Научный руководитель:
Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”
Налоги на имущество являются одной из первых форм взимания обязательных платежей и являются неотъемлемой частью налоговой системы, как российской, так и зарубежной. Система налогообложения имущества в определенной мере определяет, насколько в стране развиты принципы справедливости [2].
Целью работы является исследование влияния имущественных налогов на местные и региональные бюджеты.
В рамках поставленной цели сформированы следующие задачи:
- Рассмотреть систему имущественных налогов в РФ и ее законодательную базу;
- Проанализировать вклад имущественных налогов в консолидированные бюджеты Приморского края и его муниципальных образований;
- Определить необходимые мероприятия по увеличению налогооблагаемой базы по имущественным налогам.
Необходимость рационализации и оптимизации пользования землей и созданной на ней инфраструктурой, которая представляет собой объекты имущества, для более эффективной работы фискальной и регулирующей функций налогов на региональном и местном уровнях и обуславливает актуальность проблемы развития налогообложения имущества [5].
Система имущественных налоговых платежей в РФ включает в себя такие налоги, как налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог.
- Налог на имущество организаций относится к региональным. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Ставку налога определяют законодательные органы субъектов РФ , которая не может превышать 2,2%, для объектов недвижимого имущества, для которых налоговой базой признается кадастровая стоимость, определяются следующие максимальные налоговые ставки для субъектов РФ, кроме г.Москва: 1% (2014г.), 1,5% (2015г.) и 2% (2016г. и последующие годы) [1].
- Налог на имущество физических лиц является местным и поступает в бюджеты муниципальных образований. Объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение или сооружение, доля в праве общей собственности на имущество. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения [1].
- Земельный налог так же относится к местным и зачисляется в местный бюджет. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом, приобретенных для личного подсобного хозяйства, и 1,5% для прочих земельных участков [1].
Законодательную базу для налогов на имущество составляют:
- Налоговый кодекс РФ
- Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I “О налогах на имущество физических лиц”
- Нормативно правовые акты региональных и местных органов самоуправления
- Приказ Министерства финансов РФ от 25 декабря 2008 г. № 145н « Об утверждении Указаний о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации»
Для более детально рассмотрения проблемы налогообложения имущества в Приморском крае и его муниципальных образованиях, проведем анализ занимаемого имущественными налогами положения в консолидированном бюджете.
Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета за 2011-2012гг. (млн.руб.)
2011 |
2012 |
|
Приморский край |
109223 |
109762 |
г. Владивосток |
11512 |
14894 |
г. Артем |
2170 |
2311 |
г. Находка |
3017 |
2708 |
г. Уссурийск |
3208 |
2997 |
[6]
Таблица 2. Доходы от налогов на имущество за 2011-2012гг. (млн.руб.)
2011 |
Удельный вес в консолидированном бюджете, % |
2012 |
Удельный вес в консолидированном бюджете, % |
|
Приморский край |
6749,9 |
6,2 |
8266,8 |
7,5 |
г. Владивосток |
1226,7 |
10,7 |
1775,5 |
11,9 |
г. Артем |
70,4 |
3,2 |
120,5 |
5,2 |
г. Находка |
196,7 |
6,5 |
290,6 |
10,7 |
г. Уссурийск |
162,8 |
5,1 |
257,4 |
8,6 |
[6]
По данным Таблицы 2 видно, что доходы от налогов на имущество и их удельный вес в консолидированном бюджете растут как в Приморском крае, так и в отдельных городах. Наиболее значительный рост наблюдается в таких городах, как Находка (на 4,2%), Уссурийск (3,5%) и Артем (2%). В целом по Приморскому краю рост незначительный – 1,3%.
Рассмотрим отдельно Уссурийский городской округ. В 2012 году налоговые доходы составили 1633,3 млн.руб. (при консолидированном бюджете, равном 2997 млн.руб.), из них доходы от налогов на имущество физических лиц – 37,2 млн.руб., доходы от земельного налога – 220,2 млн.руб. Удельный вес налоговых доходов в консолидированном бюджете в 2012 году составлял 54,5%. Однако в 2013 году, несмотря на рост и консолидированного бюджета (3863,1 млн.руб.), и налоговых доходов (1796 млн.руб.), их доля составила лишь 46,5%, что на 8% меньше, чем в предыдущем. Доходы от налогов на имущество физических лиц и от земельного налога так же выросли незначительно – 46,3 млн.руб. и 238,3 млн.руб. соответственно. При этом, в Уссурийском городском округе проводилось множество программ, предполагающих различные льготы для строительства, по предоставлению земельных участков, но в итоге эффект оказался низким и в малой степени отразился на итоговых показателях. Более того, было выявлено около 130 объектов строительства, владельцы которых уклонялись от уплаты налога путем подмены назначения объекта (для строительства жилого дома стоимость земли в 3 раза меньше, чем для коммерческого объекта) [7].
Таким образом, можно сказать, что в совокупности поступления в местные бюджеты от местных налогов составляют только несколько процентов от всего объема собственных доходов муниципалитетов: 4% от земельного налога и 0,5% от налога на имущество физических лиц [3].
В настоящее время обсуждается введение с 2015 года по регионам нового местного налога на недвижимость физических лиц, который объединит налог на недвижимость и земельный налог. В качестве налоговой базы будет установлена кадастровая стоимость определенных объектов налогообложения, налоговая ставка останется на прежнем уровне – 0,1% для недостроенных и жилых помещений стоимостью менее 300 млн.руб. и 0,5% для остальных зданий и помещений. Для жилых объектов, стоимость которых более 300 млн.руб., региональные органы власти смогут повысить ставку до 1%. Таким образом, по расчетам ФНС сборы увеличатся более чем в 5 раз и смогут достигнуть около 137 млрд.руб. Для сравнения, если в 2011 году средний платеж при ставке 0,1% составил бы 686 рублей с квартиры, то после введения нового налога сумма, исчисленная в бюджет, будет равна 1466 рублей [4].
Предполагается также оставить социальные (для Героев Советского Союза, ветеранов, пенсионеров инвалидов, чернобыльцев) и стандартные (для всех налогоплательщиков в отношении жилого помещения или строения) налоговые вычеты, предоставляемые в отношении одного объекта налогообложения, выбранного налогоплательщиком. В отношении льготников предлагается полностью освободить их от уплаты налога [4].
Однако существуют и проблемы с введением данного налога. Во-первых, несовершенство методики массовой оценки, когда стоимость земли будет включена в оценку недвижимости. Во-вторых, предполагается ввести повышенное налогообложение для владельцев жилья с высокой кадастровой стоимостью. Платежи в бюджет могут увеличиться до 10 раз, что повлечет недовольство со стороны налогоплательщиков. Для владельцев небольших квартир разница в уплате налога будет незначительной. В-третьих, несмотря на то, что льготы для социально уязвимых категорий граждан предполагается оставить, их адекватность окончательно не определена, что может значительно ухудшить материальное положение граждан данных категорий [4].
Таким образом, для увеличения налогооблагаемой базы по имущественным налогам требуется проведение некоторых мероприятий.
- Провести максимальное вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых земель. Например, в Приморском крае принят закон о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям, имеющим трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство. В сентябре 2013 года принят аналогичный закон в отношении семей, имеющих двух детей, и молодых семей. Такие мероприятия позволят привлечь налог на недвижимость.
- Активизировать работу по инвентаризации земельных участков, проведению работ по их межеванию и постановке на кадастровый учет. Это позволит увеличить объем земель, облагаемых налогом.
- Активизировать работу по проведению муниципального земельного контроля по выявлению нецелевого использования земельных участков. Например, выделенный земельный участок по индивидуальное жилищное строительство был использован под строительство объекта предпринимательской деятельности. Так как в первом и во втором случаях предполагается применение разных налоговых ставок, можно сделать вывод об уходе от налогообложения. Таким образом, проведение муниципального контроля позволит увеличить объем поступлений земельного налога.
- Необходимо провести инвентаризацию объектов, на которые выдано разрешение на строительство от 3 до 5 лет назад. Объект может быть построен, эксплуатироваться, но официально не сдан в эксплуатацию, не зарегистрирован как объект собственности в службе Росреестра. Это тоже является примером ухода от налогообложения.
- Стимулировать привлечение инвестиций в строительство, ведь чем больше объектов строится, тем более активно формируется налоговая база под имущественные налоги. В связи с этим в Приморском крае принят закон о предоставлении налоговых льгот, в том числе по налогу на имущество, для реализации крупных инвестиционных проектов: от 150 млн.руб. и более; от 500 млн.руб. и более.
Таким образом, доля имущественных налогов в доходах местных и региональных бюджетах на данный момент продолжает расти, но все же остается незначительной. Для пополнения консолидированного бюджета необходимо увеличивать эту долю путем реализации и проведения перечисленных мероприятий, а также дополняя и развивая законодательную базу. Чем быстрее будут приняты соответствующие меры, тем быстрее возрастут и налоговые сборы.
Библиографический список
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2. – КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/
- Березин, М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества: учебное пособие / М.Ю. Березин – M.: Инфотропик Медиа, 2011. – 184с.
- Пронина, Л. У большинства регионов недостаточно собственных доходов на сбалансированность местных бюджетов / Л. Пронина // Экономика и жизнь. – 2014. – №14.
- Титов С., Стеркин Ф., Папченкова М. От нового налога на недвижимость могут освободить льготников / С.Титов, Ф.Стеркин, М.Папченкова // Ведомости. – 2014. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/realty/news/22319521/nalog-ne-dlya-vseh
- Щёголева, Я.О. налоги на имущество: проблемы и перспективы / Я.О. Щёголева // V Международная студенческая электронная конференция. – 2013. – 6с.
- Федеральная налоговая служба. – URL: http://www.nalog.ru/rn77/
- Официальный сайт администрации Уссурийского городского округа. – URL: http://adm-ussuriisk.ru/