РАССМОТРЕНИЕ РЫНКА ТОВАРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК ИНСТИТУТА ПРОИЗВОДСТВА

Сайфутдинова Юлия Ильдаровна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению рынка товаров производственного назначения в рамках института производства, выявление проблем и методов решения. Данная тематика имеет актуальный характер.

Ключевые слова: рынок товаров производственного назначения


CONSIDERATION OF THE MARKET OF INDUSTRIAL GOODS PRODUCTION AS AN INSTITUTION

Sayfutdinova Julia Ildarovna
Saint Petersburg State University of Economics and Finance

Abstract
This article is devoted to the market of industrial goods within the institution of the production , identification of problems and their solutions . This subject is relevant.

Библиографическая ссылка на статью:
Сайфутдинова Ю.И. Рассмотрение рынка товаров производственного назначения как института производства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/10/6176 (дата обращения: 11.03.2024).

Рынок товаров производственного назначения – это совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям[1]. Он занимает особое место в экономике Северо-Западного региона и страны в целом. Во-первых, это связано с тем, что в условиях современной политической ситуации в мире, рынок товаров производственного назначения выходит на первый уровень с инвестиционной точки зрения со стороны государства. Во-вторых, стоит отметить, что рынок товаров производственного назначения обладает определенными характеристиками, которые резко отличают его от других рынков. К данным особенностям относятся: наличие на нем меньшего количества покупателей, чем на потребительском рынке, но совершающих покупки в значительно превышающих размерах, концентрация таких покупателей по географическому признаку (обусловлено высокой концентрацией производства и монополизма в промышленности), неэластичный спрос на товары промышленного назначения, профессиональный уровень покупателей. Из вышесказанного следует, что,  рассматривая рынок товаров промышленного назначения, можно отметить наличие факторов, позволяющих проводить его анализ с позиции институциональной экономики.

Развитие и особенности рынка товаров производственного назначения, позволяют провести его анализ с точки зрения института производства, представляющего собой  управление трудовой деятельностью и организацию труда, которые в свою очередь опираются на систему организационно-управленческих социальных организаций и структур. Д. Норт пишет[2], что «институт» как созданные человеком ограничения, которые структурируют всякое взаимодействие: политическое, экономическое или социальное.

Рынок товаров производственного назначения, как институт производства, не может реализовать потребности большой части населения, тем не менее, для социальных групп, которые вовлечены непосредственно в процесс производства – он удовлетворяет такие потребности как: потребность в работе и заработке. Участники таких групп относятся к разным социальным статусам, имеют разные социальные роли (делятся на  рабочих и работодателей, управленцев и исполнителей, предпринимателей, служащих, специалистов и пр.).

Если рассматривать рынок товаров производственного назначения, как институт производства, видно, что его конечным результатом является обеспечение населения материальными ресурсами с целью удовлетворения их жизненных потребностей в предметах обихода и отдыха. Не маловажной функцией рынка товаров производственного назначения, как и любого института производства, является его социальная функция в процессе труда, в результате чего человек учится коммуникациям: получать и передавать информацию, реагировать на давление извне и разрешать сложные конфликтные ситуации,  а так же нарабатывать авторитет и лидерские качества. Сам по себе труд является своего рода школой социализации, в которой проходит значительная часть всей нашей жизни.

Одной из сложностей рынка товаров производственного назначения как экономического института – института производства, является то, что не смотря на повышение внимания к росту популяризации рабочих профессий на рынке труда (в связи с ее спадом после развала Советского Союза),  данный дефицит по прежнему имеет место быть. Значительные изменения в самой системе образования, недостаток квалифицированных преподавательских кадров среднего и начального профессионального образования, не достаточно высокая скорость увеличения систем оплаты труда рабочих специальностей, продолжают создавать предпосылки для этого дефицита, что в свою очередь занижает темпы развития отечественных производства и инноваций.

Институциональная структура и ее формирование, в первую очередь должна основываться на признании существующих проблем кадрового дефицита, поскольку уровень развития российского производства и промышленности  не в последнюю очередь определяется уровнем развития квалификаций рабочего звена и соответствующей прослойки рынка труда. Тем не менее, в случае, если степень развития институциональной среды будет зависеть от решения исключительно вышеуказанных задач, это может повлечь за собой спад развития в других областях, требующих параллельной модернизации в условиях современного рынка, что в свою очередь приведет к преобразованию самой институциональной структуры и институциональным изменениям. При этом, рассматривая рынок товаров производственного назначения в рамках стратегического развития, крайне важно, чтобы такие изменения приводили его к институциональному развитию и росту.

В данном случае, под институциональным развитием рынка товаров производственного назначения нам следует понимать комплексность таких изменений, которые приведут к модернизации институциональной структуры, способствующей увеличению производительности труда, росту инноваций, развитию промышленности в целом.

Для достижения целей по развитию институциональной структуры рынка товаров производственного назначения, на мой взгляд, необходимы самостоятельные отраслевые стратегии институционального развития рынка. При этом стратегии развития отрасли должны находиться в некой совместимости с другими элементами стратегического выбора, как региона, так и страны в целом, и являться элементами общих стратегий развития.


Библиографический список
  1. Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004
  2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.,1997


Все статьи автора «Yuliya Sayfutdinova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: