В Омском государственном агарном университете им. П. А. Столыпина имеется многолетняя практика применения в учебном процессе организационно-деятельностных игр с целью использования творческого потенциала студентов и преподавателей в решении социально-экономических проблем региона. Игра рассматривается в качестве инструмента мониторинга и оценки учебного процесса.
Учебно-методические задача состоит в том, чтобы побудить студентов к целостному восприятию реально протекающих в жизни процессов, а также осуществить мониторинг качества и объема, полученных студентами знаний по социально-экономическому циклу дисциплин, с целью внесения усовершенствований в учебный процесс. Единство методики ежегодно проводимых деловых игр по актуальным для региона проблемам позволяет отслеживать динамику качества, как по отдельным учебным потокам, так и во времени. Если иметь в виду практический результат обучения, то он состоит в том, что формируется активная позиция будущих специалистов в проводимых преобразованиях, отрабатываются навыки интеллектуальной групповой раоты. Достигаются новые конкретные результаты, с точки зрения научного осмысления проблемы. Тема игры 2014 года разрабатывалась в рамках реализации программного документа «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года».
Цель: Использовать потенциал студентов, преподавателей, работников органов управления для решения актуальных социально-экономических проблем региона, изучение и оценка учебного процесса, совершенствование подготовки специалистов.
Решаются следующие задачи: 1) способствовать развитию стратегического мышления специалистов в инновационной деятельности, обучить практическим навыкам реинжиниринга бизнес-процессов; 2) выбрать стратегию решения проблем менеджмента при формировании инновационных систем, внедрении процессного подхода, реинжинирингу существующих производственных и рыночных систем; 3) привлечь внимание молодежи к использованию процессного подхода в управлении производством.
Чем вызвано столь пристальное внимание к процессному подходу и к управлению бизнес-процессам? Почему это стало темой организационно-деятельностной игры? Выбор темы связан с тем, что причиной сложившееся отставание в темпах развития экономики, наряду с другими, является невысокое качество менеджмента во всех звеньях, как на уровне предприятия, так и в органах управления. Выражается это в том, что за частными бюрократическими интересами работников отдельных служб аппарата теряются основные цели. Создается впечатление, что каждая структура или руководитель выполняют свои узкие функции хорошо, а общие результаты плохие. И это как в отдельном предприятии, так и в отрасли в целом. А над всем тяготеет бумажный поток.
Наиболее распространенной является линейно-функциональная структура, получившая широкое распространение еще с советских времен. В парадоксальном проявлении её изобразил сатирик А. Райкин в сюжете, когда отдельные части костюма шили разные люди, а в результате костюм был непригоден к использованию, что характерно, каждая деталь была сделана хорошо, заказчик не имеет претензий к отдельным исполнителям.
Для получения информации о состоянии дел в реальной практике сельскохозяйственных организаций был принят, так называемый проблемно-ориентированный подход, суть его в том, что выявляются проблемы мешающие росту. В течение полугода студенты-выпускники (97 человек) оценивали состояние дел в хозяйствах. Хозяйства отобраны по принципу: – либо там живут их родители, для горожан - использованы впечатления, полученные во время прохождения практики. В результате обработки материалов студентов, выступивших в качестве экспертов, получился срез впечатлений. С одной стороны студенты – выпускники экономического вуза– это не та окончательная инстанция, чтобы по ним делать обобщающие выводы, но предмет для анализа и обсуждения есть. Ниже приводятся результаты. Из большого количества вопросов отобраны основные, набравшие наибольшее число ответов .
Выбраны те вопросы, на которые дали положительные ответы половина и более студентов. Проблемы объединены в три группы: профессионализм руководителей и специалистов, проблемы внешней среды, проблемы выпускников аграрных ВУЗов
Профессионализм руководителей и специалистов
- Руководители работают не на конечный результат (успех в бизнесе), а имеют целью выполнение своих узких «функций» в аппарате управления, отчуждены от экономических результатов организации
- Работники аппарата управления профессионально не подготовлены к управлению по бизнес-процессам, не владеют специальными программными продуктами
- Большие потери в сфере производства из-за низкого качества менеджмента, рассогласованности всех звеньев управления
- Отсутствие возможности повышать свою квалификацию
- Недостаток современных программных продуктов, новых управленческих технологий, нет выхода в Интернет – пространство
- Недостает экономической, технологической и рыночной информации
- Линейно-функциональная структура управления ориентирует работников на узкое выполнение «своих функций». Не скоординирована работа аппарата.
- Структура не позволяет организовывать работу по бизнес-процессам
- Руководители некоторых предприятий имеют свой «личный бизнес», что мешает им сосредоточиться на делах хозяйства и интересах коллектива
Проблемы внешней среды
- В органах управления преобладает узковедомственный подход, что приводит к рассогласованности указаний подведомственным организациям, это производит впечатление: “для них не важны результаты производства, а важно выполнить инструкции”
- Большинство «чиновников» говорят: «…Я с тобой согласен, что это плохо, но мне не позволяет Закон или ведомственная инструкция»
- Неразвитость рыночных институтов (информация, маркетинговые и консалтинговые услуги, лизинг и др.)
- Слабо развита инфраструктура (коммуникации, дороги, водопровод, энергоснабжение, консультационные службы)
- Медленно развивается кооперация и интеграция в сфере услуг (объединения предприятий, МТС, организации по ремонту сельскохозяйственной техники, оборудования)
- Низкий научно-технический уровень производства отечественных товаропроизводителей
- Отсутствие системы оперативного мониторинга процессов вхождения в рынок по правилам ВТО
- Отсутствуют адаптационные механизмы — методы оперативного выявления и преодоления диспропорций и «узких мест» в производстве и на рынке
Проблемы выпускников аграрных ВУЗов
- При подготовке руководителей и специалистов ВУЗы не ориентируются на выпускников, работающих в условиях процессного подхода
- Отрицательное отношение к практикантам (нежелание руководителей брать студентов на практику, отсутствие интереса у специалистов к работе с практикантами)
- «Отрыв» теоретических знаний от практики (распределение на практику, отсутствие или минимальное количество практических знаний, «теоретический уклон» при изучении учебных дисциплин и др.)
- Недостает необходимых знаний и опыта для успешной работы на производстве, что рождает неуверенность и тревогу
- Проблемы адаптации (профессиональной, социальной)
Вполне очевиден вывод о необходимости повышения профессионализма на всех уровнях руководства в отрасли. Наиболее приемлем процессный подход, позволяющий внести упорядоченность, как на производстве и в маркетинге, так и в системе руководства.
Возрастает актуальность процессного взаимодействия между участниками агропищевого кластера. Практически нет опыта совместного решения проблем территории в условиях реализации кластерных инициатив. Скорее, здесь должна речь идти о разделении всей региональной динамики на укрупненные блоки в форме регулируемых бизнес-процессов
Проблемы для дискуссии.
- Обоснование необходимости процессного подхода в производстве и рыночной сфере: потери и приобретения
- Выбор стратегии использования инноваций в реинжиниринге бизнес-процессов на производстве и в рыночных отношениях.
- Компетенции выпускников в сфере управления производственными и рыночными процессами в условиях вхождения России в ВТО.
Ход игры. В первом конкурсе участники представляются аудитории, наглядно развивают и показывают стратегии использования производственных инноваций в реинжиниринге бизнес-процессов. Режим состоятельности обеспечивает всесторонность и вариантность в доказательствах.
Второй конкурс - от каждой команды 5 человек проходят тестирование по проблеме: данный этап игры позволяет отслеживать и оценивать по системе критериев общий уровень хода дискуссии, качества знаний по конкретным дисциплинам и темам, т.е. решать мониторинговые задачи.
По завершению самостоятельной работы команда защищает свой проект на заданную тему игры.
И последний этап, важный для кафедр вуза, преподавателей, отвечающих за качество подготовки специалистов. Студенты показывают уровень знаний, умение в игровой ситуации: раскрывают пути адаптации, вскрывают существующие проблемы при обучении в ИЭиФ, вносят предложения по совершенствованию содержания и организации учебного процесса в ОмГАУ. Здесь же в игровой форме высказываются предложения академическим группам, деканату, кафедрам по совершенствованию их работы.
Кроме того, к началу игры, каждая команда представляет конкурсной комиссии тематическую стенгазету.
В состав жюри, оценивающих работу участников, были приглашены опытные специалисты. От Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области в составе арбитров были начальник управления Л.О. Машинская, начальник отдела П.К. Московец, главный специалист В.М. Емельяненко. Общеуниверситетская служба в жюри представлена начальником методического отдела ОмГАУ им.П.А. Столыпина Н.В. Гавриловой. От кафедр и администрации института присутствовали доценты О.А. Блинов; А.М. Тетерева; Е.А. Дмитренко; Т.С. Зайнчковская; О.В. Косенчук; С.И. Соломаха; Л.В. Зинич.
Изучение и попытка решения проблем в форме деловой игры побуждают предметно изучать реальные проблемы и прочувствовать на эмоциональном уровне нужды региона и видение наших выпускников на будущее в области менеджмента. И, что особенно важно, игра создает ситуацию, при которой выпускник осознает роль своей будущей профессии.
Какие предложения команд жюри признало наиболее конкурентоспособными?
Первое место - команда проиллюстрировали формы проявления функционального подхода в деятельности руководителей и специалистов, назвали потери, которые несут предприятия и аграрная экономика в целом. Доказали, что альтернативы процессному подходу нет.
Второе место - команда представили конкурентоспособный вариант действий по освоению методологии процессного подхода и переходу к практике управления бизнес-процессами через формирование компетенций современного менеджмента.
Третье место - команда представила в пошаговом режиме формирование сети бизнес-процессов в банковской системе. Выполнили анализ существующей в Сбербанке практики работы в рамках бизнес процессов.
Деловые игры традиционно организуются и проводятся кафедрой менеджмента и маркетинга на протяжении вот уже 13 лет, в мае каждого года. Сложился церемониал со своей атрибутикой. Специально оформляется лекционный зал. В начале игры все присутствующие стоя слушают Гимн ОмГАУ, сопровождающийся показом на мультимедийном экране содержательно и эмоционально значимых событий для страны, коллектива университета.
По результатам игры разрабатываются мероприятия, формируется тематика диссертационных исследований и дипломных работ, создается видеофильм, оформляется стенд. Среди приоритетов - решение проблем внедрения процессного подхода в регионе, обеспечение технологического развития, совершенствование подготовки специалистов, усиление связи образования с практикой. Деловые игры с аналогичной тематикой после анализа и хорошей подготовки можно проводить с руководителями и специалистами организаций, входящих в состав региональных кластеров
Библиографический список
- Кораблева А.А Подготовка руководителей промышленных предприятий в аспекте экономической безопасности региона // Омск: Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2013. № 1 (29). С. 139-144..
- Стукач В.Ф. Адаптация молодежи к рынку аграрного труда: монография/В.Ф.Стукач, Л.А. Сычевская, А.В. Зинич. – Омск, -Омский государственный аграрный университет.- Омск, 2008.- С.;58-99