СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РЕСУРСОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Волошина Олеся Васильевна1, Шаламова Оксана Васильевна1
1Южно-Уральский государственный университет

Аннотация
В статье представлен стратегический анализ, который включает в себя: STEEP-, SWOT-, отраслевой анализы, на примере предприятия, ведущего деятельность в г. Челябинск. Данный анализ определяет сильные и слабые стороны организации, ее перспективные возможности стратегического развития и угрозы. На основе проведенного анализа может быть оценена перспективность и привлекательность тех или иных сфер экономики, территорий, рынков как стратегических зон хозяйствования.

Ключевые слова: машиностроительное предприятие, стратегический анализ


STRATEGIC ANALYSIS OF OPPORTUNITIES AND RESOURCES OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISE

Voloshina Olesia Vasilyevna1, Shalamova Oksana Vasilyevna1
1South Ural State University

Abstract
The article presents the strategic analysis, which includes: STEEP-, SWOT, industry analyses, the example companies, leading activities, Chelyabinsk. This analysis allows expert way to determine the significance of the various factors in the environment will determine the strengths and weaknesses of the organization in the competition, its future opportunities for strategic development and threats to this development. On the basis of the analysis can be assessed prospects, the attractiveness of certain economic sectors, territories, markets as strategic areas of management.

Библиографическая ссылка на статью:
Волошина О.В., Шаламова О.В. Стратегический анализ возможностей и ресурсов машиностроительного предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6087 (дата обращения: 12.03.2024).

Среда управления предприятия как его объемлющая система – это важнейший объект внимания стратегического управления и анализа. Ведь для осмысления и того, где находится организация, и того, куда она хочет переместится, нужно прежде всего видение среды. Для стратегического управления в России это тем более существенно, так как среда управления потеряла устойчивость и менялась многократно и каждый раз – довольно радикально.

Сменился способ хозяйствования, на смену устойчивой экономической модели пришел почти перманентный поиск новой, на арену управления вышли совершенно иные социальные слои, институты, изменились общественные ценности и приоритеты, иными стали роль страны в мире и ее взаимоотношения с внешним миром. Иными стали не только субъекты управления, но и его объекты, принципы и инструменты. Внешняя среда управления – это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность деятельности ее субъектов менеджмента. Выделяются политические, экономические, научно – технические, социальные, экологические и другие компоненты внешней среды. Внешняя среда включает в себя макросреду, состоящую из факторов широкого социального плана и системного, общего, преимущественно косвенного действия, и микросреду – конкретных субъектов, чьи действия и отношения могут быть направлены на данного субъекта: потребителей, посредников, конкурентов. В любом случае внешняя среда может быть средой как, прямого, так и косвенного (опосредованного и отсроченного) воздействия.

В основе управления бизнесом лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и реализация. Стратегия компании – это комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей. Процесс выработки стратегии основывается на тщательном изучении всех возможных направлений развития деятельности и заключается в выборе общего направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса.

Для удобства восприятия информации читателем анализ возможности и ресурсов произведен  на примере машиностроительного предприятия, ведущего деятельность в Челябинской области, которое является одним из крупнейших производителей Российской Федерации в области краностроения и  предоставления услуг по гарантийному, постгарантийному обслуживанию крановой техники, консультационным услугам по настройке приборов безопасности, эксплуатации крановой установки, страхованию и доставке продукции до места назначения. В настоящее время идет активное развитие дилерских и сервисных сетей, открыты представительства завода в Москве, Сургуте, Краснодаре и Красноярске. За всю историю предприятия выпускаемая техника хорошо зарекомендовала себя в строительстве промышленных и гражданских объектов в нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности. Значительную долю в выручке составляет экспорт. Предприятие входит в четверку ведущих предприятий автокраностроения в России.

Начнем с анализа внешних факторов . Анализ внешней среды (макросреды) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать организация, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение. Для анализа макросреды используется методика STEEP-анализа (таблица 1).

Таблица 1.  STEEP-анализ машиностроительного предприятия

Фактор

Влияние

Комментарии

S – социальные

1. Челябинск – город с миллионным населением и большим количеством вузов, школ с изучением иностранного языка. Положительное Возможность привлечения квалифицированных кадров, формирование кадрового резерва.
2. Наличие большого числа квалифицированных кадров на рынке труда. Положительное
3. Необходимость регионального развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной инфраструктуры в России, освоения новых территорий. Положительное При строительстве необходима грузоподъемная техника, увеличение объема продаж.
4. Федеральные и региональные программы обеспечения жильем ветеранов и военнослужащих, снос ветхого аварийного жилья, строительство доступного жилья. Положительное

T – технологические

1. Появление возможностей безграничного использования Интернет-ресурсов и других средств коммуникации. Положительное Мгновенное распространение и получение информации
2. Развитие транспорта и логистики. Положительное Возможность создания оптимальных логистических схем.
3. Устаревающий парк крановой грузоподъемной техники, неизбежность замены и модернизации оборудования на производственных комплексах, работающих со времен Советского Союза. Положительное Увеличение продаж.
4. Тенденции увеличения требований к грузоподъемному оборудованию. Положительное Потребитель начинает выбирать более качественный товар с подкреплением, плюс для рассматриваемого предприятия – внедрение концепции «Индивидуальный кран» и развитие региональных товаропроводящей и сервисной сетей.

E – экономические

1. Рост цен на ГСМ, металл, землю и другие ресурсы. Положительное Потребитель выбирает товар с меньшими затратами при эксплуатации, плюс для рассматриваемого предприятия – концепции «Индивидуальный кран» + доступный сервис.
2. Практическое отсутствие длинных и доступных региональных кредитов для инвестиций в строительство. Отрицательное При меньших вливаниях средств в строительство – потенциально меньшие объемы продаж техники.
3. Сокращение государственных расходов по некоторым проектам.

E – экологические

1. Меняющийся климат, большие перепады летних и зимних температур. Положительно Увеличение требований к грузоподъемной технике, следовательно, Потребитель начинает выбирать более качественный товар с подкреплением.
2. Ужесточение требований по ведению строительных и монтажных работ. Положительно

P – политические

1. Программа поддержки муниципальных образований по закупке автотранспортной и дорожно-строительной техники Положительно Увеличение объема продаж.
2. Реализация крупных инвестиционные проекты «Сочи-2014», «Урал Промышленный – Урал Полярный», ВСТО и др. Положительно Потенциал к развитию и увеличению  объема продаж.
3. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана
4. Список регионально значимых предприятий Положительно Повышение имиджа предприятия

Проведенный анализ влияния макрофакторов показывает, что рассматриваемое машиностроительное предприятие занимается решением актуальной проблемы для потребителей РФ и других стран – обеспечением грузоподъемной техникой для проведения строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, улучшения жилищной, транспортной и энергетической инфраструктуры. Указанные в STEEP–анализе макрофакторы положительно влияют на развитие предприятия в части регионального продвижения продукции и как следствие необходимости увеличения объема выпускаемой продукции. Исключение составляют “отсутствие длинных и доступных кредитов для инвестиций в строительство”, “сокращение государственных расходов по проектам”. Все эти факторы связаны с влиянием и последствиями мирового финансового кризиса.

В процессе разработки стратегии любой компании важно проанализировать как отрасли, так и работу на географических рынках. В отрасли по производству крановой техники до кризиса 2008 года работало более 10 компаний. Необходимо отметить, что около трети краностроительных компаний России полностью прекратили работу в 2009 году. Сейчас рассматриваемое машиностроительное предприятие входит в тройку лидеров отрасли по сегменту автокранов и является безусловным лидером в сегменте гусеничных кранов. После кризиса более 90% производимой и реализуемой в 2013 и 2014 годах техники приходится на ведущую тройку лидеров автокрановой техники. При этом, основные доли остановившихся предприятий распределили между собой компании, активно заботившиеся о развитии региональных продаж, создававших свои товаропроводящие сети с учетом конъюнктуры потребителей, проектов, сервисных возможностей.

Рынки потребляют товары и услуги, произведенные отраслями, являются сферой спроса в экономической системе. Крановая техника используется при проведении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Современный рынок крановой техники характеризуется как конкурентный. Отсюда вытекает необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкуренцию и ее перспективы. Анализ конкурентной среды (отрасли и рынка) важен и для разработки будущей стратегии развития совершенствования бизнес процессов для увеличения объемов и качества выпускаемой продукции  компании, и для внутреннего анализа (таблица 2).

Таблица 2 – Факторы конкуренции на рынке отрасли

Анализ влияния микрофакторов показывает, что на рынке сложилась жесткая конкуренция (при которой часть конкурентов не могут продолжать бизнес и уходят с рынка), преобладает влияние потребителя на рынке, большинство категорий микрофакторов положительно сказывается на развитии предприятия. Исходя из проведенного анализа факторов, можно сделать вывод, что в настоящее время рынок крановой техники продолжает выходить из кризисного состояния, с растущим спросом и большими потенциальными возможностями (в том числе региональными), с высокой конкуренцией. Рассматриваемое машиностроительное предприятие а ктивно сможет работать в этих условиях и предложить потребителям, обществу, государственным структурам свои продукцию и услуги.

Целесообразно провести анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз – SWOT-анализ (таблица 3) и выработать рекомендации для совершенствования общей стратегии машиностроительного предприятия.

Таблица 3 – SWOT-анализ предприятия

Таким образом, данный пример осуществления SWOT-анализа позволил нам сделать важные стратегические выводы, которые помогут предприятию сделать его деятельность более эффективной.


Библиографический список
  1. Шиповских И.Ю. Основы маркетинга. Краткий курс: учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 176 с
  2. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник .-7-е изд., испр. и доп. – М.: 2005. — 448 с


Все статьи автора «Оксана»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: