Научный руководитель:
к.э.н., доцент Катанаева Лариса Александровна
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Сбалансированное регулирование и развитие научного, высокотехнологичного секторов экономики позволяет обеспечить получение, распространение и использование научно-технических результатов, новых технологий и наукоемкой продукции. В настоящее время без этого не представляется перспективное развитие экономики в целом. Развитие наукоёмкого и инновационного бизнеса особенно актуально для экономики России, которая имеет большую зависимость от добычи и экспорта природных ресурсов.
Актуальность темы связана с тем, что в условиях современной всеобщей жёсткой конкуренции инновации играют ключевую роль в развитии как любого отдельно взятого предприятия, так и в обеспечении конкурентоспособности на национальном уровне. Задачей государства в первую очередь является поддержка НИОКР и инноваций.
Инновация – создание новой улучшенной продукции или производственного процесса с использованием новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, форм организации производства и труда, обслуживания и управления.
НИОКР (научно-исследовательские опытно конструкторские работы)– завершенные научные исследования и разработки, давшие положительный результат, эффект вложения в которые будет достигнут в будущем.
Реализация НИОКР и инновационных проектов в организации способствует ее стратегическому развитию. И при тщательном подходе к регулированию и управлению данным видом деятельности расходы на вложенные проекты окупятся в будущем.
Многие предприятия в России являются невосприимчивыми для инноваций и НИОКР. Это обусловлено главным образом тем, что осуществление таких проектов в жизнь является весьма затратным и не гарантирует доходность проведенных операций, а ведь основной целью инновационной деятельности и научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок является не только получение социально-экономического результата, но и получение прибыли. В связи с этим, возникает ряд проблем, с которыми сталкиваются экономические субъекты при осуществлении и реализации научных разработок. Поэтому НИОКР и инновации требуют особого внимания и контроля со стороны государства.
Сегодня одна из важнейших проблем, требующих решения, связана с ведением бухгалтерского и налогового учета по НИОКР. На данном этапе возникают сложности в ведении учета, так как момент признания расходов в налоговом и бухгалтерском учете различен. По правилам бухгалтерского учета при определении прибыли учитываются все расходы, связанные с научно-исследовательской работой организации. В налоговом учете часть этих расходов либо не учитываются вообще, либо учитываются частично. Это приводит к увеличению налоговой базы (уменьшению расходов) по сравнению с бухгалтерской прибылью данного отчетного периода. Ограничения налогового учета по сравнению с бухгалтерским при учете расходов приведены в таблице 1.
Таблица 1. Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки
Расходы |
Ограничения |
Амортизация по основным средствам и нематериальным активам, используемым для выполнения НИОКР | 1) кроме зданий и сооружений;
2)начисленные в соответствии с главой 25 НК РФ за период, определяемый как количество полных календарных месяцев |
Суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР | 1) только по п. 1, 3, 16, 21ст. 255 НК РФ;
2) только за период участия в НИОКР |
Материальные расходы | Предусмотренные подпунктами 1 – 3 и 5 п. 1 ст. 254 НК РФ |
Стоимость работ по договорам на выполнение НИОКР | Для налогоплательщика, который выступает в качестве заказчика НИОКР |
Другие расходы | Не более 75% от ФОТ по НИОКР (подп. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ) |
Отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно- технической и инновационной деятельности | В сумме не более 1,5% доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ |
Общехозяйственные расходы не учитываются |
|
Не учитываются отчисления на социальные нужды |
Экономические рычаги стимулирования развития инноваций и могут быть прямыми (субсидии, субвенции, дотации, целевое финансирование) и косвенными (льготный кредит, предоставление льгот по НДС и налогу на прибыль).
В качестве рычагов воздействия на инновационный климат можно выделить:
1. Применение более низких тарифов на отчисления в пенсионный фонд для высокотехнологичного бизнеса. Стоит отметить, ставка для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, производителей программного обеспечения в настоящее время составляет 14%.
2. Одной из стимулирующих мер также является начисления амортизации основных средств ускоренным способом в налоговом учете. Организация сможет перенести стоимость основного средства в расходы гораздо быстрее.
3. На финансирование фундаментальной и прикладной науки выделяются существенные средства из федерального и региональных бюджетов.
Существует и ряд других механизмов, влияющих на уровень инноваций.
Таким образом, в настоящий момент проведение и внедрение результатов НИОКР считается одним из основных приоритетных направлений деятельности государства. В целом рассмотренные положения бухгалтерского и налогового учета в области учета расходов на НИОКР носят положительный характер. Но в качестве мер налогового стимулирования для поддержки модернизации производства можно предложить упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, так как на данном этапе возникают сложности в ведении учета, момент признания расходов в налоговом и бухгалтерском учете различен. В такой ситуации возникают временные и постоянные разницы в расчетах суммы расходов, возникает необходимость применять нормы ПБУ и Налогового Кодекса РФ, что приводит к усложнению учета, его трудоемкости, а также повышению налогооблагаемой базы. Итогом должна стать новая система налогового учета, которая будет более тесно привязана к регистрам бухгалтерского учета.