Переход к инновационной модели развития экономики является одной из важнейших государственных задач. Эффективность данной стратегии развития уже подтверждена результатами экономического роста отдельных регионов и государств [1]. По мнению экспертов в настоящее время наметилась тенденция отставания инновационного развития экономики России от ведущих индустриально-развитых стран. В дальнейшем при сохранении нынешних условий данный разрыв будет стремительно увеличиваться. Можно выделить разнообразные причины подобного отставания [2].
Основной проблемой, ограничивающей развитие инноваций в России, на наш взгляд является отсутствие отлаженного механизма взаимодействия участников инновационного процесса на всех стадиях от зарождения идеи до ее воплощения в конкретном продукте и выхода на рынок.
Одним из перспективных решений указанной проблемы является развитие инвестиционно-производственного пространства, которое может быть сформировано на федеральном, межрегиональном и региональном уровне.
В рамках данного пространства следует выделять организационную, правовую, кадровую, финансово-экономическую и информационную составляющую его эффективного функционирования.
Среди основных участников инновационного процесса, взаимодействующих в рамках инвестиционно-производственного пространства, можно выделить:
- малые инновационные предприятия и другие субъекты инновационной деятельности, в том числе частные лица (изобретатели, научно-исследовательские коллективы, ученые);
- производственные предприятия;
- финансово-кредитные организации;
- инвестиционные фонды;
- научно-образовательные организации;
- предприятия оптовой и розничной торговли;
- органы государственной и региональной власти;
- консалтинговые компании;
- общественные организации, ассоциации, фонды и т.п.
Также отдельно можно выделить конечного потребителя продукции и услуг на рынке, требования которого должны быть учтены всеми участниками процесса [3, с. 32], что определяет возможности получения прибыли.
В России указом Президента от 7 июля 2011 года [4] определены приоритетные направления развития науки, технологии и техники, представленные на рис. 1.
Рисунок 1 – Приоритетные направления развития науки, технологии и техники в РФ
Также документ определяет перечень из 27 критических технологий, среди которых в частности названы нано-, био-, информационные, когнитивные технологии; клеточные технологии, технологии биоинженерии и др.
Вне зависимости от отраслевого направления и технологической сферы можно сформулировать наиболее проблемные участки в цепи взаимодействия участников, на преодоление которых и должно быть направлено первоочередное воздействие в рамках развития инвестиционно-производственного пространства.
Во-первых, это взаимодействие малых инновационных форм предпринимательства и производственных предприятий. Разработчикам инновационных идей и технических решений зачастую не хватает компетенции по продвижению их в сектор реального производства. При этом со стороны производственных предприятий также не предпринимается усилий по разработке и реализации процесса привлечения внешних инновационных идей, что позволило бы расширить или усовершенствовать ассортиментную линейку выпускаемой продукции, повысить эффективность за счет внедрения новых методов производства и т.п.
Во-вторых, существенной проблемой является обеспечение непрерывного финансирования инноваций на всех стадиях реализации процесса. Нередко ситуация развивается таким образом, что финансирование четко привязано к конкретному этапу реализации инновации и его обеспечение является задачей конкретного участника этого процесса.
В-третьих, совершенствования требуют процессы взаимодействия всех участников с научно-образовательными учреждениями. Университеты могут выступать как разработчиками инновационных идей, так и источником кадрового обеспечения всех стадий инновационного процесса. Инновационная составляющая образовательного процесса, ориентация подготовки выпускников на решение приоритетных задач, готовность молодых специалистов эффективно действовать в инновационных условиях – все это является предметом дискуссий в научной и предпринимательской среде.
В виду государственной значимости задач инновационного развития экономики часть функций по преодолению указанных проблем берет на себя государство. Как на федеральном, так и на региональном уровне реализуются инновационные проекты, организуются конкурсы, гранты при поддержке Правительства и соответствующих министерств.
В частности, можно отметить роль государства в вопросах поддержки проектов в перспективных направлениях, имеющих социальный эффект, что подтверждается в частности исследованиями [5].
На рис. 2 представлено влияние проектов по перспективным направлениям на решение социальных проблем, полученное в результате опроса экспертов.
Источник: http://protown.ru
Рисунок 2 – Распределение экспертных оценок возможного вклада технологических направлений в решение социальных проблем
Так, среди направлений, где в среднем более 40% экспертов выделили социальный аспект в качестве результата внедрения новых технологий или продуктов, оказались:
- медицина и здравоохранение (60,8%);
- рациональное природопользование(51,3%);
- живые системы (42,2%).
Также государственная поддержка реализуется посредством создания государственных некоммерческих организаций, как, например «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», имеющий широкую сеть представительств в регионах России. Фонд реализует различные программы по стимулированию инновационного развития, оказывает грантовую поддержку, содействует вовлечению молодежи в инновационную деятельность [6].
Еще одним примером реализации государственной политики является деятельность Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) [7], в которую в настоящее время входит 13 регионов РФ. В соответствии со своей целью, ассоциация оказывает содействие эффективному инновационному развитию регионов-участников Эксперты ассоциации на основе оригинальной методики регулярно (до 2-х раз в год) проводят оценку показателей инновационного роста регионов, что позволяет оценить ситуацию в динамике. Аналитические отчеты ассоциации публикуются на сайте в открытом доступе.
В сложившихся условиях многие компании, работающие в инновационной сфере экономики, используют стратегии интеграции [8, 9, 10, 11, с. 148], основанные на построении взаимоотношений с другими участниками инновационного процесса, либо создают собственные подразделения, устанавливая тем самым полный контроль над всеми этапами проекта. Крупные компании в поиске инновационных идей также выступают в качестве организаторов конкурсов и грантов.
С позиции регионального развития в поддержке нуждаются отдельные предприятия – потенциальные участники инновационного процесса. Наряду с малыми инновационными предприятиями региона, нуждающимися в продвижении своих идей и разработок в сферу реального производства, информационная поддержка нужна также промышленным предприятиям, обладающих производственными мощностями и потенциалом для их развития, но испытывающих проблемы с поиском идей для загрузки производства.
В рамках логистического обеспечения развития инвестиционно-производственного пространства может быть названо создание информационного портала инновационной деятельности региона, где все заинтересованные стороны могут разместить информацию о своих предложениях и возможностях. Обязательным условием эффективной работы портала необходимо назвать официальный статус портала (например, размещение при поддержке администрации региона), хорошую рубрикацию и систему поиска, его продвижение. Преимуществом такой информационной площадки является то, что на ее основе должна быть реализована возможность формирования полноценной логистической цепи участников инновационного процесса, тогда как существующие в сети информационные ресурсы часто содержат информацию лишь о торговых предприятиях. В перспективе такой портал может также использоваться для целей проведения бенчмаркинговых исследований [12, с. 92].
В условиях глобализации, когда партнеры по бизнесу могут находиться в любой точке мира, наличие в сети достоверной информации о предприятиях региона создает предпосылки для их интеграции в мировое экономическое пространство.
Библиографический список
- Колесникова Т.В. Инновационная составляющая китайской экономики // Экономический журнал. 2012. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-sostavlyayuschaya-kitayskoy-ekonomiki (дата обращения: 17.08.2014).
- Иванова С.А. Основные проблемы инновационного развития России (компаративный анализ) // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33127 (дата обращения: 17.08.2014).
- Асташова Ю.В. Оценка удовлетворенности заинтересованных сторон в системе менеджмента качества: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. 114 с.
- Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» // Сайт Администрации Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/news/11861 (дата обращения: 17.08.2014).
- Прорывные технологии и перспективные инновации для России // Федеральный портал. URL: http://protown.ru/information/hide/4479.html (дата обращения: 17.08.2014).
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. URL: http://www.fasie.ru/ (дата обращения: 17.08.2014).
- Ассоциация инновационных регионов России (АИРР). URL: http://www.i-regions.org/ (дата обращения: 17.08.2014).
- Кохно А.П. Целевая политика интегрированных структур // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6073 (дата обращения: 17.08.2014).
- Матвеева Н.А. Диверсификация высокотехнологичных предприятий на основе теории нечётких множеств // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6074 (дата обращения: 17.08.2014).
- Полевский Е.А. Организационно-экономический механизм функционирования высокотехнологичных промышленных предприятий // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/4740 (дата обращения: 17.08.2014).
- Кузменко Ю.Г. Методология логистической интеграции торгового обслуживания. Постановка проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 2. С. 148–151.
- Асташова Ю.В. Управление процессами предприятия в рамках современных систем менеджмента: монография. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 192 с.