ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ КАК ОБЪЕКТ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Демченко Александр Иванович
Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
Кандидат технических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента

Аннотация
В статье рассмотрен подход к представлению логистической цепи, как сложной системы, состоящей из системы бизнес-процессов и системы взаимодействующих участников. Обоснована необходимость разработки системного подхода к управлению, учитывающего сложную структуру логистической цепи, определены сущность и взаимодействие выделенных систем, разработаны соответствующие модели логистической цепи.

Ключевые слова: бизнес-процессы, взаимодействие, логистическая цепь, партнерство, системный подход.


LOGISTIC CHAIN AS OBJECT OF SYSTEMS MANAGEMENT

Demchenko Alexander Ivanovich
South Ural State University (National Research University)
PhD in Technical Science, Assistant Professor of the Marketing and Management Department

Abstract
In article approach to representation of a logistic chain, as the complex system consisting of system of business processes and system of interacting participants is considered. Need of development of system approach to the management, considering complex structure of a logistic chain is proved, the essence and interaction of the allocated systems are determined, the corresponding models of a logistic chain are developed.

Keywords: business processes, interaction, logistic chain, partnership, system approach.


Библиографическая ссылка на статью:
Демченко А.И. Логистическая цепь как объект системного управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3762 (дата обращения: 16.03.2024).

Для современного этапа развития логистических подходов характерно расширение области их применения от логистической системы отдельного предприятия до системы взаимодействующих логистических партнеров, интегрированных на протяжении потока создания ценности от поставщика сырья до конечного потребителя, т.е. логистической цепи. Указанная тенденция обусловлена целым рядом факторов, прежде всего глобализацией экономики и соответствующими изменениями рынков, когда конкурентные преимущества могут быть обеспечены не только за счет внутренних ресурсов и возможностей самой компании, но и посредством ее участия в выгодных партнерских соглашениях. Таким образом, в рамках современного подхода логистическая цепь является объектом управления, что обуславливает актуальность ее изучения и анализа с целью разработки и развития методологических подходов к управлению.

Сложность и многогранность логистической цепи как объекта управления подтверждается широким спектром исследовании в данной области. В научной среде обсуждаются состав логистической цепи и роль потребителя в ее структуре [1, c. 67], формы организации цепей [2, с. 75], методы исследования цепей [3, с. 163] и подходы к управлению и представлению цепи [4, с. 136]. Ряд исследований посвящен подходам к определению структуры цепи и взаимодействию ее элементов [5, с. 84].

На наш взгляд логистическая цепь представляет собой сложную систему, объединяющей два взаимосвязанных объекта управленческого воздействия:

-         систему бизнес-процессов;

-         систему взаимодействующих предприятий.

Рассмотрим сущность этих систем и принципы их взаимодействия в рамках логистической цепи.

Модель логистической цепи как системы взаимодействующих предприятий представлена на рис. 1.

Рисунок 1 –  Модель логистической цепи как системы взаимодействующих предприятий

 Как показано на рис. 1, логистическая цепь с позиции отдельного участника цепи может быть представлена в виде взаимосвязанных подсистем партнеров и потребителей, что определяет наличие различных подходов к управлению этими подсистемами. Так, в отношении партнеров определяющим фактором для компании является взаимовыгодное сотрудничество в процессе формирования ценности, а в отношении потребителей первостепенная задача – удовлетворение их требований. При этом в обоих случаях компания ориентируется на долгосрочные отношения в рамках логистической цепи, т.е. формирование партнерской и потребительской лояльности.

Система бизнес-процессов логистической цепи представляет собой последовательность взаимосвязанных процессов, осуществляемых различными предприятиями – участниками цепи. Границы процессов определяются, исходя из возможности  и целесообразности измерения результатов процесса.

В рамках логистической цепи система бизнес-процессов имеет иерархическую структуру. Бизнес-процесс верхнего уровня охватывает всю логистическую цепь как систему. Наличие этого уровня обусловлено необходимостью оценки эффективности цепи в целом.

Следующим уровнем иерархии процессов целесообразно рассматривать бизнес-процессы отдельных звеньев цепи, которые соответствуют предприятиям-участникам логистической цепи, являются верхним уровнем внутриорганизационной иерархии процессов предприятий.

Далее, возможно выделить последующие уровни иерархии процессной системы в системах менеджмента участников цепи. Наличие уровней иерархии определяется степенью детализации, принятой предприятиями-участниками при реализации процессного подхода к управлению.

Общая схема иерархической структуры процессов представлена на рис. 2.

Рисунок 2 – Модель логистической цепи как иерархичной системы процессов

Как показано на рис. 2, в рамках цепи можно выделить звенья цепи, которые образованы предприятиями-участниками, интегрированными в логистическую цепь на основе партнерских соглашений и бизнес-процессы, рассматриваемые как элементы логистической цепи, интегрированные на основе согласования требований к входу и выходу. При  этом контуры процессов в зависимости от уровня иерархии могут охватывать как отдельные звенья цепи, так и несколько звеньев. Каждый процесс при необходимости может быть детализирован в соответствии с внутренними процессами предприятий-участников, что может быть использовано для целей управления или, например, для анализа возможности его передачи на аутсорсинг, как показано на рисунке 2 на примере третьего звена модели.

Отметим, что применительно к логистической цепи нами предлагается рассматривать потоковый бизнес-процесс, модель которого совмещает методологию IDEF0 и потоки, традиционно выделяемые при управлении внутренними логистическими системами предприятий. Методология управления потоковыми бизнес-процессами отличатся от подходов к управлению потоковыми процессами в микрологистических ситемах [6] и обеспечивает применение традиционных инструментов управления бизнес-процессами в логистической цепи.

Сложность управления логистической цепью обусловлена не только ее структурой, но и разнообразием форм построения взаимоотношений между участниками – звеньями цепи, а также подходов к управлению бизнес-процессами.

Таким образом, логистическая цепь, как объект управления, обладает рядом особенностей, что требует разработки и применения особых методических подходов для управления ею.


Библиографический список
  1. Зырянов А.В., Зуева О.Н. Домашнее хозяйство – важное звено логистической цепи // Вестник Удмуртского университета. 2005. № 3. С. 65–78.
  2. Ефремов А.А., Щербаков В.В. Инвариантность сетевых форм организации логистических цепей // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2011. № 2. С. 72–79.
  3. Грейз Г.М., Кузменко Ю.Г., Марковский В.А Совершенствование методов исследования цепей поставок на основе gap-анализа. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 1. С. 161–164.
  4. Афанасенко Д.И. Управление логистической цепью как сетью // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319. С. 135–137.
  5. Ефремов А.А., Киппер И.Л. О структуризации логистических цепей и постулатах логистики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2011. № 1. С. 81–85.
  6. Каточков В.М., Окольнишникова И.Ю. Принципы управления потоковыми процессами в предпринимательской деятельности промышленных предприятий // Проблемы современной экономики. 2009. № 04. С. 281–284.


Все статьи автора «aidchel»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: