В последнее время слово management приняло международный характер, имея ввиду, управление экономическими процессами. В Российской Федерации, а тем более в СССР, это слово не использовалось. Может быть, поэтому и объясняется тот факт, что, российский опыт управления не учитывается, а на первый план выходит история управления европейских стран, Америки и Японии, когда говорят об истории менеджмента.
Многие иностранные государства за всю историю существования менеджмента собрали в свою копилку значимые сведения в области теории и управленческой практики в различных сферах. К несчастью, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.
Модель – продукт моделирования, то есть процесса, в котором “принимают участие” объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно производит).
Под управленческой моделью понимается теоретически выстроенное множество представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как принимает изменения во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей и результатов, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.
Модель менеджмента содержит в себе базовые (основные) принципы менеджмента, стратегическое видение, установки целей и задач, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимосвязи ее элементов, организационную культуру и так далее.
В каждой стране менеджмент имеет отличительные особенности, во многом продиктованные психологией народа и его национальными традициями.
Интеграция России с мировой экономикой обусловливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента развитых стран. [1]
Однако, при всем различии как одна, так и другая модели основываются на таких элементах, которые позволяют фирмам и предприятиям преуспевать в различных областях. Это:
- Предпочитаемые методы принятия решений;
- Предпочитаемые методы контроля;
- Особенности карьерного роста;
- Особенности построения систем мотивации;
- Особенности найма персонала;
- Стиль поведения руководителя; и т.д.
1. Существует два предпочитаемых подхода: индивидуальный и коллективный.
Индивидуальный подход – централизация принятия решений. Многие решения на предприятии принимаются одним менеджером или их группой из высшего звена руководства.
Групповой или коллективный подход - принятие решений не только в звене высшего руководства, но и служащими компании, что позволяет менеджеру снять с себя ответственность за принятие решения и переложить на низший управленческий уровень.
2. Контроль – это проверка для достижения определенных организационных целей.
В процессе контролирования складываются стандарты и нормы, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, исправлений в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных норм.
Применяются самые различные системы контроля – в основном административные, прямые и косвенные, экономические и моральные, коллективные (групповые) и индивидуальные и так далее.
3. В результате сознательной позиции и поведения человека в трудовой деятельности происходит должностной или профессиональный рост человека по службе – это карьера.
Далее рассмотрим виды профессионального роста работника:
Внутриорганизационная карьера - постижение всех этапов карьерного роста (окончание учебного заведения, приход на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, передача накопленных знаний и умений молодым специалистам, уход на заслуженный отдых) в рамках одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
- Неспециализированная карьера подразумевает, прохождение различных этапов профессиональной деятельности работника в качестве специалиста, который имеет разные профессии, специальности. Предприятие при этом может меняться или оставаться тем же.
- Специализированная карьера отличается от неспециализированной тем, что работник в рамках одной профессии проходит разные этапы своего профессионального развития. При этом предприятие может оставаться одним и тем же или меняться.
Межорганизационная карьера предполагает, что работник проходит все шаги профессионального роста на разных предприятиях. Также она может быть специализированной и неспециализированной.
Вертикальная карьера подразумевает подъем с одной стадии структурной иерархии на другую. Повышение в должности сопровождается ростом оплаты труда.
Горизонтальная карьера — карьерный вид, перемещение в другую функциональную сферу, расширение знаний и усложнение задач, а также изменение служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, стимулируется увеличением оплаты труда.
Ступенчатая карьера это такой вид, который совмещает в себе элементы двух других видов: вертикальной и горизонтальной карьеры. Со ступенчатой карьерой встречаются гораздо чаще. Могут встречаться как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.
Наименее очевидный вид карьеры для окружающих, предполагающий движение в ядре, к руководству организацией, называется скрытая (центростремительная) карьера, которая доступна только некоторому кругу работников, обычно, имеющих большое количество деловых связей за пределами организации.
4. Существует множество движущих сил, побуждающие сотрудника к выполнению определенных действий, а также совокупность факторов, вызывающих активность человека, которые направляют поведение работника – это и есть мотивация труда. [2]
Основные рычаги мотивации труда – мотивы, интересы и стимулы.
Интерес – познавательная потребность личности, направленная на тот или иной объект, что выражается в положительных эмоциях у личности.
Мотив – внутренняя побудительная сила, которая удовлетворяет личные потребности человека.
Стимул – это материальная заинтересованность человека в его трудовой деятельности.
Таким образом, стимулирование работника является важной частью процесса мотивации в организации, что выражает материальные вознаграждения сотрудникам, а воспроизводится это через оплату труда и различные бонусы. [3]
5. Найм – это система поэтапных действий, которые позволяют найти, подобрать и отобрать квалифицированный персонал. [4]
Основной задачей найма профессиональных кадров, считается удовлетворение в будущем потребностей предприятия, за счет других источников. [5]
Это позволяет предприятию использовать возможность набирать персонал на краткосрочный период, если организация находится на стадии динамического роста. Если компания осуществляет свою деятельность посезонно, то в этом подходе для них нет ничего нового. Они могут добирать персонал при повышении объемов производства. Цель временного набора персонала – обеспечить предприятие сотрудниками, на определенный период времени. Также это поможет проверить временно принятого работника и даст возможность заключить контракт на долгосрочной основе. [6]
6. Руководитель должен выступать в качества лидера, ведущего лица в системе управления предприятием, так как именно он направляет рабочий коллектив, подбирает кадры, поддерживает внутренний климат организации и выполняет другие функции деятельности компании.
Стиль руководства – это когда руководитель придерживается определенных манер поведения по отношению к своим подчиненным, что позволяет ему оказывать влияние, побуждать сотрудников к достижению общих целей предприятия. Менеджер в данном случае, и лидер, и организатор в управленческой системе. Управление деятельностью коллективов сотрудников осуществляется в форме руководства и лидерства. В этих двух формах имеются определенные сходства.
Произведем краткую характеристику моделей менеджмента, определив специфику различных методов управлении в сравнении друг с другом (см. табл. 1).
Таблица 1. Сопоставление методов управления
Объект сравнения |
США |
Япония |
Европа |
Россия |
1.Предпочитаемые методы принятие решений
|
Индивидуальный процесс принятия решений | Коллективный; Процесс принятия решений, основанный на принципе консенсуса | Индивидуальный процесс принятия решений | Индивидуальный процесс принятия решений |
2.Предпочитаемые методы контроля
|
Руководителем – по индивидуальным количественным показателям | Коллективно – по совместно выработанным качественным критериям | Руководителем – по индивидуальным количественным показателям | Коллективно – по совместно выработанным качественным критериям |
3.
Особенности карьерного роста
|
Быстрый | Медленный | Медленный | Медленный |
4. Особенности построения систем мотивации
|
Материальная | Нематериальная | Материальная | Материальная |
5. Особенности найма персонала
|
Краткосрочная занятость | Пожизненная занятость | Краткосрочная занятость | Краткосрочная занятость |
6. Стиль поведения руководителя | Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными | Личные, неформальные отношения с подчиненными | Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными | Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными |
Источник:[7]
Изучив разные модели менеджмента, а в частности: американскую, японскую, западноевропейскую и российскую, можно сказать, что пока лучшей модели не существует. У каждой есть свои плюсы и минусы, каждый признак конкретной модели можно рассматривать двояко.
Россия не должна слепо перенимать теорию японского, американского и т.д. менеджмента и применять их на практике. Заимствование чужого опыта Россией может дать отрицательный результат. Это объясняется тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности [8]. В Российском менеджменте преобладают формальные бюрократические системы управления, которые не способствуют инновационной деятельности организаций, что пагубно влияет на эффективность.
1. Российским компаниям нужно повысить интернациональный рейтинг, для того, чтобы «не проигрывать» в конкурентной борьбе с зарубежными фирмами. А это требует качественно другого, «высокого» менеджмента.
2. Российские менеджеры должны выработать свою, отечественную модель эффективного и качественного менеджмента, основываясь на российскую и зарубежную историю, культуру, опыт в управленческой работе. [8]
3. Перед российскими менеджерами любого предприятия стоит основная задача – привлечение к себе талантливых специалистов, удержание и мотивирование их на работу с высокой производительностью труда. [9]
4. Я считаю, что качество нашей жизни может изменить повышение уровня менеджмента на всех этапах управления. Для этого отечественным менеджерам главным образом необходимо научиться принимать качественные управленческие решения, основываясь на современные методы и уметь анализировать информацию. А также заменить существующий стиль управления, научиться наделять полномочиями своих заместителей и сотрудников, то есть организовать сплоченные команды, выработать корпоративный дух, обязательно мотивировать своих работников, а еще уметь отвечать за результат трудовой деятельности и ошибки подчиненных.
5. Российским компаниям необходимо решить проблему «избыточности» управленцев. Предлагается разработать механизм по оценке эффективности управленческой деятельности менеджеров. Для этого необходим высокий уровень подготовки, профессионализм, навык и мастерство менеджеров, что в дальнейшем повлияет на успех компании.
6. Нашим менеджерам нужно быть мобильнее, энергичнее и обширнее вести собственные наблюдения «отечественного наследства» и современных практик управления.
Следовательно, сравнение разных моделей менеджмента очень важно для отечественных управленцев, ведь в условиях сегодняшних изменений, всеобщего кризиса, жесткой конкуренции трудно остаться победителем. Важно отметить, что личность, выросшая в Российской Федерации и получившая локальное образование, имеет свое представление к решению той или иной проблемы, по-своему реагирует на различные ситуации. Это совсем не говорит о том, что следует отречься от опыта развитых государств в сфере управления и начать искать новые пути. Учитывая все главные особенности национального российского менеджмента, качественно изучая опыт страны, вырвавшейся в сфере управления далеко вперед, можно очень преуспеть во многих сферах деятельности.
Библиографический список
- Менеджмент [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://menegmf.ru /- Национальные модели менеджмента (28.09.2014).
- Тургунов [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://turgunov.ru/menedzhment-blog/materialnaya-i-nematerialnaya-motivatsiya-personal/- Материальная и нематериальная мотивация персонала (06.12.2014).
- Корпоративный менеджмент [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://www.cfin.ru/encycl/motivation.shtml /- Мотивация труда (07.12.2014).
- Линия менеджмента [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://menzo.ucoz.ru/load/upravlenie_personalom/ponjatie_najma_personala/22-1-0-1295/- Понятие найма персонала (07.12.2014).
- Основы менеджмента [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://bmanager.ru/articles/najm-personala-koncepcii-postroenie-sistemy-nabora-i-ocenki-pretendentov.html/- Найм персонала (08.12.2014).
- bibliotekar [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://bibliotekar.ru/upravlenie-personalom-3/99.htm/- Управление персоналом (07.12.2014).
- articlekz.com [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://articlekz.com/article/8492/- Сравнительный менеджмент — метод сопоставления менеджментов разных стран (09.12.2014).
- Рост менеджмента [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://www.risemanager.ru/rims-243-1.html/- Развитие менеджмента в России (13.12.2014).
- Институт бизнеса и права [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://www.ibl.ru/konf/031209/38.html/- Российская модель менеджмента и экономический кризис (13.12.2014).