ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ МЕТОДИК В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

Редникина Мария Сергеевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Основная задача данной статьи – рассмотреть зарубежные управленческие методики и установить, с какими проблемами обычно сталкиваются менеджеры компаний, а так же предложить несколько решений для данных проблем. Особое внимание уделяется методикам управления, помогающим решить вопрос качества продукции или поставляемых услуг. Для оценки популярности и проблем, связанных с адаптацией той или иной методики среди российских компаний был использован такой количественный метод как опрос, в результате которого удалось выяснить, что российские компании, в основном, отдают одинаковое предпочтение каждой из рассмотренных методик, за исключением концепции кайдзен.

Ключевые слова: Бережливое производство, Кайдзен, методики управления, цикл Деминга, Шесть сигм


THE ADAPTATION PROBLEM OF FOREIGN MANAGEMENT TECHNIQUES IN RUSSIAN COMPANIES

Rednikina Maria Sergeevna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
The main goal of this article is to review some management techniques and determine what problems managers are faced with as well as offer several solutions. The special attention is given to the management techniques to solve quality of production or services. To access the popularity these adaptation problems among Russian companies was used the survey, which found out that they generally give equal preference for each of the considered techniques, except for the kaizen.

Keywords: 5S.


Библиографическая ссылка на статью:
Редникина М.С. Проблема адаптации зарубежных управленческих методик в современных российских компаниях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4163 (дата обращения: 11.03.2024).

Введение 

Для достижения  наиболее продуктивного и эффективного функционирования компании нельзя обойтись лишь практическим опытом, нужны вполне конкретные методики, то есть, своего рода, тщательно продуманный алгоритм управления компанией. Российские организации привыкли эти методики копировать, но в связи с этим, сталкиваются с рядом проблем. Что же конкретно представляют из себя управленческие методики? Можно интерпретировать это понятие с разных точек зрения, но в данной статье под управленческими методиками понимаются инструменты менеджера, призванные помогать ему в управлении компанией в целом. Методики, описанные ниже, были выбраны  случайным образом, но что примечательно, многие из них оказались очень похожими. Для чего же еще, кроме как повышения качества услуг или продукции, могут быть направлены управленческие методики. 

Управленческие методики 

Менеджмент в России, как и многие другие науки, еще только проходит этап становления. Поэтому руководителям приходится лишь адаптировать зарубежные методики управления. Ниже будут рассмотрены наиболее известные среди них: Шесть сигм, Кайдзен, Бережливое производство, 5S и принцип Деминга. Сперва следует разобраться, что же из себя представляют все эти методики.

Шесть сигм (six sigma) – концепция управления, разработанная инженером Motorola Биллом Смитом в 1986 году, которая была направлена на повышение качества продукции.[1]  В связи с этим существует мнение, что эта методика применима только к промышленным предприятиям, но это не так – методика является широко распространенной и в сфере услуг. В этом контексте целью  методики является достижение экономической эффективности бизнеса. Важно также заметить, что сотрудники компании должны действовать заодно, то есть, как одна команда.

Залог успеха управленческий методики в том, что она основана на статистическом подходе к анализу данных, следовательно, будь то цель сэкономить или сократить объем бракованной продукции, конечный результат должен быть количественно измерен.  Это делается для того, чтобы было легче понять, что именно нужно сделать, чтобы достичь желаемого результата.  Этой же цели способствует планирование. Также компания должна уделять большое внимание своим потребителям, а не игнорировать их интересы в погоне за прибылью.

Специалисты данной методики могут  обладать титулом «зеленого пояса», «черного пояса», «мастера черного пояса» и «чемпиона», в зависимости от уровня компетенций.[2] Однако, все эти деления очень условны.

Кайдзен (Kaizen) – японская методика управления, на русский язык часто переводится как «постоянное улучшение», в период своего возникновения широко применялась в автомобильной отрасли.[3] Она возникла на основе американского метода контроля качества (QC), а позднее сумела обойти показатели американских компаний. Два основных постулата методики – постоянное совершенствование и вовлеченность персонала. Методика кайдзен более напоминает особый стиль управления. Согласно ему – результат важен, но не так сильно, как сам процесс по его достижению. Необходимо, пусть маленькими шажками, но обязательно на регулярной основе и планомерно  совершенствовать все в своей компании. Это же касается и людей – переход  компании к данной методике лишь в том случае будет достигнут, если каждый сотрудник компании вовлечен в каждодневный процесс совершенствования.  Из этого следует логичное предположение о том, что, согласно кайдзен, прибыль компании должна увеличиваться не за счет количества продукции или услуг, а за счет их качества.

В арсенале у кайдзен находятся 7 таких статистических и аналитических инструментов как: диаграммы Парето, диаграммы причин и результатов, гистограммы, контрольные карты, диаграммы разброса, графики и контрольные листки.[4]

Бережливое производство (Lean production) – еще одна методика, пришедшая к нам из Японии.

Способ управления ориентирован на снижение издержек компании. Одним из верных способов сокращения расходов является устранение деятельности, потребляющей ресурсы, но не приносящей прибыль, а вовсе не за счет потери качества услуг или продукции. Методика бережливого производства чрезвычайно полезна компаниям, находящимся в условиях кризиса. Так они могут пусть не повысить прибыль, но остаться наплаву и выжить.

Важным является и то, что методика управления с помощью бережливого производства позволяет предотвращать проблемы, так как помогает тут же устранять причины возникновения трудностей. В случае, если проблемы все же возникли, сотрудники должны задаваться вопросом, как их устранить, вместо того, чтобы тратить время на поиск виноватых.

Кроме того, компания, пользующаяся данным принципом  обладает гибкостью и в любой момент способна чутко отозваться на предпочтения потребителей. Это происходит благодаря тому, что  нет необходимости складировать ненужный товар, его просто нет. Так как компанией производится ровно такое количество продукции, которое она способна реализовать в данный момент, тоже самое касается и бизнеса.

5 S – метод организации рабочего места, который также был разработан в Японии. Автор- Каора Исикава. Инструмент, который может использовать менеджер как на производствах, так и в компаниях, работающих в сфере услуг. Некоторые авторы рассматривают данный метод вместе с методикой бережливого производства, но кто-то считает его совершенно самостоятельным. Так или иначе, данный способ организации окружающего рабочего пространства направлен на повышение производительности и призван увеличить мотивацию сотрудников к труду.

В основу системы легли 5 принципов:

  1. Сортировка (seiri)
  2. Соблюдение порядка (seiton)
  3. Содержание в чистоте (seison)
  4. Стандартизация (seiketsu)
  5. Совершенствование (shitsuke)

Очень простая, на первый взгляд, идея методики гласит: все, что

поддается оптимизации должно быть оптимизировано.[5]  Такая методика управления рабочей обстановкой внутри компании может стать отличной базой для дальнейшего внедрения других методик, например, кайдзен.

Одним из наиболее эффективных инструментов для менеджера является Цикл Деминга ( PDSA/PDCA cycle), который был изобретен американцем Эдвардсом Демингом на основе концепции Plan, Do and See. Он состоит из нескольких стадий: планируй, делай, изучай (проверяй), действуй. Как и все остальные управленческие методики эта направлена на постоянное повышение качества. При таком контроле за процессами, происходящими внутри фирмы обнаружить какое-либо нарушение в работе компании становится намного легче. Более того, данная методика может даже поспособствовать устранению проблемы.  Данный инструмент призван помочь в борьбе с тремя основными «врагами» компании: потерями, несоответствиями и нерациональными действиями.[6]

Сравнение различных методик

В целом, описанные выше методики, между собой имеют много общего.  Некоторые руководители используют вкупе, например, методику кайдзен и бережливое производство или бережливое производство вместе с шестью сигмами.  Следует разобраться в том, что же в них общего, а что разного и почему эффективно использовать их вместе.

Кайдзен очень схож с методом бережливого производства, это обусловлено еще и тем, что обе методики имеют японское происхождение.  Можно сказать, что кайдзен превратилась в отдельную методику из концепции бережливого производства, но, все-таки, у них есть некоторые отличия. Во первых, кайдзен, в отличие от бережливого производства, нацелен на улучшение разрозненных процессов и задач. Во вторых, компании могут наблюдать результаты использования данной методики  через гораздо меньший промежуток времени. Думаю, что в  российских условиях  именно эта методика будет предпочтительнее.

Более различны между собой методики кайдзен и шести сигм. Мало кто говорил о том, что можно использовать одновременно две  эти методики. В первую очередь стоит отметить то, что кайдзен и шесть сигм обладают несколько различными целями: шесть сигм более ориентирована на конечный результат, и на то, чтобы устранить все то, что препятствовало этому результату ранее. Использование Кайдзен предполагает пойти по пути стандартизации всех процессов в компании и, самое главное, уменьшению отходов.  Российским компаниям легче адаптировать скорее методику 6 сигм, нежели кайдзен. Все потому, что западные способы управления гораздо ближе россиянам – они предполагают более жесткий контроль за процессами в компании, а это как раз и является необходимым для того, чтобы сотрудник с российским менталитетом работал эффективно.

Почему необходима адаптация? 

Невозможно «взять» и «перенести» методики управления с одного континента на другой. Вернее «взять» можно, но никакой положительной динамики ждать не стоит. Существует множество причин, по которым любой зарубежной методике требуется адаптация для использования в российских компаниях.

В первую очередь это связано с тем, что Россия на много лет отстала от более развитых стран в сфере управления. Во многом этому мы «обязаны» СССР, где любая самодеятельность была наказуема, а предприятия старались сделать похожими одних на другие.

Отличный от западного менталитет так же важный фактор, ведь задача менеджера заключается в управлении не только экономическим или производственным аспектами компании, но и в успешном управлении людьми. Российские работники, как правило, все еще настороженно и с долей неохоты относятся к любым изменениям. В свою очередь, управленцы часто с пренебрежением относятся к сотрудникам низшего звена, но ведь одним из важных условий эффективности методики кайдзен является вовлеченность абсолютно каждого сотрудника в независимости от занимаемой им должности.

И даже руководители не всегда понимают, что компания должна находиться в режиме постоянного совершенствования, то есть изменения просто необходимы. Вполне возможно, что это обусловлено сугубо русской надеждой на «авось», что все и так будет в порядке.  Во многих организациях до сих пор считается приемлемым управление по наитию. Кроме того, в большинстве случаев менеджеры компаний недооценивают всю степень важности качества их услуг или продукции. А между тем, следует делать больший акцент именно на качество.

Практическая часть

Опрос

В ходе исследования мною был проведен опрос среди нескольких российских компаний. Участникам опроса были заданы следующие вопросы:

  • Какую из перечисленных методик использует ваша компания?
  • Сталкивались ли Вы с проблемой адаптации данной методики?
  • Принесла ли методика какие-либо улучшения?

В опросе приняли крупные, средние и малые организации: ООО “Акцент М”, монтажная компания ООО “Прометей”, ЗАО “ПСН” , ЧОП «Ваша безопасность», ООО «Центр консалтинг», ресторан «Рыбный базар».

Рисунок 1

Самая крупная, из опрошенных мною, компания, ЗАО «ПСН»  предпочитает методику бережливого производства. В настоящее время в компании ожидают кризис и, согласно принципам данной методики, избавляется от объектов недвижимости, требующих больших вложений, но не приносящих прибыль.

В то время, как ЧОП «Ваша безопасность» вообще не пользуется ни одной из вышеперечисленных методик.

ООО «Прометей» в своей работе опирается на цикл Деминга, компания занимается установкой АПС (автоматических пожарных сигнализаций), следовательно, повышение качества – основная задача, ведь данная деятельность напрямую связано с обеспечением безопасности людей.

Ресторан «Рыбный базар» применяет управленческую методику 6 сигм.  Именно эта методика присуща предприятиям, функционирующим в сфере ресторанного бизнеса, ведь для них так важны качество услуг и ориентация на потребителя.

ООО «Центр консалтинг» сообщает, что только находится на начальном этапе внедрения управленческой методики, и было принято решение об использовании инструмента 5S.

Небольшая компания ООО “Акцент М” вообще не использует какие-либо управленческие методики, считая, что в силу своих размеров и сплоченности коллектива не нуждается в специальной концепции.

Странным для меня является тот факт, что ни один из респондентов не отдал предпочтение кайдзен.

100 % опрошеных, из тех, кто  применяет какие-либо управленческие методики, сталкивались с рядом проблем в процессе внедрения одной из методик. Это связано с необходимостью адаптации управленческой концепции для компании, существующей на российском рынке. Проблема адаптации в настоящее время вполне решаема, так как существует сразу несколько организаций, специализирующихся именно на помощи по интеграции какого-либо инструмента управления.  Сам собой напрашивается вывод о том, что существует потребность в увеличении количества подобных организаций и мастер-классов от гуру данных методик, которые способны помочь сохранить все необходимые качества методик и, вместе с тем, заставить их работать в другой среде.

Учитывая результаты опроса выбранных компаний, складывается ощущение, что многие из российских предпринимателей старшего возраста, которые только начинают свой бизнес, узнают о существовании таких методик только в процессе самообразования и повышения квалификации или тогда, когда уже появилось множество проблем, что говорит о том, что высшим учебным заведениям необходимо уделять больше внимания современным концепциям без которых в настоящее время едва ли менеджер может обойтись. Как ни странно, существует и следующая проблема: многие управленцы, занимающие более высокие должности и  принимающие решения о внедрении той или иной методики, зачастую не считают нужным информировать рядовых сотрудников и пытаются внедрить новый метод управления «силой», что в итоге не соответствует методике и не приносит никаких  положительных изменений.

Что касается улучшений после внедрения какой-либо методики, то все единодушно сошлись на мнение, что такой, своего рода научный подход к управлению благотворно повлиял на деятельность фирмы.

Можно с уверенностью сказать, что чем крупнее компания, тем более она заинтересована в использовании какой либо из существующих методик. Но, несмотря на то, что активно проходят процессы глобализации, развит интернет, и имеется доступ практически к любой информации,  многие российские компании, включая организации относящиеся к государственному сектору, продолжают пренебрегать методиками управления и верят в то, что и без них все удастся.

Заключение 

Путем проведения данного поискового исследования было установлено, что все предприниматели, так или иначе, сталкиваются с проблемой адаптации зарубежных управленческих методик. Однако, убеждена, что все эти проблемы могут быть преодолены одним из способов: путем обращения за помощью к специалистам, посвятившим не один год исследованиям российских особенностей управления, самим пройти курс по подготовке специалистов в той или иной методике управления, или же создать штаб из молодых специалистов, чьи знания современны и, которые, в силу своего возраста, все еще полны энтузиазма и настроены  изменить ситуацию в компании в лучшую сторону.


Библиографический список
  1. Адлер Ю. П. Восемь принципов, которые меняют мир //Стандарты и качество. – 2001. – №. 5-6. – С. 49-61.
  2. Ефимов В. В. Описание и улучшение бизнес-процессов //Ульяновск: УлГТУ. – 2005.
  3. Марков Г. А.  Анализ производства и разработка методики по внедрению системы 5S на ОАО «Хлебозавод Саяны» //Молодёжь и наука: Сборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной. – 2011.
  4. Рожков В. Н. Система «Упорядочение» 5S–пять ключей к созданию комплексной качественной среды //Все о качестве. Отечественные разработки. – 2012. – №. 4. – С. 33-38.
  5. Скоробогатова О. М. Выживут только бережливые //Менеджмент качества. – 2009. – Т. 4. – С. 248-250.
  6. Янишевский А. Системы менеджмента и инструменты бережливого производства/Янишевский АЭ, Беляев АМ //Das Management. – 2010. – №. 2. – С. 22-28.
  7. Breyfogle III F. W., Cupello J. M., Meadows B. Managing Six Sigma: a practical guide to understanding, assessing, and implementing the strategy that yields bottom-line success. – 2000.
  8. Manos A. Lean Lessons: The Benefits of Kaizen and Kaizen Events //Quality Progress. – 2007.
  9. Montgomery D. C., Woodall W. H. An overview of six sigma //International Statistical Review. – 2008. – Т. 76. – №. 3. – С. 329-346.

10. Senapati N. R. Six Sigma: myths and realities //International Journal of Quality & Reliability                    Management. – 2004. – Т. 21. – №. 6. – С. 683-690.



Все статьи автора «Мария Редникина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: