СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРЕДОВЫХ АМЕРИКАНСКИХ КОМПАНИЯХ

Вафина Камиля Юлдызовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
На современном этапе развития рынка эффективная система управления является ключевым фактором конкурентоспособности любой компании. В работе рассматривается история управленческой мысли США. Для этого были проанализированы труды многих американских ученых, внесших значительный клад в развитие мировой системы управления и менеджмента. В работе также раскрываются основные концепции американской системы управления, анализируется преимущества и недостатки западного менеджмента. На примере нескольких передовых американских компаний автор работы выявил отличительные особенности в структуре их управления. При сравнении этих компаний был использован метод кейсов (case-study). Была проанализирована роль единичного работника в структуре взаимоотношений рынка и бизнеса. Автором работы были сформулированы основные рекомендации по совершенствованию системы управления в западных компаниях. Работа может служить основой для формирования основных концепций развития отечественной школы менеджмента.

Ключевые слова: глобальный менеджмент, инновация, маркетинг., менеджмент, организация, система управления, США, управленческая мысль, эффективность


MODERN MANAGEMENT SYSTEM IN ADVANCED U.S. COMPANIES

Vafina Kamilya Yuldizovna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
At the present stage an effective management system is a key factor of a competitive ability of modern successful companies. This paper focuses on researching of an American administration system.
The paper examines the history of management thought in the United States. Much attention was given to analyzing of many American scientists which works have made significant contribution in the development of a global management. The paper also reveals the basic concept of the American management system. It is spoken about the advantages and disadvantages of western management. Paper analyses several leading U.S. companies and finds special features of them. It was used the case-study method to compare these companies. It was studied about a role of a single employee in the structure of the business relationships.
Author of a study made some recommendations (on the research basis) that can improve U.S. management system. It should be emphasized that this study can be a basis for analysis of Russian administration and management system.

Keywords: administration system, global management, Innovation, management, organization, USA


Библиографическая ссылка на статью:
Вафина К.Ю. Современная система управления в передовых американских компаниях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3992 (дата обращения: 26.09.2024).

В основе темы научной работы лежит американская система управления организациями. Данная работа является весьма актуальной. Одной из основ  общества XXI века является управляемая организация, которую следует рассматривать в качестве общественного института. Основной ее задачей является достижение определенных целей и результата, а это возможно благодаря грамотному менеджменту.

Менеджмент и система управления  в США признаны одной из самых эффективных во всем мире. Недаром литература, учебники, так или иначе касающиеся менеджмента, в большинстве случаев написаны американскими авторами или на основе американской модели. В условиях интенсивного перехода России на современный мировой рынок, ей необходимо выявлять и наращивать свои конкурентные преимущества. Поэтому отечественному бизнесу, да и государственному сектору необходима эффективная система управления ресурсами компании. Это возможно благодаря изучению опыта зарубежных западных коллег.

В работе поднимается проблема эффективности американской системы менеджмента. Автор пытается найти ответ на вопрос: В чем причина высокой продуктивности и результативности американской системы управления.

Объектом исследования данной научной работы является менеджмент и система управления.

Предмет исследования – менеджмент в американских организациях.

Целью исследования является  выявление и анализ конкурентных преимуществ американского менеджмента.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть историю зарождения и становление менеджмента в США
  • Изучить систему управления и структуру менеджмента в западных компаниях
  • Выявить отличительные признаки, особенности американского менеджмента
  • Проанализировать деятельность компании McDonald’s, Starbucks с точки зрения менеджмента
  • Выявить и проанализировать сильные и слабые стороны американского менеджмента
  • Сформулировать на основе изученного материала         рекомендации по совершенствованию системы управления в компаниях США и других мировых организациях

Значительную роль при анализе темы сыграло изучение трудов и концепций,  касающихся управления организацией: школа научного менеджмента Ф. Тейлора, административная школа управления А. Файоля, школа «человеческих отношений», представителями которой являлись М. Фоллетт, Э. Мэйо, Ф. Херцберг, эмпирическая школа и ситуационная теория управления Р. Моклера. 

Эволюция управленческой мысли

Американская система управления и менеджмент на Западе имеют богатейшую историю, несмотря на то, что США является сравнительно молодой страной. Но за все свое недолгое существование именно Америка сумела выбиться в мировые  экономические лидеры.[12]

Для понимания основных причин успеха управления в американской модели менеджмента следует обратиться к истории его становления и эволюции управленческой мысли, основной задачей которой являлось развитие методов управления организациями в рыночной системе.

Школа научного менеджмента.  Основоположником данной школы был Ф. Тейлор. Яркими ее представителями также являются Г. Эмерсон, Г. Форд, Ф. Гилбрет, Г. Гантт. В основе ее теории лежит ряд принципов:

1)    Рациональная организация труда

2)    Формализация структуры организации

3)    Разграничение исполнительных и управленческих функций.

Важным аспектом функционирования данной теории является  применение науки, основанной на определенных законах и принципах. [3, C. 439-445]

Административная школа управления. Основателем ее является А. Файоль. Основной задачей ученого являлась систематизация подхода  к административному управлению компанией или организацией. Его заслугой также является создание образа менеджера и обоснованию того факта, что нужно координировать деятельность не только рядовых работников, но и менеджеров. [3, C. 454-458]

Школа «человеческих отношений». Представителями теории являются М. Фоллетт, Э. Мэйо, Ф. Херцберг. Согласно теории управления в концепции данного учения организация должна рассматриваться  и как социальный институт (что не учитывалось в классических школах управления). Неформальные контакты внутри организации так же важны, как и формальные. Повышение эффективности человеческого ресурса можно достичь путем развития способностей работников, удовлетворения их разнообразных потребностей, демократизации управления, применении наук о человеческом поведении на работниках. [3, C.461-470]

Эмпирическая школа, менеджеризм или наука управления. Наиболее известные представители – П. Друкер, Д. Миллер, Р. Дэвис. Эмпирическая школа занималась исследованием деятельности менеджеров непосредственно на практике,  не умоляя при этом достижений   теоретиков в области управления и менеджмента.  Основной задачей  школы было формирование практических руководств для управленцев для действия в той или  иной ситуации. Именно поэтому теория делает акцент на изучении функций руководства и содержания труда. [3, C. 470-480]

«Ситуационная теория управления» Р. Моклера. Основоположниками теории стали Р. Моклер (он же ввел в оборот этот термин), Е. Лоуренс, Дж. Лорш, Т. Берне и др. Защитники теории предлагают сосредоточить внимание на внешней среде организации и разработке полезных на практике управления результатов. Концепция дает конкретные рекомендации, как принимать управленческие решения в той или иной ситуации. [3, C.521-525]

Существует также ряд теорий, предлагающих различные концепции в управлении организацией. Но лично мной были рассмотрены основополагающие идеи, которые значительно повлияли на становление менеджмента таким, которым мы знаем его сегодня.

Отличительные особенности американского менеджмента

Американская модель управления формировалась с учетом специфики ее культуры, уровня самосознания, системы ценностей. Огромную роль сыграли государственное устройство страны и ее денежно-кредитная политика и финансовая система. Что касается системы ценностей США, то ярким примером является существование словарного оборота «Американская мечта». Это образ мыслей и система ценностей, доминирующих в западном обществе. Известный американский социолог Роберт Мертон дал следующую характеристику данному феномену: «призыв культуры очевиден: нельзя предаваться унынию, нельзя прекращать борьбу, нельзя понижать свои цели». [2, C. 252-254] В основе культурной аксиомы лежит следующая мысль: добиться цели любой ценой. Это касается всех сфер жизни американцев, в частности,  ведения бизнеса и предпринимательства.

Следует выявить ряд отличительных особенностей менеджмента в американских организациях:

  • Ориентация на потребителя
  • Самостоятельность и находчивость
  • Опора на ценности компании
  • Творческий подход при решении сложных предпринимательских задач
  • Полная отдача делу
  • Индивидуальная ответственность
  • Ориентация на будущее
  • Быстрое продвижение по карьерной лестнице
  • Умение находить новые цели и предвидеть их результаты
  • Не бояться рисковать, но делать это обдуманно

Анализ систем менеджмента на примере американских компаний

Мною был изучены системы менеджмента  нескольких крупнейших компаниях США на основе метода кейсов (case-study).

 Менеджмент в Starbucks

Компания является самой крупной сетью кофеен в мире.[13] Она располагается  примерно в 40 странах земного шара.  К тому же, Starbucks активно проникает на новые рынки. Успех бренда – результат четкой и продуманной политики ее руководства. Миссия компании основывается на нескольких принципах, которыми она неукоснительно руководствуется. Именно эти 5 золотых правил кофеен и являются  инструментами управления организацией[12]:

•  Предоставлять отличную рабочую атмосферу и относиться друг к другу с уважением и достоинством. Считать разнообразие необходимым элементом ведения бизнеса. Компания огромное влияние уделяет своим работникам. Она называет их «партнерами», т. е. равноправными членами организации, где каждый может внести  свою лепту в общее дело. Работнику предоставляются социальные гарантии, возможность быстрого карьерного роста. Большое внимание уделяется мотивации сотрудников: для них организовываются различные мероприятия, курсы повышения квалификации; различных поощрений удостаиваются лучшие работники.

•  Применять самые жесткие стандарты качества к закупкам, обжариванию и быстрой доставке нашего кофе. Во многом Starbucks добилась успеха благодаря безупречному качеству своей продукции. Сам бренд в умах людей ассоциируется с безупречным качеством и уникальным вкусом основного товара – кофе а также другой продукции компании. Сохранение доверия к бренду – одна из ключевых задач компании.

•  Работать так, чтобы вызывать чувство восторженного удовлетворения у клиентов. Рост производительности труда во многом зависит от качества работы сотрудников компании. Ориентация на отдельного работника позволяет повысить качество обслуживания клиентов. А для этого компания прикладывает достаточно большие усилия. Сеть в кофеен с 2006 года прочно держится в Top-100 рейтинга журнала Fortune «100 best companies to work for». Критерием оценки является уровень заработной платы, льготы сотрудникам со стороны компании, преимущества работы на организацию и т.д.

•  Оказывать положительное воздействие на общество и окружающую среду. Выполняя этот принцип, компания обеспечивает себе положительную репутацию на рынке, создает позитивный имидж в глазах общественности. Также американское правительство предоставляет различные льготы организациям, решающим природоохранные задачи.

•  Признавать, что прибыльность - необходимое условие нашего будущего успеха. Не стоит забывать, что целью любой фирмы является получение прибыли, без которой невозможно дальнейшее развитие компании.

Менеджмент в Mcdonalds

Это одна из крупнейших сетей ресторанов быстрого питания. Компания  насчитывает более 34000 предприятий в 118 стране мира.[9] Ей   не только удается оставаться на плаву вот уже на протяжении более 70 лет, она к тому же активно продолжает экспансию на новых рынках, открывая ежегодно около 1700 ресторанов по всему миру.  Ниже представлен анализ  компании на основе рассмотрения основных функций менеджмента: планирования, организации, мотивации  контроля.

Планирование. Данная функция реализуется на разных этапах ведения бизнеса в McDonald’s. Планирование следует осуществлять исходя из основных целей и миссии  компании. На официальном сайте McDonald’s миссия компании звучит таким образом: «McDonald’s brand mission is to be our customers’ favorite place and way to eat and drink».[10] Там же описывается глобальная стратегия компании «Plan to win», которая базируется на 5 основных принципах: «People, Products, Place, Price and Promotion». [10]

  1. People. В ценностях компании указано, что главным в ведении бизнеса является посетитель и его впечатления. Важным является планирование того, как угодить своему клиенту. Для этого в ресторанах периодически устраиваются различные акции, персонал соблюдает кодекс поведения со своими клиентами и т.д.
  2. Products. McDonald’s имеет  широкий спектр меню, рассчитанный на самую разную аудиторию. Но руководством компании активно изучаются вкусовые предпочтения потребителей, поэтому меню ресторана постоянно претерпевает какие-либо изменения, оставаясь верным качеству продукции. Компания пытается расширить свою клиентуру: создаются меню для вегетарианцев, еда готовится исключительно из высококачественных, экологически чистых продуктов.
  3. Place. В ресторане действует строгая  система франчайзинга. Нужно не только иметь достаточно финансовых средств, но и соответствовать ряду требований компании. В 2014 году McDonald’s Corp. планирует открыть 1600 новых ресторанов по всему миру, большинство которых будут франчайзинговыми.[9]
  4. Price. Основной целевой аудиторией ресторана являются офисные работники, студенты и дети. Поэтому цены в данном общепите остаются достаточно низкими.
  5. Promotion. Продвижение бренда и повышение его узнаваемости  также стоит во главе угла McDonald’s. Крупная доля бюджета тратится на подержание положительного имиджа компании. Ресторан является основоположником  благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда», который помогает нуждающимся детям по всему миру.

Организация. Это методы и инструменты выполнения плана компании. Благодаря четкому разделению труда любой работник компании компетентен в пределах своих обязанностей. Существует строгая иерархия уровней управления, поэтому организация действует как четко отлаженный механизм. Управление в McDonald’s имеет линейно-функциональную структуру.

Мотивация. Руководством компании ведется систематическая работа с сотрудниками ресторана. В нем действует система поощрений и штра

фов, существуют курсы повышения квалификации для работников, компания также имеет собственную систему оценки своих сотрудников.  Повышению работоспособности персонала способствует создание теплого климата в организации: налажен конструктивный диалог между самыми обычными сотрудниками компании и ее руководством, компания также периодически устраивает корпоративные вечеринки для своих работников.

Контроль. Суть данной функции заключается в том, что компания имеет свои четко выработанные стандарты, которым она неукоснительно соответствует. Стандарты разработаны для каждой группы работников. За их исполнением следит вышестоящий начальник и в случае неисполнения применяет штрафные санкции (например, если работник кассы забыл улыбнуться или сказать стандартную фразу «Приходите еще»). У компании есть нормы делового поведения Обязательство «Золотых арок». 

Анализ результатов рейтинга Fortune Global 500 журнала Fortune

Fortune – деловой журнал, издаваемый компанией Time Inc. специализируется на управлении, менеджменте и финансах.  Журнал ежегодно (с 1955 года) публикует рейтинг Fortune Global 500 крупнейших компаний мира. Основным критерием является выручка компании. Рейтинг показывает распределение сил на мировом рынке и основные его тенденции. На диаграмме показано количество стран, вошедших в рейтинг в рассматриваемый период с 2010 по 2013 гг.

Рисунок 1 –  Результаты рейтинга журнала Fortune

Как видно из результатов,  компании США хоть и имеют лидерство по количеству компаний, но с каждым годом теряют свои позиции. На рынок выходят новые игроки, преимущественно из стран Азии. В особенности быстрыми темпами растет китайский рынок. Все происходит потому, что американским компаниям все сложнее адаптироваться к новым условиям рынка. Американский бизнес-гуру Томас Дж. Питерс считает, что специалисты по теории управления упустили из виду, что западные успешные компании являются обучающимися организациями, и преднамеренно стимулируемая эволюция самих компаний породила все новых и новых конкурентов. То есть они создавали собственный внутренний рынок и этим повышали общие стандарты этого самого рынка. Питерс также отмечает, что «что выдающиеся компании разработали немало механизмов и методов управле­ния, позволяющих предотвратить “окостенение” этих компаний».[1, C. 129] Поэтому присутствие американских организаций в рейтинге Fortune все еще высоко. Американский экономист и профессор Гарвардской школы бизнеса Теодор Левитт, в своей статье «Marketing myopia» («Маркетинговая близорукость») выявляет множество причин упадка, казалось бы, процветающего и прибыльного бизнеса во многих крупнейших корпорациях. Это чрезмерный расчет на массовое производство, выход на первое место исключительно извлечение прибыли, уверенность в своей непобедимости, недооценка важности качественного маркетинга и отсутствие эффективного лидера. [9]

Для того чтобы конкуренты не обошли американские компании в предпринимательстве, недостаточно иметь огромные ежегодные прибыли и развивать качество производимой продукции. Важным шагом для Америки является развитие глобального инновационного менеджмента. Для этого США стремится увеличить свой научно-инновационный потенциал. Передовые компании и организации не скупятся денег на инвестирование  прибыли в развитие технологий, маркетинга и производства. [6, C. 40-41]

На мой взгляд, сегодня компания, стремящаяся стать лидером в своей отрасли, должна обладать следующими преимуществами:

  • Умение думать со стороны и критическое отношение к собственным идеям
  • Заимствование успешных идей из других отраслей
  • Развитие успешного лидерства и воспитание глобального управленца
  • Интеграция в международный бизнес
  • Высокая социальная ответственность предприятия, проявление неподдельной заботы по отношению к обществу
  • Развитие инновационных идей, опережающих существующее положение рынка [4, С. 150-166]

Заключение

В данной научной работе была достигнута основная цель исследования и решены ее ключевые задачи. Была проанализирована американская система менеджмента  в американских компаниях.

Важно сделать вывод, что сложившаяся система управления в Америке весьма эффективна. Это доказывает  общий уровень экономики страны, уровень развития предпринимательства и бизнеса на мировом рынке. Многие американские компании являются лидерами в своей отрасли производства. Но ускоренное развитие азиатского бизнеса ставит под угрозу дальнейшее лидерство государства на глобальном рынке. Жесточайшая конкуренция вынуждает мировой бизнес ставить перед собой более масштабные цели и постоянно повышать качество его управления. Следует сделать вывод, что, для того, чтобы сохранить свои лидирующие позиции, западные компании должны следовать обновленной стратегии организации. Необходимо обеспечить новый подход к обеспечению информацией предприятия. Также важен факт постепенного «очеловечивания» бизнеса, поскольку моральные принципы в современном мире приобретают все большую ценность. Работник в организации теперь не только инструмент ее функционирования, но и член команды, личность. Активное внедрение инноваций, интеграция в международный бизнес, глобальный менеджмент должны стать залогом успеха передовых компаний.


Библиографический список
  1. Питерс Т., Уотерман Р. В. поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки //М.: Изд-во «Вильямс». – 2005. – С. 334.
  2. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 3
  3. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник.- М.:Инфра-М, 2005.- 731с 4
  4. Корнильев К. Г. Предприятие будущего: результаты глобального исследования компании IBM //Российский журнал менеджмента. – 2009. – Т. 7. – №. 1. – С. 149-178 5
  5. Мельников М. С.  Модели современного менеджмента // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития : материалы V Междунар. науч.-практ. Конф. – М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова– 2013. – С. 112-115 6
  6. Загороднова Е.П. Анализ международного опыта применения основных видов систем управления инновационной деятельности компаний//журнал ARS ADMINISTRANDI. – 2012. – №2. – С. 35-46 7
  7. Levitt T. Marketing myopia //Journal of Library Administration. – 1984. – Т. 4. – №. 4. – С. 59-80. 9
  8. Центр гуманитарных технологий // URL: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info 12
  9. Новостное интернет издание [электронный ресурс] // URL: http://lenta.ru/news/2011/03/08/subway/ 14
  10. Официальный сайт ресторана McDonald’s // URL: http://www.aboutmcdonalds.com/mcd/our_company/mission_and_values.html
  11. Retail industry news official website // URL: http://fooddrinksandgrocery.retail-business-review.com/news/mcdonalds-to-open-over-1500—1600-new-outlets-in-2014 16
  12. Официальный сайт ресторана Starbucks // URL: http://starbuckscoffee.ru/ru/_About+Starbucks/Mission+Statement.htm
  13. Журнал о рынке питания вне дома // URL: http://www.cafe-future.ru/archive/951


Все статьи автора «Вафина Камиля Юлдызовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: