Рынок товаров производственного назначения – это совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям[1]. Он занимает особое место в экономике Северо-Западного региона и страны в целом. Во-первых, это связано с тем, что в условиях современной политической ситуации в мире, рынок товаров производственного назначения выходит на первый уровень с инвестиционной точки зрения со стороны государства. Во-вторых, стоит отметить, что рынок товаров производственного назначения обладает определенными характеристиками, которые резко отличают его от других рынков. К данным особенностям относятся: наличие на нем меньшего количества покупателей, чем на потребительском рынке, но совершающих покупки в значительно превышающих размерах, концентрация таких покупателей по географическому признаку (обусловлено высокой концентрацией производства и монополизма в промышленности), неэластичный спрос на товары промышленного назначения, профессиональный уровень покупателей. Из вышесказанного следует, что, рассматривая рынок товаров промышленного назначения, можно отметить наличие факторов, позволяющих проводить его анализ с позиции институциональной экономики.
Развитие и особенности рынка товаров производственного назначения, позволяют провести его анализ с точки зрения института производства, представляющего собой управление трудовой деятельностью и организацию труда, которые в свою очередь опираются на систему организационно-управленческих социальных организаций и структур. Д. Норт пишет[2], что «институт» как созданные человеком ограничения, которые структурируют всякое взаимодействие: политическое, экономическое или социальное.
Рынок товаров производственного назначения, как институт производства, не может реализовать потребности большой части населения, тем не менее, для социальных групп, которые вовлечены непосредственно в процесс производства – он удовлетворяет такие потребности как: потребность в работе и заработке. Участники таких групп относятся к разным социальным статусам, имеют разные социальные роли (делятся на рабочих и работодателей, управленцев и исполнителей, предпринимателей, служащих, специалистов и пр.).
Если рассматривать рынок товаров производственного назначения, как институт производства, видно, что его конечным результатом является обеспечение населения материальными ресурсами с целью удовлетворения их жизненных потребностей в предметах обихода и отдыха. Не маловажной функцией рынка товаров производственного назначения, как и любого института производства, является его социальная функция в процессе труда, в результате чего человек учится коммуникациям: получать и передавать информацию, реагировать на давление извне и разрешать сложные конфликтные ситуации, а так же нарабатывать авторитет и лидерские качества. Сам по себе труд является своего рода школой социализации, в которой проходит значительная часть всей нашей жизни.
Одной из сложностей рынка товаров производственного назначения как экономического института – института производства, является то, что не смотря на повышение внимания к росту популяризации рабочих профессий на рынке труда (в связи с ее спадом после развала Советского Союза), данный дефицит по прежнему имеет место быть. Значительные изменения в самой системе образования, недостаток квалифицированных преподавательских кадров среднего и начального профессионального образования, не достаточно высокая скорость увеличения систем оплаты труда рабочих специальностей, продолжают создавать предпосылки для этого дефицита, что в свою очередь занижает темпы развития отечественных производства и инноваций.
Институциональная структура и ее формирование, в первую очередь должна основываться на признании существующих проблем кадрового дефицита, поскольку уровень развития российского производства и промышленности не в последнюю очередь определяется уровнем развития квалификаций рабочего звена и соответствующей прослойки рынка труда. Тем не менее, в случае, если степень развития институциональной среды будет зависеть от решения исключительно вышеуказанных задач, это может повлечь за собой спад развития в других областях, требующих параллельной модернизации в условиях современного рынка, что в свою очередь приведет к преобразованию самой институциональной структуры и институциональным изменениям. При этом, рассматривая рынок товаров производственного назначения в рамках стратегического развития, крайне важно, чтобы такие изменения приводили его к институциональному развитию и росту.
В данном случае, под институциональным развитием рынка товаров производственного назначения нам следует понимать комплексность таких изменений, которые приведут к модернизации институциональной структуры, способствующей увеличению производительности труда, росту инноваций, развитию промышленности в целом.
Для достижения целей по развитию институциональной структуры рынка товаров производственного назначения, на мой взгляд, необходимы самостоятельные отраслевые стратегии институционального развития рынка. При этом стратегии развития отрасли должны находиться в некой совместимости с другими элементами стратегического выбора, как региона, так и страны в целом, и являться элементами общих стратегий развития.
Библиографический список
- Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.,1997