СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛЕЙ АМЕРИКАНСКИХ И РОССИЙСКИХ ЛИДЕРОВ НА ОСНОВЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И СИТУАЦИОННЫХ ТЕОРИЙ

Юшина Валерия Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В данном научном исследовании рассматриваются различные стили управления, присущие российскому и американскому менеджменту. Стили рассматриваются на основе ситуационных и поведенческих теорий. Представлена информация о возможном сопоставлении американского и российского национальных стилей, а также рекомендации для выбора наилучшей альтернативы управления: опыт менеджеров США или российская действительность

Ключевые слова: лидерство, руководство, ситуационный/поведенческий подходы, стиль управления, типы власти


A COMPARATIVE ANALYSIS OF AMERICAN AND RUSSIAN STYLES OF LEADERSHIP ON THE GROUND OF BEHAVIORAL AND SITUATIONAL THEORIES

Yushina Valeriya Alekcandrovna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
The article is concerned with various styles of leadership attached the American and Russian management. These styles discuss using behavioral and situational theories. There is an information about a potential comparison of American and Russian national styles as well as future references to choose the best alternative of management were given: the experience of American managers or the Russian reality

Библиографическая ссылка на статью:
Юшина В.А. Сравнительный анализ стилей американских и российских лидеров на основе поведенческих и ситуационных теорий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3837 (дата обращения: 12.03.2024).

Введение.

Глобализация и научно-технический прогресс, появление сложных многоуровневых структур в организациях поставило перед российским обществом вопрос: какой стиль управления предприятием наиболее эффективен и возможно ли применение опыта иностранных коллег, добившихся небывалых высот в сфере менеджмента?

Для сравнительного анализа было выделено 2 страны: Соединенные Штаты Америки, которые за последние 50 лет благодаря слаженной работе внутри организации, грамотному управлению и развитию малого бизнеса  стали бесспорным лидером в мировой экономике, и Россия, где преуспевают компании-гиганты, корпорации, в основном направленные не на создание уникальных товаров и услуг, а на добычу полезных ископаемых, будь то газ, нефть или уголь.  Менеджеры и топ-менеджеры компаний, их принципы и стили управления играют не последнюю роль в развитии как отдельно взятой компании, так и экономики в целом. Сопоставление стилей управления ведущих лидеров российских и американских корпораций даст понять, в чем преимущества и недостатки менеджеров России и какой зарубежный опыт мы, возможно, смогли бы использовать для более эффективного менеджмента.

Объект исследования: совокупность стилей правления организацией. Предмет исследования: стили управления лидеров американских и российских компаний.

Научное исследование основано на следующих целях:

-       установление характерных черт и особенностей в стилях управления американских и российских руководителей,

-       обоснование возможности применения американского опыта к национальной управленческой системе,

-       выявление взаимосвязей между американскими и российскими стилями управления, определение дальнейшего развития российского менеджмента на основе американского опыта.

Данные цели определяют следующие задачи исследования:

-       сопоставление стилей путем анализа и синтеза,

-       классифицирование наиболее типичных стилей управления для данных стран,

-       прогноз дальнейшего развития/изменения стилей управления.

Таким образом, определив актуальность исследования, а также цели  и задачи научной работы, можно приступить к более детальному анализу различных стилей управления организации и возможностей применения иностранной модели управления к российским реалиям. Сможет ли американский опыт сделать менеджмент в России более эффективным или же это неверное решение, способное привести к серьезным проблемам?

Стиль управления, характерный для американских менеджеров.

Американские организации, будь то корпорации и крупные компании или малый бизнес, добились высоких результатов благодаря слаженной работе команды и заботе о потребителях. Значительную роль в построении предприятия, которое в дальнейшем будет приносить стабильной доход, играют менеджеры, определяющие, в каком направлении корабль поплывет, способные быстро принимать решения и строить эффективные коммуникации со своими подчиненными. Каков же он, американский менеджер, его стиль руководства?

В основе стиля руководства менеджеров США находятся опора на факты и быстрые решения (благодаря строгой подотчетности в структуре организации). Политика американских предприятий построена на индивидуализме и четкой специализации. Идеальный американский руководитель – сильная личность, воплощающая в себе процесс эффективного управления и способная мотивировать работников, создать благоприятную почву для здоровой конкуренции. Кроме того, одним из важнейших факторов, влияющих на особенность управления американских компаний, является специфика американской культуры, их видения мира и отношения как к работе и своему будущему, так и к окружающим (см. Таблица1).

Таблица 1. Специфика американской культуры.[1]

Американцы естественны и непринужденны

Они пытаются относиться к людям одинаково, независимо от возраста, социальной принадлежности или цвета кожи.

 

Американцы прямолинейны

 

Они стараются говорить прямо о том, чего они хотят. Для некоторых иностранцев эта черта кажется недопустимой.

 

Американцы конкурентоспособны

 

Они сфокусированы на своей карьере и ориентированы на достижении цели. Самоуверенны и властолюбивы.

 

Американцы = успешные люди

 

Они придают большое значение достижениям, продвижению по карьерной лестнице, успеху.
Американцы независимы и индивидуалистичны Они высоко ценят свободу и верят в то, что человек сам выбирает свою судьбу.
Американцы – люди, любящие задавать вопросы Они задают много вопросов, даже тем, кого впервые видят. Важнейшей частью обучения в американских вузах является обучение “to think, question and analyze”.

Таким образом, можно выделить общие черты стиля управления американских руководителей:

-       высокий уровень организации труда;

-       деловитость;

-       обеспечение компетентности персонала;

-       быстрота принятия решений;

-       поддержка конкуренции;

-       относительная демократизации руководства.

Согласно американским принципам управления, первоэлементом, способным выдвинуть компанию на лидирующие позиции, является доверие между руководителем и сотрудником. Руководитель демонстрирует образцы открытости и искренности в отношении с персоналом, в работе отсутствуют запретные для обсуждения темы, поощряется высказывание персоналом идей и предложений. Люди инициативно берутся за решение сложных проблем и получают от руководства не только одобрение, но и необходимые ресурсы. Персонал быстро продвигается по ступенькам служебной лестницы. Низкая текучесть кадров сопровождается большим количеством претендентов на работу в компанию. [2]

Стиль управления, характерный для российских менеджеров.

В российском менеджменте, безусловно, есть свои особенности. Отсутсвие глобального опыта, за которым стоит высокое умение видеть глубинные процессы, происходящие как внутри организации, так и во внешней среде, связано с тем, что традиции управления советского времени кардинально отличаллись от стиля, существующего на тот момент в западных компаниях и что российский менеджмент как управленческий слой должен был сформироваться за довольно короткое время, обходя опыт советских и постсоветских времен.Людям пришлось сформировать себя, корпоративную культуру, культуру управления компаниями на ходу, подчас не имея большого опыта или располагая отличной школой, но в иной области. В этом, безусловно, специфика стилей управления, которые есть сегодня в России.[3]

Чертами, характерными современному российскому менеджменту, являются жесткий авторитаризм в управлении, единоличное принятие решений (централизация власти), дуализм в поведении отечественных управленцев, а также преобладание административных методов управления, базирующихся на власти, строгом подчинении вышестоящему лицу и санкциях/взысканиях. Применительно к российской системе управления на предприятиях, административные методы управления являются наиболее эффективными, они дают мощный толчок к достижению целей и задач тогда, когда высока необходимость подчинения, сплочения коллектива и направления его на решение данных целей и задач.[4] Во многих российских организациях требуется новый стиль руководства. Лидеры являются в основном прямолинейными и строгими, руководствуются жесткой иерархией в отношении с подчиненными. В большинстве случаев сохраняется культура, основанная на наказании, но в то же время российские руководители являются патерналистами и защитниками подчиненных, их поведение считается даже воинственным. Власть и авторитаризм российских управленцев – не единственная их черта. Чтобы стать эффективным менеджером в России, необходимо много вкладывать в отношения как с партнерами, так и с подчиненными, уметь «enlever sa cravate», проводить время с людьми.  Кроме того, менеджер в России – харизматичная личность, его воспринимают как отца одной большой семьи, работники восхищаются силой, которую он олицетворяет.[5]

Некоторые российские лидеры изменили свой стиль руководства и двигаются вперед, обходя неудачное наследство прошлого ( имеются в виду 1990-е годы 20 века ). Они стали приспосабливаться к требованиям управления их организаций в период высокого уровня диверсификации и расширения бизнеса. Современное развитие рыночной экономики обозначило новую тенденцию развития ментальности – усиление роли личности, развивающийся индивидуализм, учет индивидуальных вложений в общее дело и оплата труда согласно выполненной работе.[6]

Важнейшими характеристиками существующей системы  управления являются привлечение, продвижение и поощрение сотрудников на основе их персональных и организационных качеств. Несмотря на это, в России до сих пор отсутствует гибкость на верхних уровнях управления в организациях, менеджеры не могут учесть влияние факторов извне, а также, согласно этим влияниям, подстроиться, изменить стратегию компании.[7]

Сравнение стилей американских и российских руководителей на основе поведенческих и ситуационных теорий.

Российская культура управления характеризуется высокой дистанцией власти и имеющим большое значение «коллективным менталитетом». В российской культуре, наиболее эффективным считается автократический стиль управления, в то время как американская концепция руководства является более демократичной, она основана на участии подчиненных на предприятии  в принятии решений (небольшая дистанция власти) и предполагает высокий уровень доверия к руководителю. Таким образом, широкая дистанция власти и сравнительно незначительное уделение внимания интересам личности делают российский стиль управления несовместимым с американским.

В основе стиля руководства менеджеров США находятся опора на факты и быстрые решения (благодаря строгой подотчетности в структуре организации). Напротив, российский менеджмент является интуитивным, характеризующимся использованием большого объема информации и персональных контактов, а также политического влияния.

Для того, чтобы лучше понять, стоит ли применять американский стиль управления в российских организациях, необходимо выделить типы власти, присущие каждому стилю. Что касается высокого уровня дистанции власти, нацеленности на работу в команде, а также политически ориентированных ценностейв России, легитимная и референтная власти являются наиболее подходящим источником власти, однако успешный менеджмент вскоре будет зависеть от способности менеджеров применить и другие типы власти (такие, как экспертная и власть, основанная на вознаграждении).

Исходя из того, что руководители применяют либо автократический стиль управления (централизация власти, власть, основанная на вознаграждении и принуждении), либо демократический (участие в управлении компанией сотрудников, референтная и экспертная власть), был составлен континуум лидерства, отражающий различные степени участия сотрудников в принятии решений. Согласно типам власти были получены следующие результаты (см. Таблица 2).

Таблица 2. Континуум лидерства.

АМЕРИКА РОССИЯ
-       руководство, ориентированнное на подчиненных;

-       менеджер формулирует идею и предлагает ее подчиненным на рассмотрение, обсуждение и выдвижение собственного мнения по поводу данной идеи ( согласно условиям, в которых работники могут принимать решения самостоятельно);

-       руководители в большей мере демократичны.

-       руководство, ориентированное на «босса»;

-       власть в основном находится в руках менеджера, он выдвигает идеи и принимает решения единолично или с незначительным участием работников компании;

-       руководители в большей мере автократичны.

Как ранее было отмечено, американские организации добились хороших результатов своей деятельности. Данная эффективность определяется такими параметрами, как повышенное внимание к людям и к качеству продуктов труда со стороны управляющих. Американский стиль управления в наше время можно охарактеризовать грамотной комбинацией как помощи работникам и их поощрения, вознаграждения, так и внимания к строгому выполнению поставленных перед организацией целей. Что касается российского менеджмента, то внимание, ранее тяготевшее к результатом труда, ныне, с развитием рыночной экономики, характеризуется также заботой о подчиненных.

Для того, чтобы определить направленность российских менеджеров, был проведен опрос среди учащихся Оренбургского Государственного Университета факультета бизнес-информатики. Им была предложена стандартная шкала наименее предпочитаемого сотрудника. Результаты опроса таковы: ~ 85% опрошенных отметили наивысшим баллом прилагательные с резко негативным оттенком, остальная часть (~15%) мыслили, как американские менеджеры и посчитали, что наименее предпочитаемому сотруднику соответствуют положительные качества.

Таким образом, можно сказать, что одно из главных отличий управления российской компанией от американской заключается в диаметрально противоположной ориентации: российские менеджеры ориентируются на достижении определенной цели, в то время как американские менеджеры концентрируют внимание на взаимоотношениях. (см. Таблица 3)

Таблица 3. Шкала наименее предпочитаемого сотрудника

(стиль руководства по Ф.Фидлеру).[8]

открытый Руководители компаний США используют данные прилагательные для описания наименее предпочитаемого сотрудника, а именно прилагательные с положительной окраской, следовательно, они ориентированы на заботу о своих подчиненных, на уважение чувств других людей, на поддержку и помощь сотрудникам. Лидер в России выбирает в большинстве своем прилагательные, несущие в себе негативный смысл, что говорит о концентрации его внимания не на интересах служащих, а на поставленных целях и их достижении. сдержанный
покладистый придирчивый
эффективный непродуктивный
самоуверенный нерешительный
жизнерадостный угрюмый

Российские лидеры чувствуют себя, как рыба в воде, либо в благоприятной, либо в неблагоприятной ситуации, тогда как американские лидеры наиболее эффективны в промежуточный период. Эффективность лидеров, ориентированных на задачах, в биполярных ситуациях определяется тем, что окружающая среда стабильна. Промежуточные ситуации характеризуются острой необходимостью эффективной коммуникации, поэтому лидеры, ориентированные на взаимоотношения достигают здесь наибольшего успеха.

Что касается анализа стилей управления на основе теории «путь-цель», то американская модель менеджмента в большей мере направлена на достижение целей и на поддержку сдужащих, так как сторудники компании являются профессионалами, людьми конкурентноспособными, с развитой мотивацией, буквально живущие своей работой. Для российского же менеджмента присуще директивное руководство, в случае которого работник получает четкие указания, выполняемые им за заранее обговоренное вознаграждение.  Ни в коем случае нельзя считать, что существуют строгие разграничения руководства, теория «путь-цель» рассматривает применение различных типов руководства к различным ситуациям, что способствует разработке менеджерами новых методов мотивации подчиненных.

Заключение.

В течение последнего десятилетия развивается гибкость в управлении российским бизнесом, что является ценным опытом, основой дальнейшей эволюции организаций. По мере того, как они будут расти, расширяться, лидерам необходимо выйти за рамки обычного, двигаться вне их индивидуальных способностей и построить предприятие, работники которого будут способствовать успеху фирмы. Лидеры должны будут обеспечить четкое видение того, на каком этапе находится их организация, обеспечить руководство работниками и уменьшить их опасения, ослабить страх грядущих перемен, который широко распространен среди сотрудников в неспокойной обстановке, и поддерживать культуру, позволяющую работникам чувствовать себя комфортно и уверенно. Руководители также должны стать более способными в построении отношений, основанных на доверии, как внутри коллектива, так и с другими компаниями.

Несомненно, российские лидеры, желающие иметь колоссальное влияние в своей организации, должны разделять взгляды подчиненных и стимулировать их работу. Тренинги и различного рода обучающие программы усилят знания и навыки менеджеров в области управления проектами, коммуникации, работе в команде, решении задач.

По причине либерализации российского общества, открытости идеям Запада и прогрессу в программах поддержки частной собственности и малого бизнеса, происходят большие перемены, ведущие к более эффективному отбору кадров и западной направленности в стиле управления фирмой. Схожие управленческие ценности, вопреки культурным различиям, их эволюция обусловливают эффективность кросс-национальных методик. Таким образом, некоторые концепции американского менеджмента могут и должны практиковаться в России.[9][7]


Библиографический список
  1. Bakhtari H. Cultural effects on management style: a comparative study of American and Middle Eastern management styles //International Studies of Management and Organization. – 1995. – Т. 25. – С. 97-97.
  2. Емельянов О. В. Искренний менеджмент //Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – №. 4. – С. 111-115.
  3. Иванов М. Ю. ” Настоящий менеджер-очень хороший коктейль”[Интервью] //Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – №. 1. – С. 135-139.
  4. Административные методы управления – Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/mzea/15.htm
  5. Sylvie Aghabachian. Un DRH russe se comporte de façon paternaliste et plutôt militaire //Les Echos Business. – 23/07/2013.
  6. Лунёв А. П., Акмаева Р. И. Становление и специфические особенности развития менеджмента в современной России //Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2010.
  7. Elenkov D. S. Can American management concepts work in Russia //California Management Review. – 1998. – Т. 40. – №. 4. – С. 133-156.
  8. Дафт Р. Л. Менеджмент //СПб.: Питер. – 2000. – Т. 832. – С. 4.
  9. McCARTHY D. J. et al. Russian Managers in the New Europe:: Need for a New Management Style //Organizational Dynamics. – 2005. – Т. 34. – №. 3. – С. 231-246.


Все статьи автора «Валерия Юшина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: