В настоящее время назрела необходимость формирования действенных механизмов налогового стимулирования, направленных на прогрессивные изменения социально-экономического развития региональной системы. Налоговые льготы выступают достаточно эффективным инструментом фискальной природы, способным оказывать на экономику стимулирующее воздействие. В связи с этим, необходимость совершенствования действующего механизма налогового стимулирования, направленного на устойчивый экономический рост, посредством предоставления льготных режимов налогообложения хозяйствующим субъектам является достаточно актуальной темой исследования [1, с. 72].
Целью исследования является обоснование целесообразности социально ориентированной реализации стимулирующей функции налоговой политики как взаимообусловленного комплекса налоговых преференций стратегического действия в отношении республики Крым [2].
Перспективы развития региона обсуждаются ежедневно на совещании правительства. Крым может получить статус особой экономической зоны. Речь идет о поддержке малого бизнеса и предприятий полуострова, о повышении до российского уровня зарплат бюджетников и пенсий. Обсуждаются и возможные налоговые льготы в Республике Крым.
Выгодное географическое положение, климатические и природные условия объективно определяют исключительную привлекательность республики Крым. Этот край является крупнейшим производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции.
Экономика Республики Крым демонстрирует стабильный восстановительный рост – около 3% в год и уже к концу 2012 года вышла на докризисные объемы производства. Темпы прироста валового регионального продукта в 2008-2012 гг. Республики Крым совпадают с общемировыми темпами.
Курортный сезон в 2012 году прошел очень успешно. В Крым прибыло более 6 млн. туристов, сбор платежей от курортных регионов возрос на 24,2% по сравнению с предыдущим годом.
Тем не менее, на наш взгляд, требуется дальнейшая поддержка туристической сферы услуг с использованием стимулирующих инструментов налоговой политики.
В связи с этим мы предлагаем без промедления заняться выдачей патентов для организаций и ИП, занятых в сфере туризма портовых услуг, с применением пониженной ставки 5%. Переход на патентную систему налогообложения индивидуальными предпринимателями будет осуществляется добровольно.
Патент можно получить сроком от 1 месяца до 12 месяцев, в пределах календарного год. Сумма, которую уплачивает предприниматель в бюджет, не зависит от фактически полученных доходов.
Если рассматривать налогообложение России и Украины, то можно заметить, что Крым, вступив в состав Российской Федерации, «проигрывает» по ставкам основных налогов на сегодняшний день.
В связи с этим, мы предлагаем введение льготной ставки по налогу на прибыль для резидентов республики Крым в размере 18% на срок 5 лет с целью поддержки финансово-хозяйственной деятельности организаций и их постепенной адаптации к налоговой системе России.
В настоящее время система имущественных налогов России также нуждается в модернизации. Альтернативой им предлагается введение налога на недвижимость, эксперимент по внедрению которого уже проводился в некоторых городах России.
Мы предлагаем реализовать «эксперимент» по освобождению от налога на имущество организаций резидентов республики Крым с дальнейшим возможным его внедрением в налоговую политику России при условии, что высвободившиеся денежные средства пойдут на обновление, модернизацию, техническое перевооружение основных фондов и внедрение в производство новых технологий и инноваций.
Снижение поступлений налога на имущество организаций в бюджет республики будет компенсировано созданием новых рабочих мест, обновлением производственных мощностей, увеличением объема, конкурентоспособности и качества выпуска продукции.
Обладая вышеназванными преимуществами полуострова, Крым становится востребованным и актуальным направлением инвестирования в его приоритетные отрасли.
Повышение инвестирования в республику Крым приведет к очевидному экономическому росту и развитию региона. Для любого инвестора важнейшими условиями бизнеса являются стабильность и динамичность развития региона [3, с. 17].
В связи с этим мы предлагаем следующие стратегию для привлечения инвесторов.
Как себя должен позиционировать Крым для привлечения инвесторов:
- в Крыму – одно из лучших в России инвестиционное законодательство;
- работа с инвесторами — приоритет для органов власти всех уровней;
- стратегически удачное географическое расположение Крыма;
- политическая стабильность в регионе;
- развитая финансовая инфраструктура;
- система государственного сопровождения инвестиционных проектов на всех этапах от подписания протоколов о намерениях до сдачи объектов в эксплуатацию;
- концентрация современных высокообразованных производительных сил;
- высокий уровень жизни населения;
- наличие инвестиционных предложений во всех сферах экономики уникальные природные и рекреационные ресурсы.
Активное использование налоговых преференций и внедрение новых налоговых льгот для привлечения и поддержки деятельности инвесторов на территории автономии [4]:
- активное использование региональными органами власти налоговых мер, предусмотренных действующим Налоговым Кодексом (например, инвестиционный налоговый кредит, снижение ставок по региональным налогам и т.д.);
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций, реализующих инвестиционные проекты, одобренные администрацией Крымской республики, на срок окупаемости проекта;
- снижение налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций, реализующих инвестиционные проекты, в части зачисления в региональный бюджет до 14%;
- предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и региональным налогам на срок окупаемости инвестиционного проекта [5, с. 151].
Мы предлагаем создание на базе Комитета по экономику и развитию Крымской республики отдела по сопровождению инвестиционных проектов, реализующихся на территории республики.
В его обязанности входит:
- оказание консультационных услуг инвесторам;
- помощь в получении необходимые разрешения;
- помощь в регистрации новых компаний;
- оформление разрешительной документации и прохождения согласований;
- помощь во взаимодействии с налоговыми органами в части получения налоговых льгот и привилегий для инвесторов.
Таким образом, реализация целенаправленной системы мер налогового стимулирования при внимательном контроле за их эффективной реализацией со стороны государства – действенный импульс перехода экономики Республики Крым на инновационный путь развития [6, с. 209].
Библиографический список
- Ткачева Т.Ю. Актуальные направления стимулирования экономической активности муниципальных образований // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2010. – № 1. – С. 72-79.
- Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики [Электронный ресурс] / Н.С. Трусова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – №1. URL: http://ekonomika.snauka.ru/ 2014/01/3634
- Вертакова Ю.В. Повышение инвестиционной привлекательности отрасли промышленности / О.О. Ватутина, Ю.В. Вертакова // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. – 2010. – №13-1. – С. 17-23
- Трусова Н.С. Инвестиционная активность как фактор моделирования экономического роста региональной системы [Электронный ресурс] / Н.С. Трусова // Современные проблемы науки и образования: научный электронный журнал. – 2014. – №1. URL:http://www.science-education.ru/115-11867
- Трусова Н.С. Методы оценки эффективности налоговой политики / Н.С. Трусова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». – 2011. – № 2. – С. 151-156
- Ткачева Т.Ю. Актуальные направления формирования бюджетно-налоговых отношений на региональном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2012. – № 6 (45). – С. 209-217.