ОЦЕНКА ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЕЕ КОРРЕКТИРОВОК

Дробот Елена Валерьевна
Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
заведующий кафедрой таможенного дела и внешнеэкономической деятельности, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
Данная статья посвящена анализу практики корректировок таможенной стоимости и ее влияния на показатели доначисления в федеральный бюджет. В статье проводится корреляционный анализ зависимости объема доначислений в бюджет от количества корректировок таможенной стоимости.

Ключевые слова: доначисления в бюджет, корректировка таможенной стоимости, поле корреляции., таможенная стоимость, таможенное регулирование


CUSTOMS VALUE EVALUATION AND THE PRACTICE OF ITS CORRECTING

Drobot Elena Valerievna
Vyborg branch of RANEPA
Head of the customs and foreign economic activity department, PhD in economics, assistant professor

Abstract
The article is dedicated to the analysis of customs value correcting practice, as well as study of its influence on the indices of the additional charge to the federal budget. The correlation analysis of the dependence of additional charge to the federal budget and the number of customs value correctings is given in the article.

Keywords: additional charge to the federal budget, correlation field, customs regulation, customs value, customs value correcting


Библиографическая ссылка на статью:
Дробот Е.В. Оценка таможенной стоимости и практика применения ее корректировок // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/10/5959 (дата обращения: 11.03.2024).

Контроль таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется должностными лицами таможни в соответствии со своей компетенцией.

Для анализа деятельности Выборгской таможни по корректировке таможенной стоимости (КТС) будут рассмотрены количественные и стоимостные показатели в динамике за несколько лет. Это позволит выявить тенденции в данной сфере деятельности и ее характерные особенности.

Чтобы выявить динамику КТС (корректировок таможенной стоимости), автор наглядно представит данный по проведенным корректировкам за  три года. На рисунке 1  видно как изменялось количество проводимых корректировок с каждым годом. В  целом, за период 2010-2012 гг. Выборгской таможней было проведено 4124 корректировки таможенной стоимости (табл. 1). Сумма доначислений в федеральный бюджет за 2010-2012 гг. составила 198 206 940 руб. Причем, если в 2011 г. сумма доначислений удвоилась по сравнению с 2010 г., то в 2012 г. рост суммы доначислений составил около 47 млн руб., или 78,3 % к предыдущему году.

Таблица 1. Результаты КТС, проведенных Выборгской таможней в 2010-2012 гг.

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Итого за 2010-2012 гг.

Число корректировок таможенной стоимости

1214

1428

1482

4124

Число товаров, по которым была осуществлена КТС

4905

4679

3434

13018

Сумма доначислений в федеральный бюджет, руб.

29688070

60644120

107874750

198206940

Как видно из табл. 1, в последние годы количество корректировок росло. Причинами этого могут быть увеличения уровня таможенной стоимости на товары.

Кроме того, был упорядочен целый ряд процедур, на законодательном уровне. Основная тенденция, которая прослеживается в действующих правовых актах по таможенной стоимости, – это стремление обязать сотрудников таможни более четко и грамотно обосновывать свои решения по проведению дополнительной проверки и корректировке стоимости, действовать не шаблонно и формально, а применительно к конкретной сделке и ее условиям.

Так, вместо Закона РФ “О таможенном тарифе” основополагающим правовым актом по определению стоимости ввозимых товаров стало Соглашение между правительствами России, Беларуси и Казахстана от 25.01.2008. В Таможенном кодексе ТС вопросам таможенной стоимости отведена целая глава (№ 8), при этом по ее корректировке есть отдельная статья. Для сравнения: в ТК РФ таможенной стоимости была отведена всего одна статья, а о корректировке даже не упоминалось. Отдельная глава посвящена таможенной стоимости и в законе РФ о таможенном регулировании. Важным моментом является то, что таможенный контроль, а, следовательно, и корректировка таможенной стоимости теперь могут проводиться в течение 3-х лет после выпуска против одного года ранее. Большинство изменений касаются в основном процедурных моментов, а именно более четкой регламентации действий таможенников при контроле и корректировке [1, c. 176 – 184].

Закон РФ № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» исчерпывающе устанавливает случаи принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости до выпуска товаров без проведения дополнительной проверки. Такая регламентация имеет, конечно, положительный посыл, так как направлена на предотвращение субъективных и поспешных решений. В действующем законодательстве более четко регламентированы процедуры корректировки стоимости после выпуска по инициативе декларанта и самостоятельной корректировки таможенным органом, а также порядок проведения дополнительной проверки. Если раньше предельный срок предоставления декларантом затребованных таможней дополнительных документов и сведений составлял 45 дней, то теперь 60. После того как декларант предоставит эти документы, у таможни есть 30 дней на принятие решения (раньше 3 рабочих дня). Таким образом, у таможни появилось преимущество во времени, отводимом на принятие решения, а декларант получил дополнительные 15 дней на этапе сбора документов. Консультации с таможней по выбору метода определения стоимости больше не предусмотрены. Следует отметить, 60 дней, отводимые для сбора документов декларантом, а также последующие 30 дней до момента принятия решения, могут быть использованы таможней для проведения самостоятельной проверки, в том числе путем отправки запросов в различные инстанции [2, c. 628].

На увеличение количества корректировок повлияло и увеличение объемов ввозимого товара.

Вместе с ростом количества корректировок таможенной стоимости увеличиваются и общие суммы доначисленных платежей по этим корректировкам.

Кроме того, следует отметить, что с увеличением количества корректировок, средняя сумма доначисленных платежей по одной корректировке с каждым годом также возрастает. Чтобы это проследить, на базе данных по количеству доначисленных платежей и данных по количеству корректировок рассчитаем среднюю сумму доначисленных платежей по корректировкам в каждом году из анализируемого периода по формуле.

Исходные данные, а также данные расчетов представим в таблице 2.

Таблица 2. Расчет средней суммы доначисленных таможенных платежей по одной КТС

Год

Количество проведенных корректировок (шт.)

Сумма доначислений в федеральный бюджет, руб.

Средняя сумма доначислений в федеральный бюджет, руб.

2010

1214

29688070

24454

2011

1428

60644120

42467

2012

1482

107874750

72789

Такое увеличение стоимости одной корректировки объясняется увеличением уровня таможенной стоимости на товары. Это изменение объясняется естественной инфляцией цен, а также девальвацией рубля.

Далее с помощью статистических методов сделаем прогноз изменений сумм доначислений в зависимости от числа корректировок.

Исследуем наличие корреляционной связи между количеством корректировок таможенной стоимости и объемом доначислений в бюджет.

Для ответа на вопрос о наличии или отсутствии корреляционной связи используется ряд специфических методов, так называемых элементарных приемов (параллельное сопоставление рядов значений результативного и факторного признаков, графическое изображение фактических данных с помощью поля корреляции, построение групповой и корреляционной таблиц), а также дисперсионный анализ.

Простейший прием обнаружения связи – это сопоставление двух параллельных рядов: ряда значений факторного признака и соответствующих ему значений результативного признака.

Пусть факторный признак (х) – это количество корректировок, а результативный признак, т.е. функция (у), – это объем доначислений в бюджет (руб.).

Значение факторного признака располагаем в возрастающем порядке, а затем прослеживаем изменения величин результативного признака.

Таблица 3. Ранжирование показателей числа корректировок и объема доначислений

Порядковый номер

Количество корректировок

Объем доначислений в бюджет (руб.)

     1

1214

29688070

2

1428

60644120

3

1482

107874750

В нашем случае с увеличением факторного признака   величина результативного признака   имеет тенденцию к увеличению. Поэтому можно предположить наличие прямой корреляционной связи между признаками.

Используя данные об индивидуальных значениях признака-фактора   и соответствующих ему значениях результативного признака, можно построить в прямоугольных координатах точечный график – «поле корреляции».

Этот метод применяют для наглядного изображения формы связи между изучаемыми экономическими показателями. Для этого в прямоугольной системе координат строят график, по оси ординат откладывают индивидуальные значения результативного признака Y, а по оси абсцисс – индивидуальные значения факторного признака X.

Совокупность точек результативного и факторного признаков называется полем корреляции.  Положение каждой точки на графике определяется величиной двух признаков – количеством корректировок таможенной стоимости и объемом доначислений в бюджет.

На основании поля корреляции можно выдвинуть гипотезу (для генеральной совокупности) о том, что связь между всеми возможными значениями X и Y носит линейный характер.

Линейное уравнение регрессии имеет вид:

y = bx + a + ε.                          (1)

Здесь ε – случайная ошибка (отклонение, возмущение).

Причины существования случайной ошибки:

1. Невключение в регрессионную модель значимых объясняющих переменных;

2. Агрегирование переменных. Например, функция суммарного потребления – это попытка общего выражения совокупности решений отдельных индивидов о расходах. Это лишь аппроксимация отдельных соотношений, которые имеют разные параметры.

3. Неправильное описание структуры модели;

4. Неправильная функциональная спецификация;

5. Ошибки измерения.

Так как отклонения εi  для каждого конкретного наблюдения i – случайны и их значения в выборке неизвестны, то:

1) по наблюдениям xi и yi можно получить только оценки параметров α и β

2) Оценками параметров α и β регрессионной модели являются соответственно величины а и b, которые носят случайный характер, т.к. соответствуют случайной выборке;

Оценочное уравнение регрессии (построенное по выборочным данным) будет иметь вид y = bx + a + ε, где ei – наблюдаемые значения (оценки) ошибок εi, а и b соответственно оценки параметров α и β регрессионной модели, которые следует найти.

Для оценки параметров α и β – используют МНК (метод наименьших квадратов).

Метод наименьших квадратов дает наилучшие (состоятельные, эффективные и несмещенные) оценки параметров уравнения регрессии. Но только в том случае, если выполняются определенные предпосылки относительно случайного члена (ε) и независимой переменной (x).

Формально критерий МНК можно записать так:

S = ∑(yi – y*i)2 → min.                    (2)

Система нормальных уравнений:

a•n + b∑x = ∑y;             (3)

a∑x + b∑x2 = ∑y•x .

Для наших данных система уравнений имеет вид:

3a + 4124 b = 198206940

4124 a+ 5709304 b  = 282511499840

Из первого уравнения выражаем а и подставим во второе уравнение:

Получаем эмпирические коэффициенты регрессии:

b =249959,1737 a= -277541564,1455 .

Уравнение регрессии (эмпирическое уравнение регрессии):

y = 249959,1737 x – 277541564,1455.     (4) 

Эмпирические коэффициенты регрессии a и b являются лишь оценками теоретических коэффициентов βi, а само уравнение отражает лишь общую тенденцию в поведении рассматриваемых переменных.

Для расчета параметров регрессии построим расчетную таблицу 4. 

Таблица 4. Расчетная таблица

 x

y

x2

y2

x • y

1214

29688070

1473796

8.813815003249E+14

36041316980

1428

60644120

2039184

3.6777092905744E+15

86599803360

1482

107874750

2196324

1.1636961687563E+16

159870379500

4124

198206940

5709304

1.6196052478462E+16

282511499840

Ниже рассчитаны параметры уравнения регрессии – выборочные средние.

Представленные  данные позволяют сделать вывод о том, что в случае увеличения числа корректировок до 3000 сумма доначислений в бюджет может составить 472 млн руб.

Рассмотрев динамику корректировок и доначислений в бюджет в результате корректировок в Выборгской таможни,  можно сделать вывод, что в результате корректировки таможенной стоимости значительно повысилась собираемость таможенных платежей, пополнился федеральный бюджет, что способствует выполнению плана, установленного ФТС России по платежам, а это является контрольным показателем №1.

Итак, КТС является одним из показателей результативности работы отдела контроля таможенной стоимости, как одна из мер по увеличению собираемости таможенных платежей и устранению нарушения законодательства. КТС – это действенный механизм дополнительного пополнения федерального бюджета, соответственно, ОКТС Выборгской таможни необходимо усилить контроль за данным направлением своей деятельности, чаще проводить мониторинг цен, более взаимодействовать с отделом таможенных платежей,  усилить контроль за постами Выборгской таможни.


Библиографический список
  1. Федорова Ю.А. Корректировка таможенной стоимости товаров: масштабы и тенденции // Бюллетень Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии: Приложение к научно-практическому журналу «Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии». Выпуск IV: Актуальные вопросы развития Таможенного союза и Единого экономического пространства / Под общ. ред. профессора А.Н.Мячина. СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2012.
  2. Таможенное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС / под общ. ред. В.А, Шамахова, Ю.А, Кожанкова. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2013.


Все статьи автора «Елена Валерьевна Дробот»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: