ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

Астраханцева Юлия Константиновна
Алтайский государственный университет
студент бакалавр факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии

Аннотация
Данная статья посвящена общему анализу рынка справочно-правовых систем Российской Федерации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что основными лидерами российского рынка являются компании «Гарант» и «КонсультантПлюс». Также в статье рассмотрены основные тенденции, связанные с нарастающей конкуренцией основных игроков данной отрасли.

Ключевые слова: Гарант, информационно-правовая база, компании справочно-правовых систем, КонсультантПлюс, справочно-правовой


OVERVIEW OF LEGAL REFERENCE SYSTEMS

Astrakhantseva Yuliya Konstantinovna
Altai State University
Bachelor Student of mass communications, philology and political science

Abstract
This article focuses on the analysis of market reference and legal systems of the Russian Federation. The study suggests that the main leaders of the Russian market are "Garant" and "ConsultantPlus". The article also describes the main trends in the growing competition the major players in this industry.

Keywords: ConsultantPlus, information and legal framework of legal reference systems, legal reference


Библиографическая ссылка на статью:
Астраханцева Ю.К. Общая характеристика рынка справочно-правовых систем // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/07/5601 (дата обращения: 11.03.2024).

Рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 50 %. Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран, по разным оценкам, составляет 10-25 %.

Отрасль справочных правовых систем была разработана в России с нуля и на данный момент является одной из самых высокотехнологичных. Потребность населения в справочно-правовых системах была продиктована нуждой в постоянно отслеживании законодательства, а также доступностью данной информации.

Положение на рынке справочно-правовых систем можно охарактеризовать как олигополию, а отношения между компаниями «Гарант» и «Консультант Плюс», которым принадлежит основная доля рынка, как случай внутриотраслевой конкуренции с использованием как ценовых, так и неценовых методов. Олигополистический рынок, согласно классикам (например, К. Курно), характеризуется существенной взаимозависимостью, взаимореакцией основных игроков. Каждый участник рынка тщательно следит за поведением соперников. Каждый шаг вызывает немедленную реакцию конкурентов.

Безусловными лидерами рынка являются два гиганта — “Консультант Плюс” и “Гарант”, основанные еще в начале 1990-х. Их совокупная доля, по оценкам экспертов, достигает 80%. Остальные фирмы занимают лишь отдельные ниши, что, в общем, составляет около 20% от общей доли рынка. К «мелким» фирмам относятся, например, Информационно-правовая система «Кодекс», разрабатываемая консорциумом «Кодекс» (Санкт-Петербург); «Референт» (разработчик – ЗАО «Референт-Сервис»); Система «ГЛАВБУХ», выпускаемая журналом «Главбух»; СКБ «Контур-Референт», Lexpro и другие.

Рассматривая некоторые региональные рынки можно было бы отметить, что безусловным лидером является «Гарант», в других случаях «КонсультантПлюс», но в целом по России наблюдалось равновесие. Однако в Центральном регионе, где обе компании представлены наиболее значительно и насыщенность рынка высока, идет жесткая конкурентная борьба. Соперничество между действующими конкурентами приняло известную форму гонки за передовыми позициями с использованием тактик, основанных на ценовой конкуренции, рекламных битвах, освоении новой продукции, расширении спектра услуг и предоставлении гарантий. Независимый исследовательский центр «Ромир» с 2002 по 2004 год провел ряд исследований клиентского рынка справочно-правовых систем, используемых в России по заказу компаний «Гарант» и «Консультант Плюс. В опросах принимали участие компании в Москве и 16 крупнейших регионах (Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Казань и т.д.). Опросу подлежали бухгалтеры, юристы и руководители организаций, использующие в своей работе справочно-правовые системы. В 2002 году было опрошено 1500 компаний, в 2003 году – 2100 компаний, в 2004 году – 7200 компаний. По результатам исследования, проведенного независимым агентством ВЦИОМ в 2005 году, основные игроки рынка СПС практически достигли паритета на рынке («Гарант» – 49%, «КонсультантПлюс – 55%) Однако по данным клиентской базы компании «Гарант-Алтай» консультант увеличил количество клиентов примерно на 5%. Анализируя результаты исследований рынка в разные периоды времени и пытаясь оценить динамику изменения долей рынка, можно отметить, что, несмотря на появление системы ГАРАНТ первой на рынке СПС, компания резко потеряла рынок в начале своей деятельности, но до 2008 постепенно увеличивала свою долю рынка. Как известно, компании появились в 1990 году. Считается, что «КонсультантПлюс» появился на 2 года позже в 1992, но фактически обе компании появились одновременно. Основатели компаний изначально по- разному стали работать над создаваемыми или продуктами. В «Гаранте» внимание было сконцентрировано на усовершенствовании имеющейся системы, добавлении новых возможностей.

Дифференциация рынка определила основной принцип компании, «чтобы все группы клиентов (юристы, бухгалтеры, общественные организации, экономисты) могли найти для себя то, что им нужно», что способствовало созданию и развитие таких услуг как «Правовой консалтинг», «Электронный экспресс», «Всероссийские онлайн семинары», «Актуальная бухгалтерия» (подписка на профессиональное печатное издание). Другими словами, когда сервисные возможности программной оболочки и информационное наполнение у конкурентов находятся на сопоставимо высоком уровне, клиент при выборе поставщика СПС начинает обращать внимание на маркетинговые предложения, спектр предоставляемых услуг, уровень обслуживания и просто вежливость и компетентность сотрудников компании. Как следствие всего вышеуказанного, у компании возникает задача: осуществить отстройку от конкурентов за счет предоставления клиентам уникальных продуктов (предложений), позволяющих создать у потребителя ощущение своей исключительной ценности для поставщика СПС.


Библиографический список
  1. Комлев Н.В. Сверяя жизнь по Котлеру/ Н. В. Комлев!! Маркетинг-журнал «4Р» [Электронный ресурс]. – Заглавие с экрана. -Режим доступа: http://www.4p.ru/main/theory/2657/
  2. Подробно о справочной правовой системе ГАРАНТ/ «Гарант-Екатеринбург» [Электронный ресурс]. —Электрон. дан. —Пермь, 2008. — Заглавие с экрана. Режим доступа: http://www.garante.ru/index.php/article/archive/37
  3. Прохоров А. Рынок справочных правовых систем в России! А. Прохоров// «Компьютер Пресс» – 2003.- №7. 200 с.
  4. Рожков Р. Журнал Вся сила – в справкам Р. Рожков/ «Коммерсантъ деньги». — 2010. – №41 (798)


Все статьи автора «Астраханцева Юлия Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: