Сегодня инновации в здравоохранении востребованы как никогда ранее. Отечественные учреждения отрасли здравоохранения обладают высококвалифицированными кадрами, способными проводить фундаментальные и прикладные исследования не только в медицине, но и в смежных с ней областях, разрабатывать и внедрять инновации, управлять крупными инновационными проектами.
Инновации в здравоохранении понимаются как воплощение хорошей идеи в то, что может быть достигнуто, реализовано, использовано в медицине для повышения качества оказания медицинской помощи, охраны здоровья, профилактики заболеваний.
В среде научных дискуссий существует множество определений понятия «инновация». Анализируя содержание этого понятия, можно выделить существование двух основных научных подходов к определению этого термина: процессного и объектного.
Процессный подход заключается в представлении инновации как процесса (или отдельного этапа процесса – освоение, внедрение, коммерциализация, использование) реализации идеи и превращения ее в готовый результат. Американский ученый-экономист Йозеф Шумпетер, который впервые ввел в экономическую науку термин «инновация», определяет ее (инновацию) как «часть процесса “изобретение – нововведение-диффузия»[5, С.78], другой зарубежный исследователь Твисс Брайн – как «процесс, в котором интеллектуальный товар-изобретение, информация, ноу-хау или идея приобретает экономическое содержание»[1, С.65]. Известный венгерский ученый Б.Санто представляет инновацию как общественный, технический, экономический процесс, в котором использование идей и изобретений на практике приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий [3, С.67].
Объектный подход определяет инновацию как готовый результат, внедренный в производство объект. Один из известных американских ученых в области менеджмента П.Друкер под инновацией понимает «результат влияния новшества на жизнь людей» [1, С.86], российский ученый Р.А. Фатхутдинов инновацию представляет как «конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта» [4, С.56]. В каждом из высказываний ученых, относящихся к процессному или объектному подходу, подтверждается главенствующая роль человеческой личности в производстве инноваций.
В процессе превращения идеи в медицинский продукт, услугу, технологию реализуются экономические отношения между создателями инноваций, собственниками ресурсов и потребителями инноваций. На разных этапах инновационного процесса требуется разное соотношение трудовых, капитальных, предпринимательских ресурсов. Успех инновации в целесообразном, оптимальном использовании этих ресурсов. Инновационный процесс требует больших усилий и кропотливого труда. Стремление к приобретению новых знаний, заинтересованность в новых идеях способствуют созданию и воплощению инноваций в медицине.
Наряду с побудительными мотивами для создания инноваций необходимы определенные условия: непрерывный научно-технический прогресс, государственная политика, ресурсное обеспечение, инновационная культура, деловое сотрудничество, творческая личность, готовность общества к принятию инноваций.
В России бурное развитие инноваций в медицинских науках, таких как молекулярная генетика, эмбриология, микробиология нередко опережает готовность общества к осознанию и принятию этих инноваций. К примеру, создание технологии клонирования человека носит спорный характер, изобретенная еще в конце XX века не применяется в медицинской практике и законодательно запрещена во многих странах. Это инновационная биотехнология не востребована обществом в силу социально-этических, религиозных аспектов, биологической безопасности (непредсказуемости генетических изменений) и законодательных ограничений.
История свидетельствует о том, что на протяжении всего периода существования человечества инновационная деятельность не прекращается. Но часто результатом этой деятельности становились продукты, услуги, технологии, которые использовались в совершенно противоположных целях. Созданные и используемые человеком для охоты ножи, стали оружием для убийства другого человека. Тысячелетия спустя, результаты исследований в области химии, позволившие получить новые вещества, стали использовать как яд. Открытие Вильгельмом Рентгеном рентгеновских лучей, за что он был удостоен Нобелевской премии в области физики, создание и использование рентгенотехники в медицине позволило не только диагностировать, но и лечить некоторые заболевания, например онкологические, но вместе с тем, привело к тяжелым лучевым ожогам медиков, которые не знали о переоблучении. Примеров инноваций, которые несут одновременно и вред и пользу множество.
Часто создатели инноваций не могут предвидеть всех негативных последствий. Усложнение знаний, переход к междисциплинарным исследованиям, дающим порой неожиданные результаты, ведет к росту неопределенности в оценке возможных последствий от использования инноваций.
Особенно серьезно следует подходить к инновациям в медицине, в области биотехнологии, в фармацевтической науке, так как невозможно до конца учесть все особенности человеческого организма, предвидеть многообразие будущих последствий от применения инноваций в каждом отдельном случае. Возрастают риски при использовании новых результатов научных исследований, особенно при массовом применении инноваций, которые становятся все более проблемными, приносят не только пользу, но и вред при неразумном применений научных достижений. В связи с этим возникают такие вопросы как: определение ответственности научного медицинского сообщества, представителей бизнеса, государства, системы образования; соблюдение морально-этических принципов и норм, нацеленность в первую очередь на социальный эффект, а не на победу в конкурентной борьбе и максимизацию прибыли.
Участники инновационного процесса, преследуют свои интересы: бизнес заинтересован в получении максимальной прибыли в минимальные сроки, ученые преследуют цель быть первыми в получении новых знаний, инноваторы при использовании последних достижений науки нацелены на быструю отдачу от использования новшеств; система образования не всегда предоставляет актуальную информацию, не в полной мере способствует формированию системы морально-этических ценностей. Нужно отметить, что экономическое развитие должно быть подчинено не только рыночным целям, достижению личного обогащения, но и целям более высокого порядка – повышению благосостояния людей, формированию условий для раскрытия человеческого потенциала, самосовершенствования на основе непрерывного обновления знаний, повышения культурного уровня.
Решить проблему рассогласования интересов участников инновационного процесса можно используя институциональный подход. По мнению ученых, конфликт интересов экономических агентов можно погасить с помощью координационной функции институтов [6, С.16]. Эта функция связана со способностью их (институтов) устранять конфликты между экономическими агентами, а также противодействовать оппортунистическому поведению, т.е. такому поведению, когда они (агенты) руководствуются только собственными интересами и их поведение не ограниченно моральными принципами. Важность этой функции состоит в способности институтов устанавливать границы рационального поведения и достигать на этой основе более предсказуемого поведения участников данного процесса. В итоге снизится неопределенность, что будет противодействовать появлению и использованию проблемных инноваций.
В решении вопроса возникновения проблемных инноваций и связанных с ними рисков главная роль должна принадлежать государству. Очевидно, что новые направления инновационного развития ведут к обострению недостатков рыночного регулирования экономики. Сегодня все отчетливее проявляются провалы в рыночном механизме, несовершенство рыночных рычагов управления инновационным развитием и возникает необходимость государственного вмешательства в экономику, основанную на знаниях.
Библиографический список
- Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М: Вильямс, 2007
- Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями.- М.: Экономика, 1989. – с.271
- Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Учебник / Б. Санто. – Пер. с венгер. – М. : Прогресс, 2005. – 376 с
- Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник / Р. А. Фатхутдинов. – 6-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 448 с
- Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. – М.: Экономика, 1995.
- Щурина С.В. Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы: автореф. дис. канд. экон. наук. – М.: РЭА им. Плеханова, 2004. – С.16.