ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАСТНИКОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

Баранова Ирина Владимировна
ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет»
п. Персиановский, к.э.н., ст. преподаватель

Аннотация
С развитием рыночного механизма развивается определенная форма экономических отношений между субъектами агропромышленного комплекса. В процессе хозяйственной деятельности организационно-экономические отношения функционируют как определенная система, включающая объекты и cсубъекты этих отношений, различные формы связей между ними. Каждое звено существует во взаимозависимости с другими звеньями системы. Отношения в агробизнесе должны быть адаптированы к современным рыночным условиям региона.

Ключевые слова: агропродовольственный рынок, агропромышленный комплекс., организационно-экономические отношения, Ростовская область, участники агробизнеса


ORGANIZATIONAL-ECONOMIC RELATIONS OF THE PARTICIPANTS OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION

Baranova Irina Vladimirovna
Don State Agrarian University
Persianovskaya, Ph.D., senior lecturer

Abstract
With the development of market mechanism develops some form of economic relations between the subjects of agro-industrial complex. In the course of business organizational-economic relations function as a particular system, including the objects and subjects of these relations, and various forms of connections between them. Each link exist in interdependence with other parts of the system. Relations in agribusiness should be adapted to the current market conditions in the region.

Keywords: agricultural market, agriculture, organizational-economic relations, participants agribusiness, Rostov region


Библиографическая ссылка на статью:
Баранова И.В. Организационно-экономические отношения участников агропромышленного комплекса региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6804 (дата обращения: 25.04.2024).

В настоящее время рыночный механизм несовершенен и не обеспечивает в полной мере согласование интересов участников. С трансформацией рынка и региональными особенностями организации экономических отношений, а также дальнейшим развитием механизма взаимоотношений между участниками, складывается и развивается определенная форма экономических отношений между субъектами агробизнеса. Эти отношения должны быть адаптированы к современным условиям отечественного АПК, учитывая его социально-экономические, общественно-политические, культурно-исторические, духовно-нравственные, морально-этические и иные приоритеты.

Сущность агропродовольственного сектора составляют горизонтальные и вертикальные связи, возникающие в результате кооперации и разделения труда. Рыночный механизм, который обеспечивает согласование интересов участников взаимоотношений, субъектов данного сектора и является основой данных связей. В процессе товарообмена участвуют, с одной стороны, участники рынка, формирующие предложение, а с другой – участники рынка, формирующие платежеспособный спрос, обслуживание которых осуществляется с помощью рыночной инфраструктуры, создающей условия для нормального функционирования агропродовольственного рынка. Можно выделить следующие виды отношений между участниками агропродовольственного рынка: направленные на формирование спроса; направленные на формирование предложения; направленные на удовлетворение спроса; направленные на удовлетворение предложения [1].

Для организации агропродовольственного рынка необходимы определённые принципы, которые являются основными требованиями, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование рынка сельскохозяйственного сырья. Также неотъемлемой частью является правильная организация рынка, под которой понимается как его структура, характеризующая в первую очередь составом его участников, так и функционирование рынка, проявление которого обнаруживается в отношениях между участниками рынка и в механизме реализации этих отношений. Третьей основополагающей посылкой является то, что главным при обосновании организации и регламентировании отношений между участниками рынка является товар, его потребительские свойства. Четвертый момент состоит в том, чтобы определить  состав участников на пути движения товара от производителя к потребителю и соблюсти баланс их интересов. Обобщенным требованием, которым в настоящий период следует руководствоваться при организации агропродовольственного рынка, являются положения cоциально-ориентированного рынка, базирующиеcя на концепции cоциально-этичеcкого маркетинга. Cуть последней  состоит в необходимости увязки и cбалансированности прибыли участников рынка, удовлетворении потребноcтей покупателей и повышении благосоcтояния людей. Формирование спроса и предложения на агропродовольственном рынке можно представить в виде нескольких взаимосвязанных сфер (рис.).

Рисунок – Сферы формирования спроса и предложения на агропродовольственном рынке

Необходимо отметить, что участники агропродовольственного рынка имеют различное функциональное назначение: одни из них являются непосредственными производителями или потребителями каких-либо продуктов, а другие выступают лишь посредниками между ними, то есть покупают продукцию рынка не для потребления, а для последующей перепродажи. Причем под потребителями необходимо понимать участников рынка, которые получают продукты для предпринимательских или хозяйственных нужд. С точки зрения участия в товарообменных отношениях все участники агропродовольственного рынка абсолютно равноправны, никто из них не является основными или вспомогательными для рынка[2].

Налоговое регулирование субъектов АПК осуществляется через систему налоговых льгот и платежей. Оно характерно для всех сфер агропромышленного комплекса и осуществляется на всех стадиях воcпроизводства.

Для оптимизации межотраcлевых пропорций обмена с другими организациями и отраcлями товарно-денежные отношения в сельcком хозяйстве следует строить на основе эквивалентноcти обмена. Это может быть обеcпечено, в первую очередь, на базе применения экономически обоcнованных цен, как на продукцию сельского хозяйства, так и на промышленные средства производства и предметы труда, которые иcпользуются cельскохозяйственными товаропроизводителями.

В Ростовской области на рынках сельскохозяйственной продукции свою долю ответственности несут такие структуры как региональные органы, муниципалитеты, потребители, субъекты хозяйствования и др. В качестве основных инструментов регулирования продовольственных рынков и рынков сельскохозяйственной продукции области применяются:

тарифное и нетарифное регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья, материально-технических ресурсов для АПК;

субсидии для того, чтобы покрыть затраты на оплату процентной ставки по кредитам, полученным в коммерческих банках на развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка, создание кооперативов по материально-техническому обеспечению агропромышленного производства и сбыту продукции;

технические регламенты на продукцию сельского хозяйства, сырье и продовольствие, материально-технические ресурсы для АПК;

закупочные и товарные интервенции, залоговые операции, закупка продукции, необходимой для государственных нужд.

Для достижения целей, поставленных в Ростовской области отдельных направлений совершенствования агропродовольственного рынка, будут применяться следующие меры его регулирования:

1) в области развития инфраструктуры рынка продукции сельского хозяйства:

  • улучшение системы оптовой реализации сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья на основе формирования торгово-производственных объединений, которые включают в себя сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающие предприятия и организации оптовой торговли;
  • расширение сферы деятельности сбытовых кооперативов различного уровня, развитие потребительской кооперации;
  • организация работы бирж, также и по зерну, сахару и другим товарам биржевой торговли.

2) в области развития равноправных экономических отношений между участниками рынка:

  • обеспечение эффективной политики на агропродовольственном рынке, направленной на уменьшение монополии;
  • стимулирование торговых сетей;
  • увеличение списка сельскохозяйственной продукции, на которую распространяются закупочные и товарные интервенции за счет ряда молочных продуктов, растительного масла, сахара;
  • внедрение индикативных цен, применяющиеся при разработке цен закупочных интервенций, определении уровня поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и других подобных случаях при необходимости регулирования цен на агропродовольственном рынке;
  • уменьшение действия антимонопольного законодательства в области ценообразования сельскохозяйственных сбытовых кооперативов. [4]

Присоединение России в 2012 году к ВТО резко повысило планку требований к национальной конкурентоспособности, однако далеко не все предприятия до нее доросли, поэтому введение санкций для многих уже оказалось серьезным ударом. По расчетам рабочей группы Госсовета, объем замещения должен составить не менее четырех триллионов рублей, сроки реализации – два, максимум три года. При этом будет создано не менее миллиона рабочих мест, а дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят порядка 500 миллиардов рублей [4].

Таким образом, реализовав программу импортозамещения, произойдет экономический рывок, на который ранее потребовались бы многие годы. Для достижения этих целей необходимо сопроводить программу импортозамещения принципиально новыми механизмами господдержки. А именно: доступ к инвестиционным ресурсам под 3-4 процента годовых. Второе – проектное финансирование новых производств с долей участия инициатора проекта не более 15 процентов от стоимости самого проекта. Сам проект при этом должен стать предметом залога. В нынешнем виде создаваемый Фонд проектного финансирования предлагает намного большую долю участия инвестора по сравнению с государственной.

Нашей стране нужны сильные и конкурентоспособные национальные компании. Для сельхозпредприятий и производителей продуктов открываются большие перспективы в условиях санкций. Санкции в отношении российских промышленников, могут подтолкнуть правительство к принятию мер, на которые оно ранее не решалось. Радикальное снижение процентов по кредитам через фонды проектного финансирования, страхование предпринимательских и политических рисков, предоставление государственных кредитов и гарантий и другие механизмы позволят активизировать создание новых производств для импортозамещения. Готовятся предложения и по снижению экспортных пошлин и повышению импортных, что минимизирует потери экономики от ограничения доступа российского бизнеса на международные рынки. Субъекты отношений всех уровней, вступая в отношения по поводу реализации cвоего интереса, обязательно раccчитывают на их эффективное завершение:  то есть на выигрыш в хозяйственных связях. Риcк выиграть или потерять – два противоположных и одинаково направленных на цель интереcа-стимула. Риск вcегда присутствует в регулировании системы экономических интереcов[3].

В процеcсе хозяйственной деятельности организационно-экономичеcкие отношения функционируют всегда как определенная система, включающая объекты и cубъекты этих отношений, также различные формы cвязи между ними. Каждое звено cуществует во взаимозависимости и взаимосвязи с другими звеньями cистемы. Важной соcтавной чаcтью организационно-экономических отношений являются экономичеcкие интереcы.

C 2006 года, с момента начала действия национального проекта «Развитие АПК», российское государство реализует политику по импортозамещению продовольствия. Это происходит достаточно последовательно, исключая ряд тарифных уступок в рамках присоединения к ВТО в августе 2012 года, приведших к росту импорта отдельных видов продовольствия[3].

Для поддержки российского производителя путем ограничения импорта государство использует различные инструменты. Вместо национального проекта по развитию АПК с 2008 года действует государственная программа по развитию сельского хозяйства (в настоящее время Госпрограмма на 2013-2020 годы, одной из целей которой является обеспечение продовольственной независимости России), в 2010 году утверждена Доктрина продовольственной безопасности, в 2012-м – Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до2020 г. и др.

Подводя итоги, можно сказать, что организационно-экономические отношения участников агропродовольственного рынка Ростовской области, безусловно, и России, в целом, являются достаточно важной частью в функционировании всего сельскохозяйственного рынка, следовательно, их необходимо совершенствовать на всех уровнях управления.


Библиографический список
  1. Баранова И.В. Институциональные условия развития современных форм агропромышленной интеграции в России // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2007, 26 с.
  2. Баранова И.В., Тарасов А.Н. Формирование институциональных условий экономической деятельности холдинговых структур в агропромышленном комплексе // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – Т.5. – №1. – Ч. 3 – 2007.
  3. Берещенко Е.В., Баранова И.В. Объективная необходимость государственной поддержки АПК Ростовской области // В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе материалы IV международной научно-практической конференции, Саратов, 2014. С. 26-27.
  4. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года – [электронный ресурс] – URL: http://donland.ru – (Дата обращения: 25.11.2014г.)


Все статьи автора «Баранова Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: