Современный туризм выступает одной из важнейших отраслей в рыночной экономике, во многом обеспечивая формирование валового внутреннего продукта страны, организацию рабочих мест и т. д. Вместе с тем, туризм позволяет непосредственно знакомиться с культурой других регионов, стран, повышать кругозор, удовлетворять любознательность человека, обогащать его духовно. Общение представителей различных регионов (стран) воздействует не только на самих путешественников, но и оказывает влияние на развитие культуры территорий, которые они представляют. Эксперты отмечают, что в последние годы туристская отрасль динамично развивается в нашей стране, даже несмотря на падение покупательной способности и доверия населения к этому бизнесу в результате серии банкротств крупных туристических компаний в 2014 году. Однако в Волгоградской области возможности туристской отрасли используются недостаточно. К основным проблемам, замедляющим развитие туристской сферы г. Волгограда можно отнести следующее:
– недостаток бюджетных средств и привлекаемых инвестиций для развития туризма, неблагоприятный инвестиционный климат в туристской сфере;
– «изношенность» некоторых памятников, музеев, архитектурных достопримечательностей;
– низкий уровень развития организаций культуры, отдыха и развлечений; недостаточная обустроенность парков, аттракционов, смотровых площадок, мест пляжного отдыха; нехватка рекреационно-оздоровительных учреждений;
– неразвитость сферы услуг и инфраструктуры туризма, в том числе гостиничного и ресторанного бизнеса, мест прибытия, внутригородского транспортного обслуживания и др.;
– ограниченное количество проводимых в Волгограде крупных культурных, торгово-промышленных, спортивных и иных форумов, способствующих активизации туристских потоков;
– недостаточно эффективная рекламно-информационная деятельность, создающая имидж г. Волгограда как центра туризма [1, с. 62-63].
В связи с этим необходимо существенное совершенствование туристской отрасли в Волгоградской области, применение новых инструментов для ее развития. Одним из таких решений может стать создание туристского регионального кластера. Изучение мирового опыта создания кластеров показало, что единый подход к их формированию отсутствует. Так, американская теория кластеров и кластерная политика в большей степени ориентированы на практику. Британский подход к вопросу повышения конкурентоспособности уделяет большое внимание развитию цепочек добавленной стоимости и локальных кластеров между развитыми и развивающимися странами. Скандинавская школа известна разработкой таких концепций, как национальные, региональные, инновационные системы, экономика обучения для регионов и др. [2, с. 106].
Под туристским кластером понимается совокупность взаимосвязанных организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [3, с. 167]. Ведущую роль в таком кластере играют крупные туристические компании, экспортирующие свои услуги за пределы региона, страны. На другом уровне представлены разнообразные туристические агентства, а также многочисленные организации по размещению, транспортировке туристов, питанию, предоставлению сопутствующих услуг и производству товаров туристического спроса. Функционирование данных организаций возможно при правильной организации всей туристской отрасли и создании благоприятного климата, в пределах которого формируются необходимые для этого трудовые ресурсы, технологии, а также действуют различные стимулы, например, налоговые льготы, административные преференции и т. д.
В процессе формирования туристского кластера взаимосвязанные организации дополняют друг друга, кооперируются с целью создания отношений взаимного доверия, обмена идеями, информацией. Высокая степень доверия позволяет снизить стоимость операций, осуществляемых между партнерами. Для развития туристских кластеров необходимо использовать потенциальные преимущества конкретного региона, в том числе природно-исторические.
Одна из особенностей российского государства – это наличие огромной территории. Волгоградская область не является исключением. Причем площадь охотничьих угодий региона составляет 83 % всей территории области (более 9 млн. га). В настоящее время действуют семь государственных охотничьих заказников областного значения общей площадью 196 тыс. га [4]. В связи с этим перспективным является развитие активного туризма, предполагающего спортивную рыбалку, любительскую охоту и т. п. Для реализации существующего природного преимущества региона важно создать удобную и доступную туристическую инфраструктуру.
Также в Волгоградской области сосредоточены исторические достопримечательности, представляющие интерес во всем мире, в том числе мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва», Военно-историческая реконструкция, посвященная началу контрнаступления Советских войск под Сталинградом и т. д. Важно поддерживать памятники и другие исторические объекты в хорошем состоянии, обеспечивать вокруг них необходимую современную инфраструктуру.
В рамках развития туристского кластера в Волгоградской области целесообразно составить перечень конкретных услуг, которые могут быть включены в туристическую программу региона. В современных условиях большой интерес представляют лечебно-оздоровительные услуги. Наш регион обладает высоким потенциалом в этой сфере. Так, лечебные свойства грязи о. Эльтон превосходят грязь Мертвого моря; широко представлены лечебные минеральные и сероводородные источники на территории Волгоградской области и т. д. Однако для совершенствования туристской отрасли важно не только создавать красивые туристические каталоги, но и разрабатывать реальные программы, привлекать инвестиции [5, с. 138-139].
Своеобразным импульсом развития туристского кластера способно стать размещение фотографий региональных памятных и уникальных мест на билбордах для привлечения внимания туристов. Наряду с этим на рекламных щитах полезно размещать изображения природных парков, заповедников, водоемов, здравниц и других мест отдыха, которые могут посетить гости города. Это поможет туристской отрасли получить дополнительные инвестиции, а также повысить интерес к нашему региону и увеличить турпоток.
Таким образом, Волгоградская область обладает хорошим природно-историческим потенциалом, способным стать катализатором развития туристского регионального кластера, что, в свою очередь, окажет существенное влияние на региональную экономику и вызовет оживление смежных отраслей с туристическим бизнесом.
Библиографический список
- Соколова С.А. Методические подходы к оценке потенциала инновационного развития территорий современных пригородных зон // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9. с. 57-63.
- Горетов И.Н. Роль специализации в региональном кластерном развитии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2009. № 5. с.105-108.
- Полянских Е.А. Развитие туристической отрасли на основе кластерного подхода // Экономика и менеджмент: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. с. 166-170.
- Россия в цифрах, 2014: стат. сборник / Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135075100641 (дата обращения: 22.10.2014).
- Соколова С.А. К вопросу о стратегическом управлении инновационным развитием предприятий стройиндустрии // Ежегодная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава и студентов ВолгГАСУ: материалы Ежегодной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов ВолгГАСУ: в 3-х частях. 2008. с. 137-139.