Незаменимым инструментом при планировании деятельности предприятий является маркетинговое исследование, которое представляет собой форму бизнес-исследования [1], фокусирующее на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.
На данный момент, несмотря на обилие информации, представленной в сети Интернет, существует проблема получения качественной методической информации студентами для подготовки к занятиям. Мы исходим из того что, методическое пособие является документом, в котором подробно излагается оптимальная последовательность в освоении определенного научного или учебного материала. Оно базируется на фундаментальных научных трудах по данной дисциплине и практических исследованиях. В большинстве случаев такая работа отражает авторское мнение об эффективных способах достижения наилучших результатов [2].
Пособия преподавателей можно найти в различных Интернет-магазинах, таких как Озон.ru [3], Books.ru [4], ЛитРес [5] и др. Например, в магазине Литрес имеется пособие Н.Г.Баженовой, И.Г.Одоевцевой [6] переизданное в издательстве Флинта [7]. Методический опыт большинства преподавателей вуза является недоступным для большинства студенческой аудитории.
Таким образом, на наш взгляд, открытие интернет-магазина неплохо скажется на качестве, получаемой информации, так как преподаватели будут заинтересованы в разработке научных материалов для своих студентов, ведь одной из мотиваций будет выступать дополнительный доход. Поэтому нами была предпринята попытка исследования рынка, для анализа и принятия решения по открытию интернет-магазина методических пособий преподавателей вуза.
Теоретические основы маркетинговых исследований представлены в многочисленных работах различных ученых [8, 9, 10 и др.]. Исследования рынка книжной продукции проводились О.А.Гуланян, Е.М.Сухоруковой [11], Л.Н.Абакумовой и др. [12]. Результаты маркетинговых исследований продаж книг в России показаны в различных отчетах [13, 14, 15]. Зарубежные ученые занимаются подобными вопросами [16, 17]. Основой для исследования по такой тематике послужили работы Р.И.Баженова [18-22].
Данное маркетинговое исследование мы решили провести в социальных сетях, так как круг людей, участвующих людей намного больше и естественно мнений тоже будет достаточно, а точнее на сайте Вконтакте [23] среди своих многочисленных друзей и просто через поисковую систему, делая выборку пользователей по возрасту. Количество участников ограничили в 500 человек. Опрос проводился с 22 по 30 сентября 2014 г. Участвовали студенты, возрастом от 17 до 25 лет, разных вузов территории Российской Федерации.
Перечень вопросов, на которые было предложено ответить:
1. Являетесь ли Вы студентом вуза?
А) да;
Б) нет.
2. В подготовке к занятиям Вы пользуетесь методическими пособиями, предлагаемые вашими преподавателями?
А) да;
Б) нет;
В) не всегда.
3. Считаете ли Вы, что содержание методических пособий, предлагаемые вашими преподавателями на бесплатной основе достаточно содержательны для Вас?
А) да, они полностью соответствуют моим ожиданиям;
Б) да, но хотелось бы большего;
В) нет, данные пособия никак не помогают мне в подготовке к занятиям.
4. Согласитесь ли Вы покупать методические пособия Ваших преподавателей в интернет-магазинах?
А) да;
Б) да, если они будут достаточно содержательны для подготовки к занятием;
В) нет, я не нуждаюсь в этом.
5. Сколько, на Ваш взгляд, должны стоить такие пособия?
А) от 50 до 100 рублей;
Б) от 100 до 200 рублей;
В) свыше 200 рублей.
Приведем результаты опроса.
Первый вопрос: «Являетесь ли Вы студентом вуза?» (рис.1):
-
87% ответили, что «да» являются;
-
13% – «нет».
Рисунок 1 – Результаты ответа на вопрос №1
На второй вопрос: «В подготовке к занятиям Вы пользуетесь методическими пособиями, предлагаемых Вашими преподавателями?» (рис.2):
-
68,4% опрашиваемых ответили, что пользуются, то есть ответ «да»;
-
2,6% – нет;
-
29% ответили, что не всегда используют методические пособия.
Рисунок 2 – Результаты ответа на вопрос №2
На третий вопрос: «Считаете ли Вы, что содержание методических пособий, предлогаемых вашими преподавателями на бесплатной основе достаточно содержательны для Вас?» (рис.3):
-
3,4% ответили: «да, они полностью соответствуют моим ожиданиям»;
-
42,2% – «да, но хотелось бы большего»;
-
54,4% – «нет, данные пособия никак не помогают мне в подготовке к занятиям».
Рисунок 3 – Результаты ответа на вопрос №3
На четвертый вопрос: «Согласитесь ли Вы покупать методические пособия Ваших преподавателей в Интернет-магазинах?» (рис.4):
-
11,4% выбрали ответ: «да»;
-
81,6% – «да, если они будут достаточно содержательны для подготовки к занятием»;
-
7% – «нет, я не нуждаюсь в этом».
Рисунок 4 – Результаты ответа на вопрос №4
На пятый вопрос: «Сколько, на Ваш взгляд, должны стоить такие пособия?» (рис.5):
-
63,4% предпочли бы стоимость данных пособий – «от 50 до 100 рублей»;
-
30,8% – «от 100 до 200 рублей»;
-
5,4% – «свыше 200 рублей»;
-
0,4% воздержались от ответа на данный вопрос.
Рисунок 5 – Результаты ответа на вопрос №5
При ответе на последний вопрос студенты поясняли, что цена на такую продукцию должна колебаться в зависимости от объема и содержательности информации.
Результаты показывают:
-
не все студенты пользуются методическими пособиями, которые им дают преподаватели, аргументирую это тем, что они не достаточно информационны, либо совсем не содержат какой-либо значимой для них информации;
-
студенты готовы использовать методические пособия преподавателей как на платной, так и на бесплатной основе, требуя качественного содержания;
-
студенты готовы покупать качественные методические пособия преподавателей за сумму от 50 до 100 руб. (60%), 100-200 руб. (30%).
Таким образом, возможно открытие интернет-магазина качественных методических пособий преподавателей вуза.
Библиографический список
-
Маркетинговое исследование / Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Маркетинговое_исследование (дата обращения 03.10.2014) -
Как писать методические пособия. URL: http://www.kakprosto.ru/kak-68028-kak-pisat-metodicheskie-posobiya (дата обращения 03.10.2014)
-
Интернет магазин OZON.ru. URL: http://www.ozon.ru
-
Интернет магазин Books.ru. URL: http://www.books.ru
-
ЛитРес – магазин электронных книг. URL: http://www.litres.ru
-
Баженова Н.Г., Одоевцева И.Г. Теория и методика решения текстовых задач. Курс по выбору для студентов специальности 050201-Математика. Биробиджан: ПГУ им.Шолом-Алейхема, 2010. 89 с.
-
Баженова Н.Г., Одоевцева И.Г. Теория и методика решения текстовых задач. Курс по выбору для студентов специальности 050201-Математика. М.: Флинта, 2012. 89 с.
-
Панкрухин А. П. Маркетинг: Учебник. М.: Омега-Л, 2011. 656 с.
-
Дурович А. Маркетинговые исследования. М.:Тетрасистемс, 2009. 432 с.
-
Галицкий Е.Б., Галицкая Е.Г. Маркетинговые исследования. Теория и практика. Учебник. М.:Юрайт, 2014. 570 с.
-
Гуланян О.А., Сухорукова Е.М. Что издаётся и что продаётся на книжном рынке России // Библиография. Научный журнал по библиографоведению и книговедению. 2013. № 4 (387). С. 10-21.
-
Абакумова Л.Н., Андрющенко Е.П., Федотова Г.А. Маркетинговое исследование рынка книг города Боровичи // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Т. 176. С. 21-32.
-
Исследование российского рынка электронной коммерции: продажи книг через Интернет. Отчет 27 июля 2013. URL: http://www.b-port.com/MI/p.php?parent=rubricator&child=getresearch&id=7442 (дата обращения 03.10.2014).
-
Маркетинговое исследование: рынок книг и книжной продукции. Отчет 26 июля 2013. URL: http://www.b-port.com/MI/p.php?parent=rubricator&child=getresearch&id=9573 (дата обращения 03.10.2014)
-
Маркетинговое исследование рынка книг. URL: http://www.comcon-2.ru/default.asp?trID=561 (дата обращения 03.10.2014).
-
Bounie D., Eang B., Sirbu M., Waelbroeck P. Superstars and outsiders in online markets: An empirical analysis of electronic books // Electronic Commerce Research and Applications/ 2013. Т.12. №1. С. 52-59.
-
Jiang Y., Katsamakas E. Impact of e-book technology: Ownership and market asymmetries in digital transformation // Electronic Commerce Research and Applications. 2010. Т.9. №5. С. 386-399.
-
Дубей О.Я., Баженов Р.И. О потребности использования интернет-ресурсов студентов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 (31). С. 21.
-
Волков Е.И., Баженов Р.И. Разработка программной системы «Сканер социальных связей» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-1 (37). С. 22.
-
Баженов Р.И. О методике обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 (35). С. 30-38.
-
Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2570 (дата обращения: 03.10.2014).
-
Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 35.
-
Вконтакте. http://vk.com