Все возводимые здания и сооружения различаются между собой площадью, материалами, используемыми при строительстве, этажностью, назначением, конструктивными элементами. Это касается также объектов, возводимых по типовым проектам. Так как расходы на строительство напрямую зависят от условий местности, на которой выполняются работы. А значит каждое вновь строящееся здание или сооружение будет иметь свою цену и требует абсолютно разных вложений.
Ценообразование в строительстве сильно отличается от ценообразования в промышленности. Цены на строительные работы обычно устанавливают на законченные этапы работ или на законченные элементы конструкций, а не на весь объект в целом. Это связано с разделением выполняемых работ между подрядными организациями. А стоимость всего здания будет складываться из стоимости всех затрат. Вот почему стоимость одинаковых зданий, построенных в разных местах будет отличаться.
Большую долю в цене строительно-монтажных работ занимают технологии и оборудование используемые при строительстве. Поэтому у разных подрядных компаний цены на одинаковые работы могут сильно отличаться. Для того чтобы определить точную стоимость работ, еще перед началом строительства в процессе выполнения проектных работ учитываются нормативные расценки, которые отражают ситуацию на рынке.
Не для кого не секрет, что строительство здания это довольно длительный процесс. Это может привести к тому, что фактическая цена здания будет отличаться от проектной. Причем, чем больше срок возведения здания тем больше будет расхождение в условиях инфляции.
Условно, ценообразование строительно-монтажных работ делится на:
- Прямые затраты,
- Накладные расходы,
- Плановые накопления, по прибыли и издержкам
Все прямые затраты определяются исходя из себестоимости материалов, которые необходимы для выполнения того или иного вида работ, а также заработной платы рабочих и затрат, связанных с эффективной эксплуатацией машин и строительных механизмов, которые непосредственно применяются для выполнения строительно-монтажных работ. По сути своей все прямые затраты – это затраты непосредственно связанные с выполнением различных строительных или монтажных работ на стройке. Например, к таким затратам относятся:
- Затраты на приобретение материалов
- Затраты, связанные с использованием оборудования, механизмов, машин
- Заработная плата рабочих
- Расходы на погрузку/разгрузку материалов
- Монтаж/демонтаж объектов
- Затраты, связанные с вывозом мусора и лишнего грунта с территории объекта
Размер прямых затрат будет на прямую завесить от применяемых конструкций, механизмов, материалов и от вида работ. Если рассматривать процентное соотношение затрат то оно распределяется примерно следующим образом:
- От 15 до 20 % затраты на заработную плату рабочих
- От 60 до 70 % затраты на материалы.
- От 10 до 15 % затраты на эксплуатацию механизмов, строительных машин
- От 1 до 1,5 % прочие затраты.
Накладные расходы отличаются от прямых тем, что они никак не связаны с непосредственным выполнением строительно-монтажных работ. И в то же время они необходимы для поддержания работы самой строительной организации. К таким расходам чаще всего относят следующие виды работ:
- Заработная плата технического, инженерного и административно-управленческого персонала
- Содержание складов, гаражей
- Стоимость ремонта и технического обслуживания автомобилей
- Амортизация основных средств
- Расходы на электроэнергию, воды и отопления офиса.
- Оплата отпусков
- Отчисления на социальное страхование
- Оплата охраны объектов
Накладные расходы отличаются орт прямых прежде всего тем, что они всегда будут присутствовать вне зависимости от наличия заказов и объектов. Размер накладных расходов определяется в процентном соотношении от общей суммы прямых затрат и составляет от 12 до 23 %.
Строительные компании, выполняющие подрядные работы стремятся получить максимально возможную прибыль от каждого объекта. Достичь этой цели не всегда можно только при помощи сокращения затрат и экономии на производстве. Самый простой способ снижения издержек – это сокращение сроков выполнения работ. А значит у подрядной организации появляется возможность экономии на всех видах затрат. А это так важно в условиях работы на российском рынке. Так например, снижение трудовых затрат принесет экономию исполнителю в размере примерно 15 рублей за каждый час. Такая норма утверждена соответствующим министерством.
На практике, перед тем как приступить к процессу выполнения строительных работ подрядчик просчитывает стоимость всех материалов, и только потом рассчитывает стоимость самой работы. В условия кризиса встречаются ситуации, когда подрядчик берется за казалось бы не выгодный с экономической точки зрения объект. Или за свою работу от получает чуть больше стоимости материала. Причин такого поведения подрядных организаций может быть несколько. Например: в случае выполнения такого заказа, затем будет предоставлен другой более выгодный и крупный объект на котором можно будет заработать. Или у подрядчика находится в собственности вся необходимая техника, а затрачиваться он будет только на материалы и на зарплату сотрудников. И в данный момент времени у него нет объектов. В таком случае цена на его услуги будет минимальной. Иногда она почти равняется стоимости материалов. Но такие ситуации встречаются крайне редко. Обычно, подрядчик старается заработать на каждом объекте.
После того, как подрядчик рассчитывает стоимость работ и договаривается с подрядчиком наступает момент подписания договора. Договор – это основной документ, который определяет с все условия дальнейшего сотрудничества. В нем отражаются обязанности сторон, сроки оплаты и выполнения работ, сумма выполнения работ. В случае возникновения разногласий договор поможет их урегулировать. Вот почему так важно внимательно ознакомиться с документом каждой стороне. Обычно подрядчик сразу после подписания договора получает определенную сумму, покрывающую стоимость материалов. Оставшиеся деньги переводятся на счет подрядчика после завершения всех работ.
Сегодня на российском строительном рынке сложилась не стабильная ситуация. Она напрямую связана с экономическим состоянием страны. Для того, чтобы удержать свои позиции на рынке многие компании начинают выполнять заказы государства. Основной документ, регулирующий отношения в сфере гос. закупок является Федеральный закон принятый 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Работа с государственными организациями сильно отличается от работы с коммерческими компаниями. В первую очередь потому, что государство четко контролирует и обосновывает расход денежных средств. Для того, чтобы получить право на выполнение заказа от государства подрядчику необходимо выиграть тендер.
Прежде всего, чтобы компания могла принимать участие в аукционе, нужно получить сертификат ЭЦП. При помощи него компания сможет подписывать документы электронного формата. Чтобы получить такой сертификат нужно представить выписку из ЕГРЮЛ вместе с заявлением специальной формы в аккредитованный государственный центр. После этого установливается необходимое программное обеспечение.
Компании необходимо пройти аккредитацию на электронных торговых площадках. Такая услуга предоставляется бесплатно при условии наличия электронно-цифровой подписи. На сайте торговой площадки нужно заполнить специальное заявление для открытия счета и форму, затем прикрепить требующиеся документы. Не позднее пяти дней происходит подтверждение документов.
Не каждый, у кого есть сертификат, разбирается в электронных торгах. Специально для этого проводятся семинары, где каждый желающий может поработать на виртуальной электронной площадке. В итого можно получить все необходимые для работы знания. После прохождения обучения участникам выдают электронный сертификат.
Для того чтобы стать участником конкурса необходимо оплатить заявку для участия в конкурсе. Без наличия денежных средств на счете компании невозможно участвовать в электронных торгах.
Для того чтобы знать, как проходят электронные торги, надо обязательно соблюдать все требования, которые предъявляются к оформлению заявки. Как только на счету появились деньги, можно подавать заявку. Она состоит из двух частей, и они могут быть доступны заказчику и комиссии в разное время. Первую ее часть рассматривают в течение 3-5 дней. После этого будет принято решение об участии организации в конкурсе.
Другая часть заявки рассматривается комиссией после проведения электронных торгов. Только после этого принимается окончательное решение. Рассмотрение заявки может длиться от 4 до 6 дней.
Перед началом строительства здания всегда происходит расчет его стоимости. Но эта стоимость является примерной, потому что в процессе выполнения работ могут возникать как значительные, так и незначительные изменения. К тому же всегда существует возможность возникновения форс-мажорных ситуаций. Так как все просчитать очень сложно. Обычно в процессе строительства участвуют несколько подрядных организаций. Такое разделение труда позволяет сократить сроки выполнения работ, а значит, и значительно снизить стоимость здания. На все произведенные работы подрядчики устанавливаются гарантийные сроки, которые указываются в договоре. Такой подход гарантирует качество оказываемых услуг.
Библиографический список
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” // © КонсультантПлюс, 1992-2014; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165972/
- В. Степанов, В. Симанович, Евгений Ермолаев Определение сметной стоимости, договорных цен и объемов работ в строительстве на основе сметно-нормативной базы ценообразования 2001 года. Практическое пособие. М.: Стройинформиздат, 2007. 512с.