В процессе управления компанией одним из основных процессов является процесс принятия решений. Каждый день менеджерам приходится принимать разнообразные решения, касающиеся различных сфер управления, например, как подобрать персонал, куда отправить груз и в каком количестве, как максимизировать прибыль, принимать ли предложение другой фирмы о слиянии двух компаний и так далее. На самом деле, принятие решения – задача непростая, так как необходимо рассмотреть все возможные альтернативы, выбрать из них наиболее подходящую по всем критериям, учитывая возможные последствия, препятствия и перспективы, условия, в которых этот выбор осуществляется, и многие другие факторы. Для каждого отдельного вида ситуации существуют отдельные методы и модели прогнозирования и принятия управленческого решения. Цель данной работы – изучить понятие «решение» и различия между видами решений, описать все этапы процесса принятия решения и методы и модели, по которым они осуществляются. Затем мы рассмотрим компанию, узнаем, какими методами пользуются сотрудники в данной компании и какой из способов принятия решений считается наиболее эффективным для них, что, в конечном итоге, позволит сделать общие выводы об эффективности различных методов и моделей принятия решений.
Определение понятия «решение»
Для проведения исследования на данную тему необходимо, прежде всего, определить, что представляет собой понятие «решение».
Решение – это выбор из всех возможных альтернативных вариантов.
Классификация решений
Существует множество критериев классификации видов решений: объект решения; система планирования; количество решений; сроки действия последствий; степень зависимости и другие. Рассмотрим некоторые из них.
По объекту решения выделяют:
- ориентированные на цели;
- основополагающие;
- структурные.
По системе планирования решении делятся на:
- стратегические;
- тактические;
- оперативные.
По числу принимаемых решений существуют:
- статические;
- динамические;
- одноступенчатые;
- многоступенчатые.
В таблице, расположенной ниже (таблица 1), также приведены примеры классификаций управленческих решений.
Признаки классификации |
Управленческие решения |
По масштабам воздействия |
|
По времени действия |
|
По прогнозируемым свойствам |
|
По методам переработки информации |
|
По числу критериев |
|
По направлению воздействия |
|
По глубине воздействия |
|
По способу принятия |
|
По способу фиксации |
|
Таблица 1
Однако наиболее важной классификацией в нашем исследовании является такая, которая разделяет управленческие решения на организационные, интуитивные и рациональные.
Организационное решение – выбор, который нацелен на решение заданной проблемы, принимаемый руководителем в соответствии со своей должностью.
Интуитивное решение – выбор, в основе которого лежит ощущение «правильности» принимаемого решения.
Рациональное решение – выбор, основанный на результатах аналитических рассуждений, для которого характерен принцип оптимизации.
В свою очередь, организационные решения подразделяются на незапрограммированные и запрограммированные.
Процесс принятия решений
Принятие решения – это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата.
Процесс принятия решений является одной из основных функций менеджера; включает в себя планирование (что и как делать?) и выбор альтернативы (непосредственно само решение).
В процессе принятия управленческого решения есть некоторые аспекты, соблюдение которых необходимо, например:
- научная обоснованность;
- четкое направление;
- своевременность;
- точная формулировка;
- высокая эффективность;
- сотрудничество, преимущественно, с высококвалифицированными специалистами;
- контролируемость;
- основание – достоверная информация и так далее.
Процесс принятия решения изображен в таблице 2.
Фаза |
Этапы |
Подготовка управленческого решения |
|
Реализация управленческого решения |
|
Таблица 2
Также немаловажными в процессе принятия решения являются следующие два понятия:
- управленческая операция – обработка информации, связанной с управлением, которая относится к определенному подразделению компании (схема 1);
- управленческая процедура – система управленческих операций, целью которых является осуществление разрешения поставленной проблемы (схема 2).
Схема 1
Схема 2
Методы прогнозирования принятия решений
Прогнозирование – формирование суждения, обоснованное научными фактами, о возможном будущем какого-либо объекта.
Прогнозирование в процессе управления представляет собой этап , предшествующий планированию, на котором разрабатываются все возможные альтернативы модели развития управляемого объекта и рассматриваются вероятные изменения в сроках, количественных показателях работы и так далее.
Основные задачи прогнозирования управленческого решения:
- создание прогноза ситуации на рынке;
- выявление существующих в определенное время тенденций на рынке и в обществе;
- выбор показателей, способствующих максимизирующему эффекту;
- прогнозирование возможных изменений всех показателей;
- объяснение целесообразности принятия того или иного решения, основанное на состоянии наличных ресурсов;
- другие.
Методы принятия решений
Существует множество методов принятия управленческих решений, например:
- научный метод (наблюдение, анализ, выдвижение гипотезы и так далее);
- моделирование;
- составление деревьев проблем и целей;
- платежная матрица;
- привлечение жюри;
- проведение опросов среди потребителей;
- метод Дельфи (проведение опросов, мозговых штурмов, интервью среди экспертов и достижение принятия общего решения);
- другие.
Модели принятия решений
Абсолютно все управленческие решения осуществляются по какой-то определенной модели. Какая именно модель будет выбрана, зависит от нескольких факторов: тип данного решения (запрограммированное или незапрограммированное), степень риска, личные предпочтения человека, осуществляющего процесс принятия решения. Существует три типа модели принятия решений:
- классическая;
- административная;
- политическая.
Рассмотрим каждую модель более подробно.
1. Классическая модель.
В основе этой модели лежат экономические представления и «классическая» литература по управлению. Если альтернативный выбор осуществляется по данной модели, то он должен быть обоснован логикой и удовлетворять экономические потребности и интересы компании.
Представления, соответствующие классической модели:
- Цель процесса выбора – решение четко сформулированной проблемы, которое не будет вызывать разногласия.
- Вся информация, связанная непосредственно с принятием решения должна быть достоверной, полной и подробно изученной.
- Альтернативные варианты и последствия их осуществления необходимо в полной мере рассмотреть и рассчитать.
- Принимаемый альтернативный выбор должен быть наиболее экономически эффективным.
- Одно из важнейших качеств менеджера – способность действовать рационально, то есть: цели устанавливаются с помощью логики, ранжируются по степени важности, а решения принимаются так, чтобы они способствовали максимально полному удовлетворению поставленных задач.
Плюсы и минусы классической модели принятия решений:
+ учит рациональности и точности
- носит только рекомендательный, а не описательный характер
2. Административная модель.
В основе административной модели лежат работы Герберта А. Саймона. Такая модель принятия решений используется в случаях неопределенности, то есть в случаях, когда необходимо принять незапрограммированное решение, которое не может быть количественно определен.
По Саймону существуют две основные концепции:
- ограниченная рациональность: рациональность поведения людей имеет некоторые границы (ограничения во времени, объеме обрабатываемой информации и так далее);
- удовлетворительность: управленческое решение осуществляется, как только найдена альтернатива, удовлетворяющая минимальные потребности компании (выбор осуществляется очень быстро, так как отсутствует возможность рассмотреть все альтернативные варианты)
Основополагающие представления административной модели принятия решений:
- Цель может быть неточно определена, иметь некоторые противоречия и неточности, вызывать разногласия.
- Информация о проблеме также является неполной, но все равно должна быть достоверной.
- Поиск всех возможных альтернативных вариантов имеет границы в связи с малым количеством информации и других ресурсов.
- Достаточно сделать удовлетворительный выбор, даже если он не будет способствовать максимизации удовлетворения поставленных перед фирмой задач.
Плюсы и минусы административной модели принятия управленческих решений:
+ носит описательный характер
+ учит быстро принимать решения в неопределенных условиях
- подходит ТОЛЬКО в условиях неопределенности, в более «спокойной» ситуации будет неуместна
3. Политическая модель.
Политическая модель принятия решений сочетает в себе некоторые характерные черты и административной, и классической модели. Это значит, что решения, которые необходимо принять, являются незапрограммированными в связи с недостатком необходимой информации, а также из-за возникших разногласий, однако все альтернативные варианты должны быть рассмотрены, и принятое решение должно обладать свойством максимизации, то есть максимально удовлетворять потребности компании. В этой ситуации менеджерами используется создание так называемых «коалиций» – неформальных объединений, задачей которых является достижение особой цели. Коалиция подразумевает под собой переговоры и дискуссии в неформальной обстановке, когда менеджер убеждает сторонников других мнений в правильности и рациональности своей точки зрения.
Представления, лежащие в основе политической модели принятия решений:
- В компании нет одного менеджера, принимающего решения, а есть несколько групп, которые придерживаются различных мнений, имеют различные ценности и интересы, что вызывает разногласия между этими группами.
- Информация обладает свойством неполноты и неточности.
- Рациональность решений имеет ограничения из-за неоднозначности проблем, недостатка времени, информации и других ресурсов.
- Необходимо создавать коалиции, проводить переговоры, чтобы прийти к согласию и принять конечное решение.
Плюсы и минусы политической модели принятия решений:
+ решения принимаются наиболее правильно и справедливо, так в процессе их осуществления задействованы сразу несколько групп, что позволяет удовлетворить различные интересы и цели
- довольно длительный процесс; теряется много времени, пока одна группа менеджеров пытается найти общее решение проблемы с другой группой
Есть и другие три вида моделей принятия управленческих решений:
- физическая;
- аналоговая;
- математическая.
Построение таких видов состоит из нескольких этапов. Данный процесс представлен ниже в схеме 4.
Схема 3
Примеры различных форм моделирования:
- теория игр;
- модель оптимального обслуживания;
- модель линейного программирования;
- имитационное моделирование;
- экономический анализ;
- другие.
Практическая часть исследования
В качестве практической части мы предлагаем рассмотреть пример компании, которая занимается организацией перевозок грузов, вспомогательной и дополнительной транспортной деятельностью, транспортной обработкой грузов и хранением и так далее.
Мы взяли интервью у генерального директора компании с целью выяснить, какими методами и моделями принятия решения пользуются в компании и какие из них являются самыми эффективными.
Выяснилось, что в данной компании часто приходится сталкиваться со всеми тремя моделями принятия решения: и с классической, и с административной, и с политической, однако последняя, по мнению директора, является наиболее часто встречаемой и самой эффективной. Объясняется это тем, что участие большого количества специалистов позволяет наиболее четко рассмотреть даже небольшие (но не менее важные) аспекты конкретной проблемы.
Что же касается методов, то наиболее используемым в компании являются: метод исследования потребительских предпочтений, метод анализа рынка услуг, а также метод составления деревьев проблем и деревьев целей. Наименее эффективными в процессе управления компанией оказались: метод Дельфи и метод моделирования.
Заключение
Не вызывая сомнений, все методы и модели принятия управленческих решений одинаково важны управлении различных компаний. Однако из них есть такие, которые считаются наиболее эффективными и полезными. Исследование показало, что самыми эффективными методами принятия управленческих решения являются метод анализа рынка услуг и метод исследования потребительских предпочтений, а наиболее предпочтительной моделью принятия решения считается политическая модель.
Библиографический список
- Бреддик У. Менеджмент в организации. -.: Инфра — М, 2000г.
- Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений.; М: «Логос», 2005г.
- Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9(дата обращения: 24.01.2013)
- Информация о компании. ООО «ЛОГИСТИК» [Электронный ресурс]. URL:http://www.rusprofile.ru/id/2962534 (дата обращения: 26.01.2014)
- Модели и методы принятия решений [Электронный ресурс]. URL: http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Social-Sciences/Economics/9741/9742 (дата обращения: 26.01.2014)
- Природа процесса принятия решений [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-43/112.htm(дата обращения: 26.01.2014)
- Прогнозирование управленческих решений. Цель, задачи, принципы и методы прогнозирования [Электронный ресурс]. URL: http://mandeced.ru/voprosy-s-otvetami-po-upravlencheskim-resheniyam/110-prognozirovanie-upravlencheskix-reshenij-cel.html(дата обращения: 26.01.2014)
- Технология принятия решений в менеджменте [Электронный ресурс]. URL:http://www.razlib.ru/delovaja_literatura/menedzhment_konspekt_lekcii/p8.php(дата обращения: 26.01.2014)