ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ У.ОУЧИ ДЛЯ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ КОМПАНИИ

Скворцова Анастасия Вадимовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В данной работе ставится задача рассмотрения модели У. Оучи для анализа системы контроля на примере современной компани. В результате анализа будут представлены основные задачи, ключевые характеристики и процессы, описывающие систему работы данной модели. Также, при анализе данной, знаменитой концепции организации будут рассмотрены семь переменных организационной культуры, которые в итоге покажут, почему именно данная модель является довольно успешной и продуктивной.

Ключевые слова: контроль, теория Z, Уильям Оучи


APPLICATION OF THE MODEL U.OUCHI TO ANALYZE SYSTEM CONTROL ON THE EXAMPLE OF A MODERN COMPANY

Skvortsova Anastasia Vadimovna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
In this paper seeks to review the model for William Ouchi analysis control system as an example of a modern company. The analysis will be presented to the main tasks, key characteristics and processes that describe the system of this model. Also, when analyzing this, the famous concept of the organization will be examined seven variables of organizational culture, which in the end will show why this model is quite successful and productive.

Библиографическая ссылка на статью:
Скворцова А.В. Применение модели У.Оучи для анализа системы контроля на примере современной компании // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4303 (дата обращения: 14.03.2024).

В современном мире для каждой организации, безусловно, важна применяемая ею модель организационной структуры менеджмента для достижения успеха в той или иной сфере деятельности. В данной работе будет проанализирована концепция модели У.Оучи, в которой отражается соединение двух различных культур, с помощью которых ученый основал эффективную вариацию успешной, деловой организации.

Тема предоставленной научной работы связана с реализацией функции контроля на примере “Теория Z” современной компании. На сегодняшний лень именно эта организация прибывает на вершине популярности. Рассматриваемый бренд - самый узнаваемая и дорогая продукция в мире, знакомая 94% населения Земли.[1]

 Уже более 120 лет организации является известнейшим брендом во всем мире. Актуальность данного исследования, безусловно, имеет место быть, ведь изучение специфики работы столь успешной компании очень занимательная тема.

Проблемная ситуация данной актуальной темы заключается в том, что сложно определить взаимодействия человека и организационной сферы деятельности в компании. Проблема же исследования включает в себя такую сложность, как создание необходимой обстановки в организации, чтобы предпринимательская деятельность имела успех и хорошую рабочую занятость работников.

Объект данного  исследования является организации, а именно компания, которая занимается производством безалкогольной продукции по всему миру. Что же имеет отношение к предмету исследования, то им является – использование модели У. Оучи для анализа состояния, направления развития и зависимость от различных факторов организации.

Цель данной работы состоит в том, что необходимо выявить и оценить состояние развития организации и нахождение возможностей совершенствования компании с помощью применения модели У. Оучи.

Как основные задачи исследования можно затронуть такие, как:

  • проанализировать теоретические аспекты происхождения организации;
  • рассмотреть прибыль и рентабельность продукции компании;
  • оценить качество выполнения работы;
  • разобрать систему контроля в фирме;
  • провести анализ личности в компании, как нечто большее, чем просто обычный работник.

Также, в работе будут использоваться различные источники, которые помогут в изучении и исследовании данного проекта, а именно официальный сайт организации, различные статьи и литература, включающие сведения о работе данной компании.

1. Сущность модели У.Оучи

В 1974 году Ричард Джонсон и Уильям Оучи решили провести исследование об очень интересном факте о производительности труда в компаниях разных хозяев – американцев и японцев, в результате чего понять чем же отличаются их стили управления. В процессе сравнения утвердилось то, что Япония опережала Америку во всех сферах деятельности и в подтверждении тому свидетельствует тот факт, что в 1990 году годовой доход Японии превысил доход Америки почти на  $2000. Это означало, что американские компании , в ряде случаев, отстают от японских, хотя задействованы в одних и тех же отраслях производства. Безусловно, это было удивительно, ведь на тот момент Америка являлась одной из самых известных стран, где техника менеджмента была вполне развита. Перед молодыми людьми встал вопрос: чем же отличаются стили управления этих двух стран и чему следует поучиться американцам у Японии? Джонсон и Оучи провели исследование, найдя отличия и сходства и выделив отдельные подходы к управлению организациями, изображенными в таблице.

Таблица 1. Подходы к управлению организациями[2]

Тем не менее, данный анализ был спорным и вскоре У.Оучи занялся рассмотрением компаний, как организаций, основывающихся на принципах доверия, пожизненного найма и совместной технологии утверждения решений, а точнее создал “Теорию Z”, изображенную в данной таблице:

 Таблица 2.  Теория Z[3]

«Культурные» переменные

Характеристики в японских компаниях

 

 

Характеристики в американских компаниях типа «Z»

Характеристики в типичных американских компаниях

Наем

Пожизненный

Долговременный

Кратковременный

Оценка и продвижение

Качественное и медленное

Качественное и медленное

Количественное и быстрое

Карьера

Широкоспециализированная

Умеренно-специализи-рованная

Узкоспециализированная

Механизм контроля

Неясный и неформальный

Неясный и неформаль-ный

Ясный и формальный

Принятие решений

Групповое и консенсусное

Групповое и консенсусное

Индивидуальное

Ответственность

Групповая

Индивиду-

альная

Индивидуальная

Интерес к человеку

Широкий

Широкий

Узкий

Данное изучение Оучи построил на сравнительном разборе нескольких факторов организационной культуры, а точнее:

  1. долг организации по отношению к своим сотрудникам  (Преобладает невысокая текучесть кадров, увольнение членов организации не популярно и происходит только в безысходных обстоятельствах). И все же, в Японии применяется режим пожизненного найма. Что же касается американцев более ориентированы на свободный, краткосрочный найм персонала, давая возможность менять место работы в различных компаниях.
  2. расценивание выполнения работы  (Задействуются количественные и качественные измерители. В американских организациях предпочитают быстрое продвижение по карьерной лестнице)
  3. планирование карьеры (внушительные отличия между японскими и американскими функциями менеджеров)
  4. система контроля (Незаменимая функция во всякой организации, но каждая из них интерпретируется по-разному: американские компании приветствуют формальную, устойчивую систему формальности, в то время как японские наоборот отдают свое предпочтение неформальным механизмам, что в итоге показывается более результативным способом)
  5. утверждение решений (Отдается предпочтение японскому способу, который заключается в принятие решений всей группой, где все в основном слаженны)
  6. уровень ответственности (Управление в американских компаниях- конечное слово за менеджером, ответственность происходит на личном уровне)
  7. интерес к человеку (Рассматривая американский подход: человек в компании – работник и ничего больше, рассматривая японскую политику: человек – не просто работник, а человек, о котором важно все: и увлечения, и семейная жизнь, намерения и желания)

2. Сущность системы контроля

В современном мире все быстрее и быстрее ускоряется процесс глобализации, все  быстрее меняются и усовершенствуются технологии производства. Именно поэтому одной из важнейших функций в этих процессах является функция организационного контроля, без которого ни одна организация не смогла бы существовать, ибо без контроля начинается хаос. Контроль – это важнейшая функция менеджмента, позволяющая организации действительно достичь запланированных целей.[4] Главной целью функции контроля является не столь нахождение каких-либо недостатков и погрешностей проводимой работы, а сколько проявить резервы и вовремя откорректировать ход осуществления управленческих решений. Контроль можно разделить по двум типам: внутренний – контроль, осуществляющийся самим исполнителем работы, в процессе которой он имеет право вносить изменения и корректировки в свою деятельность; внешний- контроль, который осуществляется руководителем или специализированными работниками над сотрудниками организации. Также, целесообразно сконцентрировать внимание на рассмотрении различных форм контроля, а именно по стадиям их развития:

  • предварительная стадия (Проводится до начала организационных работ. Заключается в предварительном осмотре сырья и материалов, проверке добросовестности и квалифицированности работников. Данная форма контроля необходима для устранения погрешностей и неполадок и для создания благополучной обстановки последующей работы)
  • текущая стадия (Проводится непосредственно в процессе проведения организационных работ. Главная характеристика данной стадии- это быстрое и постоянное поступление информации о процессах, проходящих на производстве, для обнаружения правильного проведения хода производства)
  • заключительная стадия (Проводится по окончанию организационных работ. В данной форме контроля делается упор на оценку результатов деятельности работников и качества произведенной продукции)

В свою очередь, необходимо рассмотреть основные функции контроля в организации, без которых невозможно эффективное управление компанией. Важнейшие задачи, стоящие перед системой контроля:

  1. Контроль должен быть всеохватывающим и рассматривать буквально все сферы деятельности
  2. Система контроля должна иметь четкую, направленную стратегию для эффективного развития предприятия
  3. Контроль должен быть гибким, ибо в структуре организаций часто происходят изменения
  4. Система контроля должна быть своевременной, а именно позволяющей предотвратить помехи, прежде чем они превратятся в серьезные, опасные масштабы
  5. Контроль не должен быть затратным, а именно, чтобы он был выгоден и затраты на него не были столь заметы.
  6. Система контроля должна быть направлена прямиком на человека, но лишь в условии полной гласности.

3. Анализ системы контроля в компании, используя модель У.Оучи

Переходя непосредственно к анализу компании, необходимо подвергнуть разбору и рассмотреть, чем же занимается данная организация. Рассматриваемая компания – одна из самых известнейших организаций, занимающихся производством безалкогольной продукции и предоставляющая около 450 различных брендов газированных и негазированных изделий. Данная компания в наши дни изготовляет и сбывает свои товары в более 200 странах мира, самый известный бренд из которых приходится самым недешевым и довольно узнаваемым напитком на Земле.

На данное время Россия является одой из стран, в которой рынок продукции, хоть еще и совсем молодой, но уже считается довольно влиятельным: за недолгий срок организация смогла принести стране гонорар, превышающий 3 миллиарда долларов.[5] Продукция производятся на 16 современных предприятиях. А самое главное, система обеспечивает рабочими местами почти 18000 людей, тем самым развивая свой успешный бизнес.

Как и у любой современной компании, главной задачей для организации является – устойчивое приумножение в увеличении и развитии предприятия. Безусловно, этих целей невозможно достичь без превосходной системы контроля в компании. Организационная структура является довольно действующей: структура работы компании создана на позиции притягивании к управлению только высококвалифицированных сотрудников, имеющих узкую специальность. Существует высокая степень формализации между отделениями и сотрудниками, что является необычной чертой компании. Непременно, все работники обязаны подчиняться установленным правилам и законам, блюсти уставы организационной культуры, которые представлены руководителями предприятия. Организационная структура компании делится на несколько уровней, каждый из которых контролирует свою сферу деятельности:

  • высший уровень – главный директор, отвечающий за контроль над всеми подразделениями компании
  • средний уровень – руководители отделов, отвечающие каждый за свою сферу деятельности
  • низший уровень – менеджеры, генеральный бухгалтер
  • уровень исполнителей – обыкновенные работники

Также, организационная система контроля делится на различные отделы, отвечающие за многообразные сферы деятельности:

  1. Отдел маркетинга, отвечающий за информирование определенных сотрудников об необходимых маркетинговых планах компании, за сбор информации о деятельности конкурентов, за планирование и осуществление маркетинговых исследований
  2. Отдел финансов, отвечающий за анализ рекомендуемых изменений размера заработной платы труда персоналу, а также за исследование финансовой политики компании.
  3. Отдел кадров, отвечающий за набор квалифицированных рабочих и за контроль их отбора.
  4. Производственный отдел, отвечающий за функционирование производства продуктов компании, правильное упаковывание и контроль качества напитка.
  5. Технический отдел, отвечающий за контроль технического состояния оборудования, а в случае поломки, за замену или ремонт.
  6. Торговый отдел, отвечающий за сбыт продукции, за контроль и учет за клиентской базой, за поиск новых покупателей, за работу торговых уполномоченных сотрудников организации.
  7. Отделение логистики, отвечающий за контроль поставку грузов на базы, а также доставку сырья.

Производимые компанией напитки почитают далеко не везде, так, например, группы элиты совсем не располагают своего внимания к данному продукту, объясняя это тем, что напиток способствует ожирению и диабету, что заводы истребляют огромное количество запасов воды. Эта проблема является огромной угрозой для компании, ведь если таких людей будет становиться все больше, это приведет к острому упадку доходов организации на мировом рынке. Именно поэтому, с помощью системы контроля, компания постоянно развивает, улучшает и расширяет свой ассортимент, тем самым  не давая потребителям переходить на товары-заменители.

Затрагивая метод У.Оучи для характеристики системы контроля компании, можно с легкостью сказать о том, что данное предприятие отдало предпочтение “идеальной” модели по японскому подходу, который заключается, в том, что контроль в организации происходит за счет неформального, менее структурированного устройства, а именно – организационной культурой.

Компания работает только в соответствии с высочайшими нравственными стандартами и всеми требованиями законодательства. Все принципы работы организации непосредственно описаны в кодексе делового поведения, выполнение и подчинение которому контролируется по высшему разряду, гарантируя достижения успеха в работе и на производстве.

Несомненно, успех компании напрямую зависит от наличия клиентов. Поэтому, контроль над сотрудниками является одним из главнейших пунктов. Контроль в данной сфере заключается в наблюдении за внешним видом сотрудников, за их поведением на рабочем месте и их профессиональными отношениями с клиентами. Для всех офисных сотрудников предусмотрена особая форма одежда: для мужчин – деловой костюм с рубашкой спокойного оттенка, для женщин – костюм, юбка или пиджак. Для сотрудников, занимающихся доставкой продукции, оснащены специальной формой одежды. Все это способствует более слаженной работе сотрудников в компании, а также, поддерживается корпоративный имидж организации в целом.

Контроль происходит и непосредственно над обучением и развитием сотрудников. Компания предоставляет право на бесплатное обучение, проводят необходимые тренинги и курсы в объединенном университете организации. Если работники успешно развивают свои навыки, формируют свои способности, вносят инновационные предложения для усовершенствования управления производственными процессами, то методом отбора они отправляются в каждогодний бизнес-тренинг в Антарктиду, понимая, в чем же заключается занятия в команде и как стать полноценным лидером в компании.

3.1 Контроль деятельности персонала компании.

Одной из организаций, входящих в систему контроля, является филиал кадров, который выполняет несколько функций:

  • разрабатывает новые технологии, внедряя их в систему отдела кадров, тем самым повышая производительность персонала;
  • изобретения усовершенствованной кадровой политики компании;
  • осуществлениие работ по отбору квалифицированной рабочей силы с целью создания соответствующей обстановки на предприятии
  • документирование успехов, да и, в общем, работы персонала за определенный промежуток времени, прогнозируя причины текучести кадров.

В то же время, основным объемом контроля над ходом работы деятельности персонала занимается супервайзер компании. Супервайзер – это сотрудник, который контролирует и координирует труд сотрудников на промоушн-мероприятиях.[6]Одной из основных его задач является – процесс контроля над работой торгового отдела и всех прочих отделов компании.Его работа заключается в том, что он устраивает два совещания в день: на первом из них проводится планерка, на которой супервайзер раздает сотрудникам задания на весь день, на втором же подводятся итоги дня, рассматриваются возникнувшие проблемы, обсуждаются размеры продаж различных продуктов.

Заключение

Подводя итоги, можно уже точно высказать мнение о том, что компания каждый день увеличивает количество покупателей, проявляют модернизированные возможности производства и изготовлении продукции, применяя при этом усовершенствованные стратегии ведения бизнеса. В организации непрерывно ведется контроль за качеством всех периодов производства продукции на предельно возвышенном уровне.

Из выше сказанного можно увидеть, что компания является одной из самых лучших организаций в мире по разработке безалкогольных и освежающих напитков. И, несомненно, система контроля играет одну из главнейших функций для достижении столь высокого результата.

Но главный секрет успеха организации прост – продукция столь знаменитой компании приносит радость и отличный настрой на весь день  людям во всем мире.


[1]Официальный сайт TheCoca-ColaCompany[Электронный ресурс]     http://www.cocacola-russia.ru/company.html

[2]Таблица 7.4 Японская и американская модели управления[Электронный ресурс]   http://www.be5.biz/ekonomika/m011/07.htm

[3]Таблица 10.8. Модель организации типа «Z» У. Оучи   [Электронный ресурс]  http://www.adhdportal.com/book_2342_chapter_196_t_4.4._Model_Ouchi.html

[4] Контроль [Электронный ресурс]  http://forexaw.com/TERMs/Economic_terms_and_concepts/Business/l833_Контроль_Control_это

[5]Компания «Кока-Кола» [Электронный ресурс]   http://torchrelay.sochi2014.com/partner-coca-cola

[6]Супервайзер [Электронный ресурс] http://slovari.yandex.ru/супервайзер%20это/Реклама%20и%20полиграфия/Супервайзер/


Библиографический список
  1. Пелих А.С. Менеджмент. 100 экзаменационных ответов. – 2-е изд.,– Ростов н/Д : Март, 2000 . – 351 с. – (Экзаменационный экспресс-справочник).
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 501 с.
  3. Королев В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. — Под ред. проф. В.И.Королева. — М.: Экономисть, 2006. — 432 с.
  4. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. — М.: Издательство “Зерцало”, 1998г. — 448с.
  5. Зельдович Б.З. Менеджмент: Учебник. — М.: Издательство “Экзамен, 2007. — 591 с.
  6. Солдатова И.Ю., Чернышев М.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. — Под ред. проф. И.Ю.Солдатовой, проф. М.А.Чернышева. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”., – Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2006. — 256 с.
  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. —М.: Гардарика, 1998. — 528 с.
  8. Переверзев М. П. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. / Под общ. ред. проф. М. П. Переверзева. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 330 с.
  9. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: Инжиниринго-консалтинговая компания “ДеКА”, 1996.
  10. Официальныйсайт The Coca-Cola Company. [Электронный ресурс] — http://www.coca-cola.ru/pages/landing/index.html


Все статьи автора «loginza75MlyhavPwfoOsysTYdC0m»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: