Управление персоналом — одна из важнейших составляющих частей менеджмента, которая использует совокупность идей и приемов эффективного построения и управления организациями и проектами.
Процесс управления персонала содержит в себе следующие этапы:
1) Отбор персонала;
2) Адаптация персонала;
3) Оценка персонала;
4) Обучение и развитие персонала;
5) Корпоративная культура;
6) Мотивация персонала
Подбор и управление персоналом считается одной из главных задач при ведении любого бизнеса. Если в большой компании отбором персонала занимается специализированное подразделение, то в таком случае в малом бизнесе подобным трудом, чаще всего вынужден заниматься сам предприниматель. [1, c.26]
Отличительные черты малого бизнеса требуют от управляющего профессионализма, мастерства в сфере управления персоналом. Особенности управления персоналом малого предприятия в следующем:
1) гибкая организация труда и комплексный характер деятельности;
2) отсутствие многоуровневой организационной структуры;
3) компетентность работников;
4) минимальный уровень бюрократичности в работе;
5) организационная подготовка фактически отсутствует;
6) малое предприятие предъявляет завышенные требования к собственным качествам сотрудника;
7) основы отбора персонала время от времени нацелены не на прямые, а на косвенные подтверждения профессиональной пригодности;
8) социальная незащищенность работников;
9) различие исходных условий предприятий/
Выделяют также еще одну особенность управления персонала – это широкий выбор работников. Существующая безработица предоставляет руководителям возможность нанимать сотрудников за невысокую оплату труда. При этом имеется возможность экономить на социальных льготах и условиях труда. [2, c. 425]
Существует множество методов управления персоналом (см. рис. 1)
Рисунок 1 – Методы управления персоналом.
Выделяют так же альтернативные методы, такие как:
1) менторинг;
2) buddying;
3) job shadowing
4) «Внедолжностная карьера»
Главной целью менторинга, является развитие персонала, при котором более опытный работник, днлиться своими профессиональными знаниями с другим, менее опытным сотрудником, на протяжении определнного времени. После чего, сотрудник сумеет с абсолютной ответсвенностью исполнять возложенные на него поручения.
Целью buddying, считают достижения производственных задач. В основе данного метода лежит предоставление друг другу информации, объективной обратной связи. Порой buddying называют неофициальным наставничеством, равным коучингу.
Job Shadowing – в настоящий период один из известных за рубежом методов обучения персонала. Сущность его состоит в надзоре за действиями работника предприятия и изучении особенностей его деятельности.
Выделяют ряд альтернатив внедолжностной карьеры:
1) спецзадание;
2) свой проект;
3) индивидуализация ;
4) статусные функции;
5) ранжирование по категориям;
6) корпоративные состязания;
7) резерв;
8) ролевое структурирование.
Анализ управления персоналом проводился в трудовом коллективе гостинице «Югорская».
Процесс управления персоналом в гостинице представлен следующими компонентами:
- подбор персонала персонала;
- адаптация персонала;
- развитие персонала;
- мотивирование персонала.
Отбор персонала в гостинице «Югорская» как происходит из различных источников. Ответственные за отбор персонала – отдел кадров. Отдел кадров выполняют следующие задачи:
- поиск подходящих претендентов из числа сотрудников самой организации;
- рассылка маркетинговых объявлений в печатных изданиях и в сети интернет.
Наиболее распространенным методом, является продвижение данных о свободной должности. С целью данного управления руководство гостиницы уведомляет абсолютно каждого из сотрудников о новой должности, что предоставляет им возможность подавать заявления до того, как будут обсуждаться другие заявления. Из общего количества претендентов в гостинице «Югорская» отбираются ряд наиболее подходящих.
Руководство гостиницы кроме того, проводит регулярные программы обучения и подготовки сотрудников, помогая абсолютному раскрытию их способностей. Руководство гостиницы выделяет средства на обучение и переквалификации сотрудников, однако, в недостаточном объеме. Помимо этого концепция обучения не совершенна, таким образом, обучение происходит на рабочем месте, где сотрудник может помочь новичку освоить трудовые операции, а специалист читает лекции группе сотрудников на их рабочем месте.
После рассмотрения процесса управления персонала в гостинице «Югорская» можно сделать вывод, что в данной системе существуют проблемы, которые необходимо решать – это:
1) нехватка квалифицированного персонала;
2) пренебрежение программам обучения и подготовки сотрудников;
3) неудовлетворительная система мотивации персонала.
Рационально, следует сформировать службу управления персоналом и принять на работу высококвалифицированного специалиста на должность руководителя службы – для эффективной системы управления персоналом. Внедрение должности управляющего службы управления персоналом даст возможность проводить высококачественный отбор и наем персонала, что непременно должно будет усовершенствовать качество оказываемых гостиницей услуг и получить ожидаемый доход .
Таблица 1 - Затраты на организацию должности руководителя службы управления персоналом.
Содержание | Сумма, руб. |
Оргтехника | 20000 |
Средства связи | 500 |
Мебель | 30000 |
Расходы на материалы | 15000 |
Заработная плата за год | 360000 |
Итого | 425500 |
Таким образом, в гостинице «Югорская» ожидаемые затраты на создание должности и её спецоборудование согласно расчетам составят 425 500 рублей.
Экономический эффект с введения в состав должности руководителя службы управления персоналом определим по формуле:
Таблица 2-Прогноз экономических показателей гостиницы «Югорская» с учетом рекомендаций
Показатели |
Сумма, руб |
|
2013 год | 2014 год | |
Выручка | 1700000 | 2200000 |
Себестоимость | 1000000 | 1500000 |
Налоги | 180000 | 230000 |
Таким образом, ожидаемый экономический эффект от введения в штат должности руководителя службы управления персоналом составит:
2200000 – 1500000 – 230000 – 425500 = 44500 рублей
Из расчетов видим, что мероприятие по введению должности руководителя службы управления персоналом в гостинице экономически обосновано и целесообразно.
В гостинице «Югорская» процесс обучения предлагается осуществлять без отрыва от рабочего времени, напрямую в гостинице «Югорская». Далее предлагается заключить договор на проведение курса повышения квалификации с Сургутским институтом мировой экономики и бизнеса. Институт имеет разрешение на образовательную деятельность, и следовательно затраты на обучение относятся на себестоимость услуг.
Для того чтобы повышение квалификации стало более эффективным в гостинице, руководству следует поддерживать переквалификацию сотрудников непосредственно финансово.
Необходимо применять современные методы обучения и подготовки персонала, такой как job shadowing. После внедрение этого метода в гостинице «Югорская», понизиться вероятность найма немотивированных работников, усовершенствуются способности персонала по предоставлению информации в доступном виде, и повыситься осознанность своих собственных действий в работе.
В ходе рассмотрения мотивационной структуры гостиницы «Югорская» было выявлено отсутствие нематериальных стимулов. Для разработки стимулирующего механизма было проведено исследование среди сотрудников, целью которого было выявление не экономических ожиданий от гостиницы.
Таблица 4 – Мотивационные ожидания гостиницы «Югорская»
Факторы, оказывающие влияние на мотивацию |
Процент респондентов (%) |
Психологический климат в коллективе |
85 |
Рабочая сфера и льготы |
55 |
Делегировании полномочий |
25 |
Общение и коммуникация |
80 |
Поощрение творчества |
70 |
Развитие и обучение |
68 |
Заинтересованность в работе |
62 |
Политика гостиницы |
85 |
На основании данного исследования разработаны следующие методы мотивации:
- своевременное решение конфликтных ситуаций;
- формирование и проработка социально-значимых традиций и ритуалов;
- организация делегирования полномочий;
- внедрение практики неформальных бесед с управляющим и общения на личные темы;
- участие сотрудников в тематических собраниях с участием партнеров и конкурентов в конференциях и форумах.
- организация информационной рассылки среди сотрудников, в которой освещаются последние новости компании, торжественные события, выборочный опрос суждений.
Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало, что организация деятельности персонала становится эффективной при системном управлении, включающем диагностику действий, способов и операций управленческого воздействия, установление мотивационного механизма построения системы взаимодействия различных групп сотрудников с целью реализации задач гостиницы «Югорская».
Библиографический список
- Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления/ Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2006 г. – 324 с.
- Десслер Г. Управление персоналом [Электронный ресурс]. –М : БИНОМ Лаборатория знаний, 2013г . – 799 с.