Среда управления предприятия как его объемлющая система – это важнейший объект внимания стратегического управления и анализа. Ведь для осмысления и того, где находится организация, и того, куда она хочет переместится, нужно прежде всего видение среды. Для стратегического управления в России это тем более существенно, так как среда управления потеряла устойчивость и менялась многократно и каждый раз – довольно радикально.
Сменился способ хозяйствования, на смену устойчивой экономической модели пришел почти перманентный поиск новой, на арену управления вышли совершенно иные социальные слои, институты, изменились общественные ценности и приоритеты, иными стали роль страны в мире и ее взаимоотношения с внешним миром. Иными стали не только субъекты управления, но и его объекты, принципы и инструменты. Внешняя среда управления – это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность деятельности ее субъектов менеджмента. Выделяются политические, экономические, научно – технические, социальные, экологические и другие компоненты внешней среды. Внешняя среда включает в себя макросреду, состоящую из факторов широкого социального плана и системного, общего, преимущественно косвенного действия, и микросреду – конкретных субъектов, чьи действия и отношения могут быть направлены на данного субъекта: потребителей, посредников, конкурентов. В любом случае внешняя среда может быть средой как, прямого, так и косвенного (опосредованного и отсроченного) воздействия.
В основе управления бизнесом лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и реализация. Стратегия компании – это комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей. Процесс выработки стратегии основывается на тщательном изучении всех возможных направлений развития деятельности и заключается в выборе общего направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса.
Для удобства восприятия информации читателем анализ возможности и ресурсов произведен на примере машиностроительного предприятия, ведущего деятельность в Челябинской области, которое является одним из крупнейших производителей Российской Федерации в области краностроения и предоставления услуг по гарантийному, постгарантийному обслуживанию крановой техники, консультационным услугам по настройке приборов безопасности, эксплуатации крановой установки, страхованию и доставке продукции до места назначения. В настоящее время идет активное развитие дилерских и сервисных сетей, открыты представительства завода в Москве, Сургуте, Краснодаре и Красноярске. За всю историю предприятия выпускаемая техника хорошо зарекомендовала себя в строительстве промышленных и гражданских объектов в нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности. Значительную долю в выручке составляет экспорт. Предприятие входит в четверку ведущих предприятий автокраностроения в России.
Начнем с анализа внешних факторов . Анализ внешней среды (макросреды) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать организация, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение. Для анализа макросреды используется методика STEEP-анализа (таблица 1).
Таблица 1. STEEP-анализ машиностроительного предприятия
Фактор |
Влияние |
Комментарии |
S – социальные |
||
1. Челябинск – город с миллионным населением и большим количеством вузов, школ с изучением иностранного языка. | Положительное | Возможность привлечения квалифицированных кадров, формирование кадрового резерва. |
2. Наличие большого числа квалифицированных кадров на рынке труда. | Положительное | |
3. Необходимость регионального развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной инфраструктуры в России, освоения новых территорий. | Положительное | При строительстве необходима грузоподъемная техника, увеличение объема продаж. |
4. Федеральные и региональные программы обеспечения жильем ветеранов и военнослужащих, снос ветхого аварийного жилья, строительство доступного жилья. | Положительное | |
T – технологические |
||
1. Появление возможностей безграничного использования Интернет-ресурсов и других средств коммуникации. | Положительное | Мгновенное распространение и получение информации |
2. Развитие транспорта и логистики. | Положительное | Возможность создания оптимальных логистических схем. |
3. Устаревающий парк крановой грузоподъемной техники, неизбежность замены и модернизации оборудования на производственных комплексах, работающих со времен Советского Союза. | Положительное | Увеличение продаж. |
4. Тенденции увеличения требований к грузоподъемному оборудованию. | Положительное | Потребитель начинает выбирать более качественный товар с подкреплением, плюс для рассматриваемого предприятия – внедрение концепции «Индивидуальный кран» и развитие региональных товаропроводящей и сервисной сетей. |
E – экономические |
||
1. Рост цен на ГСМ, металл, землю и другие ресурсы. | Положительное | Потребитель выбирает товар с меньшими затратами при эксплуатации, плюс для рассматриваемого предприятия – концепции «Индивидуальный кран» + доступный сервис. |
