8

8303,8

11367,7

12853,7

13019,9

5882,6

Расходы

9660,1

10115,6

10925,6

12890,7

13342,9

5406,4

Профицит,

дефицит(-)

-2322,3

-1811,8

442,0

-37,1

-323,0

476,2

Сопоставляя данные доходов и расходов исполнения федерального бюджета в  2009 год, в 2010 году, в 2012 году и в 2013 году наблюдается дефицит. Профицит федерального бюджета в 2011 году составляет 442 млрд. руб., в январе-мае 2014г. сложился в сумме 476,2 млрд. рублей.

Следовательно, для эффективного формирования бюджета страны важна продуманная бюджетная политика государства.

На плановый период с 2015 по 2017 года цель бюджетной политики государства заключается в обеспечении устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.

Для выполнения поставленной цели государству на основании заключения Счетной палаты необходимо решить следующие задачи:

1. Усовершенствовать нормативно-правовое регулирование бюджетного процесса.

2. Повысить качество государственных программ, а также расширить их использование в бюджетном планировании.

3. Уменьшить зависимость бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.

4. Между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами улучшить эффективность финансовых взаимоотношений.

5. Повысить эффективность оказания государственных (муниципальных) услуг.

6. Снять ограничения транспортной инфраструктуры.

7. Повысить эффективность расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений.

В соответствии с данным законопроектом на период с 2014 по 2016 года  доходы федерального бюджета составят: 13 570,5 млрд. рублей, 14 564,9 млрд. рублей (18,3 %), 15 905,7 млрд. рублей соответственно.

Глобальных изменений в структуре расходов федерального бюджета на период с 2015 по 2017 года не планируется: расходы на социальную сферу занимают наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета (35,2-33,7%), а также расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность составляют 33,9-32,7%.

За период с 2014 по 2017 года планируется снижение доли расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики с 15,9% до 12,1%.

Таким образом, правильно спланированный государственный бюджет, является важным финансовым документом развития страны и залогом эффективной политики государства.


Библиографический список
  1. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие/ Е.А. Киселева. – М.: КНОРУС,2009.
  2. Официальный портал федеральной службы государственной статистики. URL:  http://www.gks.ru;
  3. Официальный портал Счетной палаты РФ. URL:  http://www.ach.gov.ru.
  4. Официальный портал Министерства финансов России. URL:  http://www.minfin.ru.


Все статьи автора «Фатеева Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: