Роль и значение социальной сферы трудно переоценить при анализе достижений того или иного региона. Ослабление внимания к проблемам образования, здравоохранения, культуры по принципу обратной связи сказывается на экономике. Уровень развития общества в целом определяется, исходя из основного типа хозяйства и установившейся иерархии ценностей и интересов, присущих населению.
Социальная сфера относится к сложным экономическим системам, поэтому важно четко выделять субъекты и объекты, входящие в социальную сферу. При анализе необходимо установить взаимосвязи объекта управления с другими сферами общественного производства, структурировать сам объект управления и рассмотреть его элементы во взаимосвязи. Для лучшего понимания данного вопроса, определим понятие «социальная сфера».
На сегодняшний день нет четко определенной и закрепленной трактовки категории «социальная сфера», в литературе и официальных документах существуют различные определения данного понятия. Часто под социальной сферой понимают совокупность учреждений и систем непроизводственного характера, занимающихся здравоохранением, образованием, культурой и т.д.
В других источниках к социальной сфере относят совокупность услуг, оказываемых в области здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, образования, культуры и искусства [1].
Рассматривая социальную сферу с точки зрения структурного подхода, в ее составе можно выделить:
- социальную инфраструктуру;
- социальные услуги, которые она производит;
- механизмы и нормативную базу, регулирующие социальное поведение населения.
При этом социальная инфраструктура, как основной элемент социальной сферы, рассматривается как устойчивая совокупность материально вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей человека и общества.
К социальной инфраструктуре в частности относятся:
- все сферы связанные с жильем, а именно строительство, сферу жилищно-коммунального обслуживания;
- объекты и предприятия социально-культурного назначения, организации, работающие в системе образования, здравоохранения и дошкольного воспитания;
- предприятия и организации, работающие в сфере организации отдыха и досуга;
- предприятия розничной торговли, а также организации занимающиеся спортивно-оздоровительной деятельностью, работающие в сфере общественного питания, сфере услуг;
- компании, занимающиеся пассажирскими перевозками и оказывающие услуги связи для населения;
- система учреждений, оказывающих услуги правовой и финансово-кредитной сферы (юридические консультации, нотариальные конторы, банки) и др.
Таким образом, развитие и эффективное функционирование объектов социальной инфраструктуры, может рассматриваться как существенное условие повышения качества жизни населения страны и региона.
На рис. 1 представлены данные по вводу в действия объектов сферы образования в РФ за последние 20 лет.
Рисунок 1 – Ввод в действие учреждений образования в Российской Федерации
Как показано на рис. 1, в России за последние 10 лет ежегодно создавалось не более 100 тыс. ученических мест, что с одной стороны соответствует демографической ситуации в стране, но при этом свидетельствует об устаревании таких объектов.
Развитие социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения, повышение уровня его благосостояния, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения.
Некоторые показатели социальной и экономической инфраструктуры учитываются при расчете рейтинга развития регионов, составленного ведущими отечественными специалистами в области регионолистики, с частности обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры рассчитывается на основе трех показателей:
- количество спортивных площадок и залов на 1000 человек населения.
- количество детских садов и школ на 1000 человек населения.
- количество студентов, обучающихся в государственных ВУЗах на 1000 человек населения [2].
Также можно обозначить основные факторы, учет которых является обязательным условием развития социальной инфраструктуры:
- национальные и региональные приоритеты социальной политики, определяющие возможности бюджетного финансирования, использование форм государственно-частного партнерства [3, 4, с. 4];
- демографическая ситуация в стране и регионе, в частности одной из существенных проблем является тенденция демографического старения населения, проявляющаяся в увеличении численности пожилого населения на фоне сокращения числа молодежи [5, с. 118; 6];
- нормативы обеспеченности населения социальной инфраструктурой, определяемые на региональном уровне;
- потребности населения и степень их удовлетворенности качеством и доступностью социальных услуг;
- градостроительные планы;
- логистику размещения отдельных предприятий, сооружений и транспортных систем [7, с. 92; 8, с. 112; 9, с. 4; 10, с.112].
Рассмотрим состояние и направления развития социальной инфраструктуры Челябинска. Челябинск является административным центром Челябинской области. В социальную инфраструктуру города входят:
- муниципальная образовательная сеть, включающая 525 образовательных учреждений, данные по количеству которых представлены на рис. 2.
- 56 лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинские услуги населению г.Челябинска;
- 1724 спортивных сооружения, в том числе 14 стадионов, 330 спортивных залов и более 600 спортивных плоскостных сооружений по месту жительства. Количество людей, занимающихся физической культурой, спортом и туризмом в г. Челябинске достигло почти 350 тыс. чел., 160 тыс. чел из разных возрастных категорий постоянно занимаются в спортивных секциях.
- учреждения культуры, к которым относятся театры, концертные организации, музеи, библиотеки, а также учебные заведения Министерства культуры и т.д. В целом уровень развития культурной жизни Челябинска можно оценивать как достаточно высокий. Так, например, Челябинск является театральным городом. Можно выделить следующие театры города:
- Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. С. Глинки,
- Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова,
- Челябинский государственный молодёжный театр (Челябинский государственный театр юных зрителей),
- Челябинский государственный театр кукол имени В. Вольховского,
- Челябинский государственный драматический «Камерный театр»,
- Челябинский муниципальный театр «Манекен»,
- театр-студия «У паровоза»,
- «Новый Художественный Театр» [11].
Рисунок 2 – Количество организаций в муниципальной образовательной системе Челябинска
Динамика годовой численности зрителей театров в Челябинской области приведена на рис. 3.
Рисунок 3 – Динамика годовой численности зрителей театров в Челябинской области
(по данным Росстата)
На примере данных рис. 3 можно сделать вывод, что при анализе развитости социальной среды недостаточно оценивать только количество объектов. Важными в этом случае являются характеристики востребованности и доступности услуг населению, динамика краткосрочного и долгосрочного спроса, на которые в свою очередь оказывают влияние такие характеристики как:
- пропускная способность объектов социальной сферы;
- месторасположение объектов социальной сферы;
- ассортимент социальных услуг;
- ценовая политика;
- качество предоставляемых услуг и их соответствие запросам всех групп потребителей.
В рамках совершенствования существующей социально среды власти Челябинской области включили в стратегические планы развития области до 2020 года цели в социальной сфере, к которым в частности относятся:
- увеличение средней продолжительности жизни населения Челябинской области до 75 лет;
- сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;
- рост реальных денежных доходов и реальной заработной платы населения не менее чем в 4–5 раз;
- увеличение ежегодных объемов строительства жилья до 3,6 – 4,0 млн. кв. метров (1,04 – 1,20 кв. метров на душу населения);
- увеличение обеспеченности жильем с 21 кв. метра в 2006 году до 30 кв. метров в 2020 году на одного человека [12].
В целом можно отметить, что социальная инфраструктура является индикатором развития региона [13, с. 11], определяя его потенциал к проведению адекватной социальной политики и реализации социальных услуг населению. В сложившихся экономических условиях можно обозначить, актуальность не только формирования социальной инфраструктуры, но поддержки состояния и реконструкции имеющихся объектов, вопросы кадрового обеспечения, но и разработки и реализации, актуальных для населения социальных услуг в необходимом количестве и качестве, их доступности и соответствия запросам потребителей.
Библиографический список
- Янин А.Н. Социальная сфера в экономике Тюменской области // [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakon72.info/noframe/nic?d&nd=466201249&prevDoc=466201243 (дата обращения: 19.05.2014)
- URL: http://www.5-tv.ru/rating/method.html#OtherRait (дата обращения: 19.05.2014)
- Намечены приоритеты социальной политики России на 2014 год // [Электронный ресурс]. http://www.garant.ru/news/528779/#ixzz2xkborljm (дата обращения: 19.05.2014)
- Окольнишникова И.Ю., Куватов В.Г. Внедрение механизмов государственно-частного партнерства как фактор развития регионального бизнеса и экономик регионов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2009. № 21 (154). С. 4-10.
- Асташова Ю.В., Демченко А.И. Демографические детерминанты развития геронтомаркетинга в России и Германии: сравнительный анализ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 4. С. 118-125.
- Асташова Ю.В., Демченко А.И. Предпосылки и тенденции развития геронтомаркетинга в России // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 4. С. 75.
- Конькова Е.Д., Кузменко Ю.Г. Логистическая оценка эффективности размещения предприятий общественного питания на территории крупнейшего города // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2009. № 8 (141). С. 90-95.
- Кузменко Ю.Г., Федорова Д.И. Вопросы размещения предприятий розничной торговли с позиции логистики // Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства. 2012. № 1. С. 112-113.
- Демченко А.И. Проектирование крупномасштабных транспортных сетей в условиях неопределенности исходной информации // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Челябинск, 1993
- Кузменко Ю.Г., Грейз Г.М., Калентеев С.В. Транспортно-логистическая система как субъект социально-экономического развития региона // Известия Уральского государственного экономического университета. 2013. Т. 46. № 2. С. 111-118.
- Официальный сайт Министерства культуры Челябинской области // [Электронный ресурс]. URL: http://www.culture-chel.ru/htmlpages/Show/overview/regpublic/oblastgos (дата обращения: 19.05.2014)
- Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 N 890 (ред. от 27.09.2012) “О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года” (вместе со “Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года”) // [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW169;n=83781 (дата обращения: 19.05.2014)
- Артемова О.В., Логачева Н.М. Оценка уровня развития инфраструктуры в сфере образования (на примере Челябинской области) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. № 21 (238). С. 11-14.