Крупные операторы на рынке ЖКХ в борьбе за право аренды муниципальной инфраструктуры предлагают к осуществлению очень крупные инвестиционные проекты, которые на деле не являются достаточно обоснованными экономически. По реальным расчетам инвестиции в десятки миллиардов не могут быть осуществлены на коммерческой основе. Вложение таких огромных средств повлечет за собой резкий рост тарифов и платы за подключение, необходимость бюджетного покрытия инвестиций или перераспределение собственности.
Для запуска масштабных инвестиционных процессов в коммунальном комплексе необходимо решить глобальный вопрос: за счет чего будут возвращаться инвестиционные затраты:
– это будет происходить за счет платежей потребителей;
– бюджетных ресурсов;
– в результате перераспределения собственности;
– за счет «внутренних резервов» самих коммунальных предприятий.
В любом случае органам власти необходимо обеспечить нормальные условия текущей деятельности предприятий ЖКХ, решить вопрос о налоговых льготах, адекватном тарифном регулировании и т.д. В настоящее время такие источники возврата начинают работать, но для масштабных инвестиционных процессов необходимо будет изменить условия инвестиционной деятельности в ЖКХ.
Одним из возможных решений общих проблем инвестирования в ЖКХ является такая форма консолидации усилий как частно-государственное партнерство. Эта идея еще недостаточно структурированная, но именно этот формат позволит в ближайшей перспективе государству и бизнесу оставаться партнерами по реализации реформы ЖКХ.
Таким образом, для активизации инвестиционных процессов в ЖКХ необходимо:
– совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающее стабильную финансово-хозяйственную и инвестиционную деятельность в коммунальном секторе;
– доработка механизмов реализации инвестиционных соглашений в коммунальном комплексе,
– организация запуска совместных пилотных проектов с участием муниципальных органов власти и частных коммунальных компаний;
– корректировка системы тарифного регулирования с целью формирования обоснованных среднесрочных тарифных решений, позволяющих гарантировать возврат частных инвестиций в развитие коммунальной сферы.
Тарифообразование в отрасли должно быть привязано к рентабельности инвестиционного капитала при условии возмещения затрат на основную производственную деятельность предприятий ЖКХ.
Запуск механизмов инвестирования бюджетных средств на коммерческих условиях, т.е. на условиях окупаемости проектов и возврата вложений, позволит повысить инвестиционную привлекательность отрасли, эффективно вовлечь бюджетные средства в механизмы инвестиционной деятельности, по которым в настоящее время работают частные компании. Это будет содействовать выработке механизмов коммерческих инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство.
Современные рыночные подходы в развитию экономики отраслей предполагают создание условий для эффективного управления ЖКХ на всех уровнях власти и требует вовлечения в экономическую деятельность на каждом уровне всех имеющихся ресурсов. Этот потенциал должен быть направлен на достижение конечных целей деятельности предприятий ЖКХ – повышение качества услуг, рост эффективности деятельности и прибыли.
При разработке моделей основных вариантов формирования системы инвестиционного развития ЖКХ необходимо последовательно учитывать стадии развития производственных процессов и уровни, на которых происходят формирование инвестиционной привлекательности и разработка инноваций, их коммерциализация и тиражирование.
Эффективное формирование системы инновационно-инвестиционного развития и управления ЖКХ предполагает прохождение следующих этапов:
1. Установление рациональной взаимосвязи между интегральными блоками параметров объектов, продукции, услуг и внешних факторов функционирования ЖКХ.
2. Определение и выбор вариантов инвестиционного развития и форм управления ЖКХ.
3. Учет взаимосвязей по уровням между собой.
4. Учет изменений во внешней среде и особенностей экономических, организационных и технологических процессов в ЖКХ.
Системный подход к организации эффективной структуры ЖКХ представляет собой последовательно принимаемые на различных уровнях управления решения во всех сферах деятельности ЖКХ. Схема процессов взаимодействия предприятий и организаций ЖКХ позволит системе определять эффективность управления системой в зависимости от основных организационно-экономических ситуаций, формировать стратегию в системе целей, задач и показателей, определяющих степень их достижения в условиях имеющихся ресурсов.
Учитывая это, необходимо формирование инвестиционной и инновационной политики ЖКХ, которая связана с созданием системы целей инвестиционной деятельности. В рамках данного процесса формулируются цели, разрабатываются основные направления инвестиционной и инновационной политики, определяются источники финансирования инвестиций, детализируются инвестиционная и инновационная стратегия, проводятся их анализ и корректировка. Предпосылкой формирования системы инновационно-инвестиционного планирования служит общая концепция развития жилищно-коммунальной отрасли. Представляя собой важный составной элемент экономической системы отрасли, инвестиционное планирование, как таковое и, как составляющая инновационного развития, выступает фактором обеспечения эффективного развития ЖКХ. Процесс инвестиционного планирования в отрасли ЖКХ в общем виде представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Этапы инвестиционного планирования в ЖКХ
Можно выделить основные направления инвестиционной деятельности в ЖКХ:
– инвестиционная деятельность, ориентированная на оказание новых видов услуг и формирование новых рыночных сегментов;
– инвестиционная деятельность, ориентированная на получение дохода от приращения основных фондов;
– инвестиционная деятельность, ориентированная на рост стоимости компании.
Достижение целей инвестиционного планирования при осуществлении инновационных проектов в ЖКХ обеспечивается через модернизацию и обновление объектов жизнеобеспечения, рост денежных потоков от инвестиционной деятельности при требуемом уровне риска, при этом предприятия и организации ЖКХ смогут обеспечить необходимый уровень инновационно-инвестиционной привлекательности отрасли, оказывать необходимые услуги на современном уровне с требуемым уровнем экономической надежности и производительности.
Библиографический список
- Горбунов В.Н. Формирование инвестиционной привлекательности инновационной деятельности в жилищно-коммунальном комплексе // Одиннадцатый Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». – Москва: ЦЭМИ РАН, 2010. Секция 4: Стратегическое планирование на мезоэкономическом (региональном и отраслевом) уровне. – 2010. – 214 с.
- Дмитриева Т.Н. Проблемы и ограничения структурных преобразований в системе управления жилищно-коммунального комплекса // Актуальные проблемы развития инвестиционно-строительного комплекса: кол. монография / под. ред. Б.Б. Хрусталева, В.Н. Горбунова. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 168 c. – С. 40-66.
- Желиховский Д.О., Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Оськина И.В. Основные пути развития и управления инновационными процессами в региональном отраслевом комплексе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13630 (дата обращения: 06.07.2014).
- Семеркова Л.Н., Дмитриева Т.Н. Оценка качества жилищно-коммунальных услуг // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – №4. – С. 127-136.
- Хрусталев Б.Б. Основные направления становления и эффективного развития рационального инвестиционно-строительного комплекса. – Пенза: ПГАСА, 2001. – 222 с.
- Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н. Механизмы инвестиционного развития предприятий регионального строительного комплекса // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. – 2006. – №1. – С. 48-51.
- Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н. Региональный строительный комплекс и основные механизмы инвестиционного развития предприятий // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2006. – №2(23). – С. 196-203.
- Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Желиховский Д.О., Оськина И.В. Особенности регионального управления инновационным развитием строительного комплекса // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13609 (дата обращения: 06.07.2014).
- Хрусталёв Б.Б., Мещерякова О.К., Горбунов В.Н., Ганиев М.Г. Стратегия развития сферы жилищно-коммунального хозяйства монография. – Пенза: ПГУАС: ИП Тугушев С.Ю., 2013. – 215 с.
- Хрусталев Б.Б., Филюнин М.Н., Горбунов В.Н., Васянин С.В. Формирование и реализация региональной инвестиционной политики на основе моделирования // Организатор производства. Региональный выпуск. – 2004. – №2(7). – С. 29-34.