Важное значение имеет анализ внутренней среды при оценке конкурентоспособности организации [1].
Компания МТС образована в октябре 1993 года открытым акционерным обществом «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами как закрытое акционерное общество. Четырем российским компаниям принадлежало 53% акций, двум немецким компаниям — 47%. В конце 1996 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а компания DeTeMobil выкупила акции компании Siemens.
1 марта 2000 года в результате слияния ЗАО «МТС» и ЗАО «РТК» было образовано ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС). 28 апреля 2000 года Федеральная комиссия по ценным бумагам РФ зарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО «МТС». В том же году компания вышла на мировые фондовые рынки. С 30 июня 2000 года акции МТС котируются на Нью–Йоркской фондовой бирже в виде американских депозитарных расписок под индексом MBT.
ОАО «МТС» является крупнейшим оператором сотовой связи в России и странах СНГ. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 92 миллионов абонентов. ОАО «МТС» также имеет лицензию на оказание услуг связи стандарта 3G в России, Узбекистане и Армении. В феврале 2014г. запущена сеть нового поколения 4G.
ОАО «МТС» является одной из компаний – «голубых фишек» российского рынка акций и входит в десятку крупнейших мобильных операторов мира по размеру абонентской базы.
Крупнейшим акционером ОАО «МТС» является АФК «Система», которая владеет 52,8% акций сотового оператора, порядка 47% акций находятся в свободном обращении.
ОАО «МТС» уделяет приоритетное внимание сервису и обслуживанию абонентов. Компания имеет сеть собственных салонов-магазинов и широкую дистрибьюторскую сеть пунктов продаж дилеров по всей стране. Благодаря широкой зоне покрытия собственной сети и набору роуминговых соглашений, абоненты ОАО «МТС» остаются на связи в 207 странах. GPRS–роуминг доступен в 148 странах.
В 2008 году бренд «МТС» вошел в число ста лидирующих мировых брендов по рейтингу BRANDZ™, опубликованному Financial Times и международным исследовательским агентством Millward Brown. Три года компания Standard&Poor’s называла ОАО «МТС» наиболее информационно прозрачной компанией в России.
Закрытое акционерное общество «Примтелефон» (филиал ОАО «МТС» в Приморском крае) было создано в июле 1995 года. В этом же году в Приморском крае компанией была запущена сеть NMT–450i.
В конце 2000 года ЗАО «Примтелефон» получило лицензию GSM–900 на Дальневосточный федеральный округ (в дополнение к лицензии GSM–1800, полученной еще в 1998 году). Коммерческая эксплуатация двухдиапазонной сети GSM 900/1800 в Приморском крае началась 27 августа 2001 года. В сентябре 2002 года была запущена сеть GSM на Сахалине.
В августе 2003 года ОАО «МТС» приобрело 50% акций компании «Примтелефон», а в феврале 2004 года ЗАО «Примтелефон» начало работать под торговой маркой ОАО «МТС».
В июне 2004 года компания ОАО «МТС» приобрела 50% акций ЗАО «Примтелефон» у ОАО «Дальневосточная компания электросвязи» («Дальсвязь»), в результате чего МТС стала владельцем 100% акций ЗАО «Примтелефон».
16 июля 2004 года был осуществлен обмен первыми MMS-сообщениями между сетями МТС во Владивостоке.
В октябре 2009 года компанией, первой на Дальнем Востоке, была запущена в тестовую эксплуатацию сеть третьего поколения (3G). А в январе 2010 года сеть переведена в режим коммерческой эксплуатации.
Развитие сети, расширение зоны радиопокрытия и улучшение качества связи – приоритетные проекты компании ОАО «МТС» во всех регионах присутствия. В Приморском крае связью МТС обеспечены все крупные населенные пункты края. За последний год зона покрытия МТС в Приморском крае увеличилась на 30%. Связь присутствует в поселках Новожатково, Воздвиженка, Яковлевка, Михайловка, Новосысоевка. Улучшилось качество связи в городах Владивосток, Находка, Уссурийск, Лучегорск, Дальнегорск, Арсеньев, Лесозаводск, поселках Заводской, Черниговка, Славянка, Вольно-Надеждинск, Полтавка и других населенных пунктах. В зоне покрытия сети МТС проживает 93% населения Приморского края. Качественной связью МТС обеспечены и излюбленные места отдыха приморцев: район озера Ханка, побережье Хасанского района, базы отдыха «Кучелиново» (п. Кучелиново), «Грибановка» (п. Анисимовка), «Комета» (пригород Владивостока) и другие известные развлекательные комплексы. На многих из них до этого сотовая связь отсутствовала.
Одним из приоритетных направлений развития ОАО «МТС» в Приморском крае является поддержка значимых региональных проектов, имеющих положительное влияние на экономический рост региона, социальных и культурных инициатив. Традиционной на Дальнем Востоке стала акция МТС «Звонок однополчанину», благодаря которой ветераны Великой Отечественной войны в День Победы могут совершать бесплатные звонки в любую точку России и стран СНГ. Также недавно появилась услуга «Позвони маме» для солдат, которые служат в армии. Для детей компания ОАО «МТС» проводит «Уроки мобильной грамотности», где ребята учатся пользованию услугами сотовой связи, мобильному этикету и способам защиты от мобильного мошенничества. ОАО «МТС» выступает мобильным партнером студенческих фестивалей, спортивных мероприятий и городских праздников.
Для удобства абонентов постоянно разрабатываются и внедряются новые сервисы, способные облегчить и ускорить получение максимально разнообразной информации.
Целью хозяйственной деятельности компании является извлечение прибыли путем планирования, маркетинга и эксплуатации сотовой мобильной сети радиотелефонной связи на территориях, указанных в лицензиях, выдаваемых Обществу уполномоченным органом государственной власти. Для достижения этой цели компания развивает целый ряд направлений деятельности.
Компания может в установленном порядке создавать как в Российской Федерации, так и за рубежом свои филиалы и представительства, которые действуют на основании положений о них, утверждаемых Советом директоров Общества. На данный момент Общество имеет 85 собственных филиалов.
Органами управления компании являются Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление (коллегиальный исполнительный орган Общества) и Президент (единоличный исполнительный орган). В Обществе могут создаваться дополнительные внутренние структурные образования (в том числе советы, комитеты, комиссии) при соответствующем органе управления Общества. Общее собрание акционеров является высшим органом управления компанией и проводится в Москве.
В мае 2006 году ОАО «МТС» завершило реструктуризацию компании, в рамках которой были созданы следующие уровни управления: корпоративный центр, бизнес–единицы, макро–регионы, регионы.
Корпоративный центр определяет общую стратегию компании, единые стандарты, регламенты и процедуры управления. Бизнес–единицы отвечают за выполнение плановых показателей (P&L). Макро–регионы осуществляют оперативное управление деятельностью региональных филиалов. В настоящее время действуют девять макро–регионов, каждый из которых объединяет региональные филиалы в нескольких субъектах Российской Федерации.
В Дальневосточный макро-регион входят одиннадцать регионов: Амурская область; 2) Республика Бурятия; 3) Республика Саха (Якутия); 3) Камчатский край; 4) Хабаровский край; 5) Иркутская область; 6) Магаданская область; 7) Сахалинская область; 8) Забайкальский край; 9) Еврейская автономная область (ЕАО); 10) Чукотский автономный округ (ЧАО); 11) Приморский край.
Организационно–управленческая структура филиала ОАО «МТС» в Приморском крае является функциональной. Возглавляет структуру директор филиала, в подчинении которого находятся все основные и вспомогательные подразделения предприятия.
Во главе каждого отдела стоит руководитель, который назначается директором филиала. Руководство техническими отделами возлагается на директора технического блока, который также подчиняется директору технического блока бизнес-единицы России.
Маркетинговая служба напрямую подчиняется только директору. Контроль над работой маркетинговой службы филиала закрепляется за начальником отдела маркетинга макро-региона.
Проведем анализ финансово–экономической деятельности филиала ОАО «МТС» в Приморском крае.
Технико-экономические показатели деятельности Приморского филиала компании за 2012 – 2013 год приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Технико-экономические показатели деятельности филиала ОАО «МТС» в Приморском крае за 2012 – 2013 гг.
Показатель |
01.01.2013 |
01.01.2014 |
Темп роста % |
|
Доходы, руб. |
2 579 578 440 |
2 862 310 275 |
111,0% |
|
Доля рынка по абонентам 3м, % |
28,4 |
29,2 |
102,8% |
|
Себестоимость услуг и товаров, руб. |
780 377 860 |
877 964 360 |
112,5% |
|
Валовая прибыль / убыток, руб. |
1 799 200 580 |
1 984 345 915 |
110,3% |
|
Gross Margin, % |
69,7 |
69,3 |
99,4% |
|
Расходы на рекламу, руб. |
73 155 205 |
56 148 270 |
76,8% |
|
Коммерческие расходы, руб. |
173 774 070 |
126 017 059 |
72,5% |
|
Расходы на оплату труда, руб. |
105 776 735 |
108 117 942 |
102,2% |
|
Общие административные расходы, руб. |
31 822 004 |
23 983 062 |
75,4% |
|
Операционные расходы, руб. |
617 908 745 |
556 715 304 |
90,1% |
|
Расходы на амортизацию |
512 704 689 |
498 049 976 |
97,1% |
|
Операционная прибыль / убыток, руб. |
668 587 146 |
929 580 635 |
139,0% |
|
Прибыль до налогообложения, руб. |
537 063 230 |
897 510 905 |
167,1% |
|
Прибыль после налогообложения, руб. |
378 964 236 |
626 549 370 |
165,3% |
|
Чистая прибыль/(убыток), доступная акционерам (до аллокаций), % |
69,7 |
21,9 |
31,4% |
|
ОРЕХ, руб. |
1 398 286 605 |
1 434 679 664 |
102,6% |
|
OIBDA (до аллокаций), % |
45,8 |
49,9 |
108,9% |
|
Уровень проникновения моб. связи, % |
127 |
143 |
112,5% |
|
Численность персонала, чел. |
175 |
164 |
93,7% |
|
Количество абонентов на одного сотрудника, абон. |
3 622 |
4 634 |
127,9% |
Филиал ОАО «МТС» в Приморском крае имеет самую большую долю в доходах макро-региона среди остальных регионов – 19,3%. За 2013 год доходы филиала увеличились на 11% по сравнению с2012 г., в связи с постоянно увеличивающейся абонентской базой. Основным источником доходов является повременная оплата за услуги связи (голосовые вызовы) – 46%.
В 2013 году было запущенно множество затратных проектов по строительству сети (сеть 3G, активное развитие сети 2G), поэтому себестоимость товаров и услуг также выросла на 12,5%. Незначительно увеличилось значение OPEX (Operating Expenses – операционные затраты) – на 2,6%. В итоге маржинальность (Gross Margin) деятельности филиала упала за год на 0,6%.
Значительно урезанный бюджет на продвижение в OOH и TV в 2013 г. привел к снижению расходов на рекламу на 23,2%. Также было урезанно финансирование административного блока (на 24,6%) и уменьшены инвестиции в развитие сбытовой сети.
Штат филиала был сокращен в целях оптимизации деятельности технических подразделений. Численность персонала снизилась на 6,3%. В то же время расходы на оплату труда выросли до 108 117 т.р. (на 2,2%) что в совокупности с сокращением численности персонала привело к увеличению средней месячной заработной платы на 9,01% по сравнению с 2012 годом.
В результате чистая прибыль филиала выросла на 65,3% и составила 626,5 млн. рублей, что делает Приморский филиал лидером среди всех регионов Дальнего Востока по темпам роста прибыли в2013 г.
Для более детального анализа доходов компании рассмотрим основные операционные показатели деятельности филиала ОАО «МТС» в Приморском крае (таблица 2).
Таблица 2 – Основные операционные показатели филиала ОАО «МТС» в Приморском крае (2012–2013 гг.)
Показатель |
01.01.2013 |
01.01.2014 |
Темп роста % |
Количество абонентов (Number of Subscribers) |
755 750 |
868 182 |
114,9% |
Прирост абонентов (Net Adds) |
209 077 |
112 432 |
53,8% |
Отток абонентов (Churn) |
117 817 |
203 396 |
172,6% |
Отток абонентов (Churn Rate), % |
18,8% |
24,8% |
131,8% |
Активации (Gross Adds) |
326894 |
315828 |
96,6% |
ARPU (с интерконнектом, c гостевым роумингом) |
325,8 |
284,7 |
87,4% |
ARPU VAS |
56,8 |
44,7 |
78,8% |
Коммерческий трафик, мин. |
1 165 265 370 |
1 949 789 871 |
167,3% |
MOU, min. |
155,0 |
198,0 |
127,8% |
APPM |
1,6 |
1,2 |
71,1% |
SAC , USD |
363,9 |
264,0 |
72,6% |
Количество BTS |
372 |
440 |
118,3% |
Биржевая абонентская база увеличилась на 112 432 абонента. Показатель RIMS – 101,7% говорит о том, что рост абонентской базы МТС опережает темпы роста общей абонентской базы Приморского края. Прирост абонентов снизился на 46,2% в связи с замедлением темпов роста рынка сотовой связи.
В течение 2013 года проводилось больше количество раздач бесплатных комплектов с тарифными планами, в результате отток абонентов увеличился на 72,6%, так как абоненты брали, но не пользовались полученными SIM–картами.
Сохранился темп предыдущих лет в росте MOU, но к концу года темпы начали снижаться. В результате запуска предложений с низкой стоимостью (ТП Бриз, ТП Новогодний, ряд ИТП для крупных корпоративных клиентов) APPM снизился на 28,9% по сравнению с2012 г. В результате снижения одного и увеличения другого показателя общее значение ARPU упало на 12,6%.
В2013 г. наблюдалось снижение расходов на продвижение, в результате чего SAC снизился до 264 рублей. Значение данного показателя в целом по России за2013 г. составляет 460 рублей.
Резкий рост числа активных базовых станций (с 372 до 440) объясняется строительством емкостной сети 3G во Владивостоке. При росте коммерческого трафика на 67,3% сеть испытывает критические нагрузки, компания физически не успевает развивать сеть для увеличения пропуска требуемого объема трафика.
Таким образом, несмотря на снижение APRU, то есть, рискуя своими доходами, компания продолжает придерживаться ранее установленной агрессивной политики поведения на рынке, вкладывает значительные средства в развитие сети и увеличивает конкурентоспособность своих предложений путем снижения APPM.
Библиографический список
- Смирнов В.П., Ерохина Л.Д., Горбатенко А.В. Оценка конкурентоспособности организации // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7272 (дата обращения: 30.08.2014).