2. Практическое отсутствие длинных и доступных региональных кредитов для инвестиций в строительство. | Отрицательное | При меньших вливаниях средств в строительство – потенциально меньшие объемы продаж техники. |
3. Сокращение государственных расходов по некоторым проектам. | ||
E – экологические |
||
1. Меняющийся климат, большие перепады летних и зимних температур. | Положительно | Увеличение требований к грузоподъемной технике, следовательно, Потребитель начинает выбирать более качественный товар с подкреплением. |
2. Ужесточение требований по ведению строительных и монтажных работ. | Положительно | |
P – политические |
||
1. Программа поддержки муниципальных образований по закупке автотранспортной и дорожно-строительной техники | Положительно | Увеличение объема продаж. |
2. Реализация крупных инвестиционные проекты «Сочи-2014», «Урал Промышленный – Урал Полярный», ВСТО и др. | Положительно | Потенциал к развитию и увеличению объема продаж. |
3. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана | ||
4. Список регионально значимых предприятий | Положительно | Повышение имиджа предприятия |
Проведенный анализ влияния макрофакторов показывает, что рассматриваемое машиностроительное предприятие занимается решением актуальной проблемы для потребителей РФ и других стран – обеспечением грузоподъемной техникой для проведения строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, улучшения жилищной, транспортной и энергетической инфраструктуры. Указанные в STEEP–анализе макрофакторы положительно влияют на развитие предприятия в части регионального продвижения продукции и как следствие необходимости увеличения объема выпускаемой продукции. Исключение составляют “отсутствие длинных и доступных кредитов для инвестиций в строительство”, “сокращение государственных расходов по проектам”. Все эти факторы связаны с влиянием и последствиями мирового финансового кризиса.
В процессе разработки стратегии любой компании важно проанализировать как отрасли, так и работу на географических рынках. В отрасли по производству крановой техники до кризиса 2008 года работало более 10 компаний. Необходимо отметить, что около трети краностроительных компаний России полностью прекратили работу в 2009 году. Сейчас рассматриваемое машиностроительное предприятие входит в тройку лидеров отрасли по сегменту автокранов и является безусловным лидером в сегменте гусеничных кранов. После кризиса более 90% производимой и реализуемой в 2013 и 2014 годах техники приходится на ведущую тройку лидеров автокрановой техники. При этом, основные доли остановившихся предприятий распределили между собой компании, активно заботившиеся о развитии региональных продаж, создававших свои товаропроводящие сети с учетом конъюнктуры потребителей, проектов, сервисных возможностей.
Рынки потребляют товары и услуги, произведенные отраслями, являются сферой спроса в экономической системе. Крановая техника используется при проведении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Современный рынок крановой техники характеризуется как конкурентный. Отсюда вытекает необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкуренцию и ее перспективы. Анализ конкурентной среды (отрасли и рынка) важен и для разработки будущей стратегии развития совершенствования бизнес процессов для увеличения объемов и качества выпускаемой продукции компании, и для внутреннего анализа (таблица 2).
Таблица 2 – Факторы конкуренции на рынке отрасли
Анализ влияния микрофакторов показывает, что на рынке сложилась жесткая конкуренция (при которой часть конкурентов не могут продолжать бизнес и уходят с рынка), преобладает влияние потребителя на рынке, большинство категорий микрофакторов положительно сказывается на развитии предприятия. Исходя из проведенного анализа факторов, можно сделать вывод, что в настоящее время рынок крановой техники продолжает выходить из кризисного состояния, с растущим спросом и большими потенциальными возможностями (в том числе региональными), с высокой конкуренцией. Рассматриваемое машиностроительное предприятие а ктивно сможет работать в этих условиях и предложить потребителям, обществу, государственным структурам свои продукцию и услуги.
Целесообразно провести анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз – SWOT-анализ (таблица 3) и выработать рекомендации для совершенствования общей стратегии машиностроительного предприятия.
Таблица 3 – SWOT-анализ предприятия
Таким образом, данный пример осуществления SWOT-анализа позволил нам сделать важные стратегические выводы, которые помогут предприятию сделать его деятельность более эффективной.
Библиографический список
- Шиповских И.Ю. Основы маркетинга. Краткий курс: учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 176 с
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник .-7-е изд., испр. и доп. – М.: 2005. — 448 с