До недавнего времени инвестиционная и инновационная деятельность в российской экономике имела массу ограничений: административных, законодательных, финансовых, технологических, кадровых и т. д. По мере осуществления структурных реформ в большинстве секторов экономики многие ограничения снимаются. В жилищно-коммунальном комплексе многие вопросы, связанные с инновационно-инвестиционной привлекательностью отрасли и активизацией инвестиционной деятельности еще не решены.
В последнее десятилетие отмечался рекордный рост объема жилищного строительства во многих регионах России. Общая позитивная тенденция активизации инвестиционной деятельности в жилищной сфере пока не затронула коммунальную отрасль. Сегодня инвестиции в ее инфраструктуру и инновационные проекты по-прежнему сопряжены с высоким риском. Региональная практика пока дает только уникальный опыт проб и ошибок.
Органы власти различных уровней, провозглашая курс на демонополизацию отрасли, признают необходимость консолидации государственных и частных инвестиций, однако регулирующими органами не вполне сформирована нормативно-правовая база для организации инвестиционной и инновационной деятельности. В регионах инвестиции воспринимаются как форма осуществления права доступа к аренде коммунальных объектов. Нет четкого понимания о сроках и механизмах возврата вложенных средств.
Другая проблема заключается в том, что в ЖКХ политические факторы часто более значимы, чем экономические. Для реализации масштабных инвестиционных и инновационных программ, увеличения объемов инвестирования необходимы дополнительные гарантии возврата вложений. В связи с этим надо решить ряд ключевых проблем коммунального сектора, тормозящих его развитие.
Основой для участия бизнеса в ЖКХ сегодня выступают договоры аренды. Механизм арендных отношений уже начал работать, однако по-прежнему затруднен переход от краткосрочных договоров к долгосрочным, наличие которых фактически является одним из существенных условий вложения инвестиций.
Во многих муниципальных образованиях не завершена работа по инвентаризации и государственной регистрации прав на недвижимое муниципальное имущество, не проведены межевание и кадастровый учет земель. Концессия, являющаяся более прогрессивной моделью бизнеса в инфраструктурных отраслях по сравнению с арендой, в ЖКХ пока не получила распространения.
Принятые нормативные акты по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса предусматривают разработку и утверждение инвестиционной программы организации коммунального комплекса. Это означает переход от точечных инвестиционных проектов к комплексным программам инфраструктурного развития территорий. Вместе с тем, многие параметры этого процесса остаются недоработанными:
– нет четкой связи инвестиционных программ с долгосрочными тарифными решениями;
– не утвержден формат договора, который органы местного самоуправления должны заключать с организациями коммунального комплекса для реализации инвестиционной программы;
– не конкретизирован вопрос защиты интересов сторон в случае досрочного расторжения договора и т. д.
К настоящему времени в правовом поле существуют два источника возврата инвестиций: прибыль организаций ЖКХ и целевые бюджетные ассигнования. Издан ряд нормативно-правовых актов, позволяющих организациям коммунального комплекса формировать эти источники за счет:
– инвестиционной надбавки к тарифам;
– платы за подключение к сетям инженерной инфраструктуры;
– дохода от сокращения издержек (при условии фиксирования уровня удельных затрат в тарифе, что требует отдельного соглашения с тарифорегулирующими органами в рамках предельных уровней тарифов);
– реинвестирования арендной платы;
– целевого бюджетного фонда;
– продажи сформировавшейся собственности в составе недвижимого имущества.
На первый взгляд представляется, что имеется множество источников и форм для возврата вложенных средств, однако организовать их обратный поток весьма проблематично. Инвестиционную надбавку устанавливают региональные регулирующие органы, плату за подключение к сетям – муниципальные регулирующие органы. При этом снижая собственные политические риски, каждый пытается свести свои тарифные надбавки к минимуму. В итоге инвестору приходится взаимодействовать одновременно с муниципальными и региональными органами власти с целью реализации возможности обеспечить возврат вложений.
Не вполне решены вопросы собственности объекта, построенного на средства частного инвестора. Одна сторона считает работы, произведенные за счет тарифных составляющих, собственностью коммунальной организации, другая – собственностью муниципальных органов власти.
Большие сложности возникают из-за отсутствия методики расчета платы за подключение к сетям. Не решено, кто является получателем тарифа, кто аккумулирует эти средства и как они потом расходуются. Существующая система тарифного регулирования в ЖКХ сдерживает развитие инвестиционных процессов. Ограничения по предельным уровням тарифов на коммунальные услуги не согласуются с рыночным ростом цен на основные составляющие в себестоимости услуг. Отсутствует возможность долгосрочного тарифного регулирования.
Другой проблемой является урегулирование вопроса о долгах коммунальных предприятий, накопленных в предыдущие периоды. Муниципальные коммунальные предприятия обременены долгами, некоторые из них находятся на стадии банкротства или близки к ней. Долги остаются серьезным препятствием для развития бизнеса.
В целом в отрасли отсутствуют экономическая модель и стандарты стабильной финансово-хозяйственной деятельности. Все это в совокупности определяет малоблагоприятную инвестиционную среду в ЖКХ. Коммунальная отрасль пока еще не готова к существенным инвестициям. Инвестиционная база ЖКХ рассчитана на небольшие «точечные проекты», при этом сроки возврата этих небольших вложений растягиваются на значительный период.
Библиографический список
- Горбунов В.Н. Формирование инвестиционной привлекательности инновационной деятельности в жилищно-коммунальном комплексе // Одиннадцатый Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». – Москва: ЦЭМИ РАН, 2010. Секция 4: Стратегическое планирование на мезоэкономическом (региональном и отраслевом) уровне. – 2010. – 214 с.
- Дмитриева Т.Н. Проблемы и ограничения структурных преобразований в системе управления жилищно-коммунального комплекса // Актуальные проблемы развития инвестиционно-строительного комплекса: кол. монография / под. ред. Б.Б. Хрусталева, В.Н. Горбунова. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 168 c. – С. 40-66.
- Желиховский Д.О., Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Оськина И.В. Основные пути развития и управления инновационными процессами в региональном отраслевом комплексе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13630 (дата обращения: 06.07.2014).
- Основные направления формирования системы управления рисками на предприятиях регионального инвестиционно-строительного комплекса / Б.Б. Хрусталев, Н.А. Лежикова, В.Б. Клячман, В.Н. Горбунов. – Пенза: Изд-во ПГУАС, 2004. – 289 с.
- Семеркова Л.Н., Дмитриева Т.Н. Оценка качества жилищно-коммунальных услуг // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – №4. – С. 127-136.
- Хрусталев Б.Б. Основные направления становления и эффективного развития рационального инвестиционно-строительного комплекса. – Пенза: ПГАСА, 2001. – 222 с.
- Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н. Механизмы инвестиционного развития предприятий регионального строительного комплекса // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. – 2006. – №1. – С. 48-51.
- Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н. Региональный строительный комплекс и основные механизмы инвестиционного развития предприятий // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2006. – №2(23). – С. 196-203.
- Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Желиховский Д.О., Оськина И.В. Особенности регионального управления инновационным развитием строительного комплекса // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13609 (дата обращения: 06.07.2014).
- Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Оргин А.В. Научные аспекты формирования и развития эффективных зон деятельности предприятий строительного комплекса. – Пенза: Изд-во ПГУАС, 2007. – 223 с.
- Хрусталёв Б.Б., Мещерякова О.К., Горбунов В.Н., Ганиев М.Г. Стратегия развития сферы жилищно-коммунального хозяйства монография. – Пенза: ПГУАС: ИП Тугушев С.Ю., 2013. – 215 с.
- Хрусталёв Б.Б., Мещерякова О.К., Горбунов В.Н., Сафьянов А.Н., Ганиев М.Г. Особенности функционирования и развития жилищно-коммунальной сферы: монография. – Воронеж: Научная книга, 2012. – 135 с.
- Хрусталев Б.Б., Филюнин М.Н., Горбунов В.Н., Васянин С.В. Формирование и реализация региональной инвестиционной политики на основе моделирования // Организатор производства. Региональный выпуск. – 2004. – №2(7). – С. 29-34.