В настоящее время агропромышленный комплекс (АПК) – это крупнейший межотраслевой комплекс, соединяющий в себе более 10 сфер экономики, нацеленный на переработку и получение сельскохозяйственного сырья. АПК касается интересов почти всего населения Российской Федерации, а непосредственно затрагивает 38,5 млн. человек, жителей сельских местностей, снабжающих деятельность более 17 миллионов различных сельскохозяйственных объединений, организаций, предприятий, фермерских (крестьянских) и подсобных хозяйств личного пользования в 154 тысячах сельских населенных пунктах.
Доля сельского хозяйства в структуре ВВП с каждым годом неуклонно снижается. В настоящее время она составляет не более 5%.
На данный момент современное состояние АПК – это неспешное возрождение после неудач в данной отрасли в 90-х гг. Потенциал для роста используется недостаточно, хотя возможности комплекса – очевидны. В последнее время разработаны меры по усовершенствованию экономических обстоятельств развития сельского хозяйства, которые позволили обеспечить повышение производства продукции и рост эффективности в данной отрасли. Прежде всего, это увеличение производства мясной и молочной продукции, разрабатываются федеральные программы развития села, поддержка деятельности малых форм аграрного бизнеса. В большей степени мере этому содействовала осуществление приоритетного национального проекта в области АПК, активизация инвестиционной деятельности, государственная поддержка отраслей растениеводства и животноводства, развитие долгосрочных и краткосрочных форм кредитования малых и средних сельскохозяйственных объединений, предприятий, организаций.
В связи со сложившейся ситуацией необходимо повышать потенциал предприятий АПК путем диверсификации производства.
Диверсификация производства – это более продуктивный и эффективный процесс в усовершенствовании организационно-экономических отношений в экономике.
С точки зрения экономики диверсификация (от лат. diversus – разный и facer – делать) – это синхронное раскручивание нескольких или многих, не взаимосвязанных технологических видов производства или сервиса, увеличение номенклатуры производимой продукции, оказания работ или услуг. [2]
Основной целью диверсификации является увеличение прибыли и уменьшение рисков за счет ведения деятельности в нескольких направлениях, которые даже могут характеризоваться особой периодичностью (в момент как одни отрасли переживают спад, другие могут быть на пике своего развития). Поскольку диверсифицированные предприятия более устойчивы в конкурентной борьбе, у них уменьшается риск убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний. Диверсификация является необходимым и общепринятым методом развития субъектов хозяйственной деятельности.
Есть определенная последовательность целей и мотивов, которые в наибольшей степени служат стимулами для расширения объемов деятельности, то есть для осуществления диверсификации. (рис. 1)
Рисунок 1 – Предпосылки, мотивы и цели диверсификации предприятий АПК Челябинской области
Все эти цели и мотивы могут существовать отдельно, а также могут сочетаться друг с другом – это зависит от конкретных обстоятельств каждого предприятия АПК и выбор форм диверсификации должен быть грамотно обоснован и тщательно спланирован в соответствии с этими особенностями.
На данный момент в связи с необходимостью создания новых механизмов взаимодействия между сельскохозяйственными производителями товаров и переработчиками сырья, необходимостью оптимизации существующего производства и внедрения новых производств, исходя из потребностей, возрастает и актуальность диверсификации производства в АПК. [1]
В осуществление диверсификации в предприятиях агропромышленного комплекса существуют ряд особенностей:
– в соответствии с потребностями рынка и спросом на продукцию животноводства и растениеводства значительно расширяется ассортимент сельскохозяйственной продукции данных отраслей;
– в соответствии с заявками на продажу сельскохозяйственного сырья агро-предприятия организовывают переработку на месте, то есть используют свои площади для осуществления еще одного вида деятельности;
– в сельскохозяйственных отраслях необходимо производство различных товаров и оказание услуг, напрямую не связанных с сельским хозяйством, но необходимых данной отрасли и сельским жителям, и в связи с этим предприятия создают дополнительные производства и цеха;
– для реализации своей, а иногда и не только своей продукции предприятия создают торговые организации, оптовые базы, объекты социально-культурного характера, которые также выполняют существенную роль в развитие рыночной экономике и отраслей сельского хозяйства;
– в результате осуществления диверсификации производства устанавливаются внешнеэкономические и торговые связи с предприятиями ближнего и дальнего зарубежья, а также с другими регионами;
– предприятия, специализирующиеся на переработке сельскохозяйственного сырья, в целях улучшения своей деятельности дополнительно покупают в собственность и арендуют землю, тем самым диверсифицируют и развивают свою инвестиционную деятельность и повышают эффективность капитальных вложений;
– для получения дополнительных доходов и участия в управлении, сельскохозяйственные объединения приобретают акции и другие ценные бумаги иных перерабатывающих предприятий;
– прослеживается диверсификация каналов реализации продукции, рынков, увеличения покупателей; организовываются системы торговых предприятий (магазинов, ресторанов, кафе).
Диверсификация производства в основном, отличается переходом на новые способы организации технологической сферы, рынков сбыта и реализации продукции и в целом по развитию отрасли, а также сами товары (услуги) диверсифицированных предприятий совершенно новые, поэтому риск очень велик.
Диверсификация также зависит от финансовой устойчивости предприятий АПК. Так что слабые предприятия или предприятия находящиеся в стадии рождения в меньшей степени смогут охватить новые рынки или выйти на международный уровень. Также и новая продукция предприятия должна быть конкурентоспособной. Диверсификация требует значительных финансовых затрат (инвестиций).
Лишь 20% результатов можно получить, затратив при этом 80% времени. Следовательно, до начала внедрения необходимо проанализировать наиболее подходящие виды для осуществления возможной диверсификации, которые по возможности смогут принести максимальную прибыль при минимальных затратах материальных, финансовых, производственных и человеческих ресурсов.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс диверсификации достаточно трудоемкий, но необходимый предприятиям, реализующим свою деятельность в отраслях сельского хозяйства. В любое время может поменяться как ситуация на основных рынках, так и общая политическая ситуация: введение или аннулирование лицензирования; повышение или установление дополнительных таможенных пошлин; введение запретов на производство и реализацию тех или иных товаров, работ, услуг. Вследствие этого возможно усложнение сбыта, усиление конкурентного давления, и возникнет необходимость сокращения объемов выпуска или вовсе ликвидация той или иной сферы деятельности.
Отчего в начальной стадии производства нужно сразу же продумать новые варианты деятельности и виды продукции. Основная деятельность часто не способствует предпринимателям организовывать новые виды и направления работы. В результате, предприятия сталкиваются с резким спадом объемов сбыта и реализации продукции, возникает единственная приемлемая мера воздействия – это увольнение определенного и подчас основного числа работников, на обучение и переквалификацию которых были затрачены время и деньги. [2]
Библиографический список
- Немченко Г. Донецкая С., Дьяконов К. Диверсификация производства: цели и направления деятельности. // Проблемы теории и практики управления. – 2003. – №5
- Тупицын А.Л. Диверсификация предприятия // Новосибирск, 2004. – 150с.
- Балдин А.И. Инструменты повышения стратегической эффективности диверсифицирующейся компании // Экономика региона. – 2007.- № 3. – С. 195-202.
Количество просмотров публикации: Please wait