ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ

Демченко Александр Иванович1, Булычева Елена Александровна2
1Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет, кандидат технических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента
2Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет, студент кафедры маркетинга и менеджмента

Аннотация
В статье проведен анализ подходов к формированию эффективной логистической цепи в высокотехнологичных отраслях экономики. Авторами выделены стратегические альтернативы интеграции, обозначены специфические отраслевые факторы, определяющие стратегический выбор. Определены этапы анализа отраслевой ситуации, необходимые при реализации процессов интеграции в высокотехнологичных отраслях.

Ключевые слова: взаимодействие, высокотехнологичное производство, логистическая цепь, партнерство


APPROACHES TO INTEGRATION OF LOGISTIC CHAINS IN HIGH-TECH INDUSTRIES

Demchenko Alexander Ivanovich1, Bulycheva Elena Aleksandrovna2
1South Ural State University (National Research University), PhD in Technical Science, Assistant Professor of the Marketing and Management Department
2South Ural State University (National Research University), Student of the Marketing and Management Department

Abstract
In article the analysis of approaches to formation of an effective logistic chain in high-tech industries of economy is carried out. Authors allocated strategic alternatives of integration, the specific branch factors defining a strategic choice are designated. The analysis stages of a branch situation necessary at realization of processes of integration in high-tech industries are defined.

Keywords: hi-tech production, interaction, logistic chain, partnership


Библиографическая ссылка на статью:
Демченко А.И., Булычева Е.А. Подходы к интеграции логистических цепей в высокотехнологичных отраслях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/05/4979 (дата обращения: 19.03.2024).

В современных экономических условиях хозяйственные связи и партнерские взаимоотношения в бизнесе приобретают все большее значение. В структуре российской экономики появляется все больше отраслей, где ведение бизнеса независимыми участниками сопряжено с рядом трудностей или практически невозможно. Этот факт, наряду с прочими явлениями, можно отнести к факторам, сдерживающим инновационное развитие экономики России. [1]. Следует отметить тенденцию перехода от конкуренции между отдельными участниками рынка к конкуренции между объединениями партнеров или холдингами [2, 3], контролирующими ключевые этапы разработки, производства и продвижения товара на рынке. Особенно остро подобные проблемы коснулись отечественных производственных предприятий, ключевые компетенции которых исторически были сосредоточены в одном звене – производстве, причем производстве определенного вида продукции с использованием апробированных технологий. Вопросы востребованности данной продукции на рынке, проблемы поиска заказчиков и покупателей зачастую являются наиболее актуальными для таких предприятий и требуют незамедлительного решения.

Чаще всего решение подобных проблем связано с интенсификацией усилий по развитию коммерческих служб: отделов маркетинга и сбыта, создание торговых домов и т.д. Другим направлением можно назвать пересмотр номенклатуры выпускаемой продукции (как правило, в связи с сокращением объема госзаказа или заказов на товары сегмента B2B предприятия пытаются развивать направление В2С). В итоге на одном предприятии выпускаются сверхточные приборы промышленного назначения и, например, наборы металлической посуды для туристов. Чаще всего направления расширения ассортимента обусловлены не столько потребностями рынка, сколько технологическими возможностями предприятия и необходимостью загрузки простаивающих производственных мощностей. При этом возможности конкуренции по основному виду деятельности существенно ограничены все возрастающим отставанием в развитии технологий, преодолеть которое невозможно без серьезного финансирования, что, в свою очередь, недоступно предприятию в сложившейся финансовой ситуации.

Следует отметить, что тип конкуренции на рынке, как правило, меняется на международный. На российский рынок приходят крупные зарубежные компании, которые привносят передовые технологические решения и новые стандарты работы, развивая тем самым запросы потребителей. В таких условиях местным предприятиям, обладающим устаревающей технологией, остается вариант ценовой конкуренции, либо поиск рынков сбыта своей продукции в развивающихся странах, где продукция конкурентов не востребована по причине высокой стоимости. Такие решения могут быть весьма успешными, но их последствия не носят долгосрочного характера, так как не приводят к формированию новых конкурентных преимуществ. Как уже было отмечено ранее, необходим переход на новые принципы хозяйствования и международной конкуренции в условиях глобализации экономики.

Одним из современных подходов к ведению бизнеса является управление интегрированной цепью поставок или логистической цепью, которая может быть представлена как система взаимосвязанных предприятий-участников цепи по направлению от первого поставщика до конечного потребителя,  взаимодействующих в процессе добавления ценности с целью удовлетворения потребителя на взаимовыгодной основе.

Участие в подобной цепи позволяет участнику сосредоточиться на оптимизации ключевой для себя деятельности, передав непрофильные виды деятельности под юрисдикцию других участников цепи, по сути – на аутсорсинг.

Для любого независимого предприятия, работающего на рынке, где сформировались интегрированные системы участников, объединенных по цепи поставок, существуют две альтернативы:

-        стать участником эффективной цепи поставок, заключив партнерские соглашения;

-        выстроить цепь поставок самостоятельно, создав собственные подразделения в ключевых звеньях цепи по направлению потока от первого поставщика до конечного потребителя.

Следует отметить, что второй путь сопряжен с необходимостью большого объема инвестиций и высоким риском, что делает его неприемлемым для отечественных производственных предприятий. Даже в случае наличия подразделений во всех звеньях цепи, в условиях отсутствия необходимого уровня спроса на производимую продукцию, это не приведет к решению вышеперечисленных проблем. Поэтому рассмотрим более детально первую стратегическую альтернативу сохранения и развития бизнеса, как наиболее полно соответствующую возможностям отечественных производственных предприятий.

Приступая к реализации проекта по встраиванию в цепи поставок и заключению договоров с ключевыми партнерами, необходимо иметь четкое понимание ситуации в следующих областях:

-        общая структура отрасли и ключевые звенья цепи поставок [4, с. 163];

-        ключевые факторы успеха (КФУ) в отрасли и их принадлежность к конкретному звену логистической цепи;

-        участники рынка, работающие в каждом звене цепи поставок, их компетенции, ресурсы и конкурентные преимущества;

-        КФУ в собственном звене цепи поставок и их реализация в виде конкурентных преимуществ предприятия.

Рассмотрим содержание предлагаемых этапов на примере  предприятия, работающего в сфере высокотехнологичного производства.

Согласно международной классификации, к высокотехнологичным относятся отрасли, где затраты на НИОКР составляют не менее 10% добавленной стоимости, а затраты на оплату труда ученых, инженеров и техников превышают 10% общих затрат на наем рабочей силs. Товары высокотехнологичных отраслей характеризуются следующими особенностями: короткий жизненный цикл; творческий подход к применению; развитая практика копирования; размытая конкурентная среда.

Таким образом, можно сделать вывод, что ключевым фактором успеха в данных отраслях является компетенция в разработке продукции. Следовательно, производственному предприятию необходимо формировать собственную базу разработки и проектирования продукции, либо искать эффективных партнеров в данной сфере. Эффективность сотрудничества в условиях короткого жизненного цикла продукции определяется темпами разработок, длительностью цикла выведения продукции на рынок, гибкостью технологических процессов. Следует также учитывать, что исследования и разработки при высоких темпах технологических изменений сопряжены с высоким риском инвестиций [5], в связи с чем вариант сотрудничества представляется более целесообразным.

При формировании логистической цепи следует уделить особое внимание распределению рисков между партнерами [6, с. 152]. Возможность снижения рисков может быть связана с наличием в составе логистической цепи звена разработчика, обеспечивающего высокий темп обновления продукции. Величина рисков также определяется положением предприятия в цепи, его способностью оказывать влияние на других участников цепи, принимать решения, связанные с управлением цепью.

При разработке планов развития производственного предприятия в высокотехнологических отраслях необходимо уделять внимание не только разработке продукции, но также развитию и обновлению технологий, что невозможно без большого объема инвестиций.

Поэтому можно сделать вывод, что для производственного предприятия высокотехнологичной сферы, не обладающего развитой базой для самостоятельных разработок, первостепенной задачей является формирование партнерских связей с предприятиями, способными проводить НИОКР или обладающим разработками, но не обладающими собственными производственными мощностями.

Успех в сбытовом звене цепи во многом определяется не столько усилиями трговых агентов, сколько степенью маркетинговой проработки проектов на этапе разработки и коммерциализации НИОКР. Для привлечения независимых участников цепи по реализации сбыта продукции необходимо обеспечить не только наличие потребности в данной продукции на рынке, но и её соответствие запросам и ожиданиям, а также конкурентоспособность. В связи с тем, что понимание потребностей рынка и  возможности получения прибыли от реализации высокотехнологической продукции является ключевым движущим фактором развития технологий, системообразующим звеном логистической цепи могут выступать предпринимательские структуры, работающее в сфере коммерциализации НИОКР.

Анализ ключевых факторов успеха в собственном звене предполагает выявление общих для всех предприятий отрасли параметров, реализация которых позволяет улучшить конкурентное положение на рынке. К КФУ в производственной сфере относят: высокое качество производимой продукции, низкие издержки производства и его технологической подготовки, налаженные связи с поставщиками, квалифицированную рабочую силу, выгодное месторасположение и т.п.

Далее, для понимания собственных конкурентных преимуществ, необходимо провести анализ компаний, работающих в данной сфере. Это необходимо для формирования взаимовыгодных предложений о сотрудничестве потенциальному партнеру. В условия устаревания технологий подход к поиску потенциальных партнеров должен носить проактивный характер, для чего предприятию нужно иметь четкое представление о том, с какими партнерами необходимо взаимодействовать, какие преимущества могут привлечь потенциальных партнеров к сотрудничеству, какие формы сотрудничества являются наиболее приемлемыми.

В условиях высокого риска использования организационных форм интеграции логистических цепей, наиболее приемлемым путем является интеграция на основе бизнес-процессов. Возможность его использования определяется внедрением процессного подхода к управлению предприятием [7]. Организация деятельности на этой основе позволяет решить ряд наиболее важных задач, таких как оптимальное использование ресурсов, минимизация непроизводственных расходов, соответствие требованиям всех групп клиентов. Использование информационных систем при моделировании и контроле параметров ключевых процессов позволяет интегрировать предприятие в процессную систему логистической цепи, согласовав собственные процессы с возможностями и требованиями партнеров, что дает преимущества в совместном распределении ресурсов, реагировании на изменения внешней и внутренней среды и взаимовыгодной координации  деятельности по созданию потребительской ценности.


Библиографический список
  1. Иванова С.А. Основные проблемы инновационного развития России (компаративный анализ) // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33127 (дата обращения: 23.04.2014).
  2. Кохно А.П. Целевая политика интегрированных структур // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6073 (дата обращения: 23.04.2014).
  3. Матвеева Н.А. Диверсификация высокотехнологичных предприятий на основе теории нечётких множеств // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6074 (дата обращения: 23.04.2014).
  4. Грейз Г.М., Кузменко Ю.Г., Марковский В.А. Совершенствование методов исследования цепей поставок на основе gap-анализа // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 1. С. 161–164.
  5. Полевский Е.А. Организационно-экономический механизм функционирования высокотехнологичных промышленных предприятий // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/4740 (дата обращения: 23.04.2014).
  6. Окольнишникова И.Ю., Каточков Е.В. Разработка алгоритма стратегического планирования в системе риск-менеджмента предпринимательских структур // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2012. № 22 (2810). С. 152–155.
  7. Асташова Ю.В. Управление процессами предприятия в рамках современных систем менеджмента: монография. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 192 с.


Все статьи автора «Асташова Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: