Таможенный союз – соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, это форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории» и создание единого внешнего таможенного тарифа. [1]
Образование и функционирование ТС открыло не только много перспектив, скажем таких как применение единых ставок ввозных таможенных пошлин для беспрепятственного движения товаров на единой таможенной территории, сокращение административных барьеров в торговле, единый механизм таможенного контроля на внешних границах ТС, ускорение и удешевление товарооборота, подлежащего санитарному, ветеринарному и фитосанитарному контролю, а также с унификацией торговых режимов и защитных мер по отношению к третьим странам.
Образовался ряд проблем, требующих своего разрешения, к примеру, больший объем документов при таможенном оформлении товаров, различия в налоговых и валютных режимах, доминирование России в ТС.
Формирование и развитие Таможенного союза показало много положительных и отрицательных моментов.
К плюсам можно отнести следующее:
- Во всех странах ТС демонстрируют устойчивый рост фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, пластмассовых и резиновых изделий. В Белоруссии зафиксирован рост в электронно-оптической и деревообрабатывающей промышленности, в Казахстане – в автомобилестроении, в России – в авиакосмической промышленности, в производстве электробытовых приборов и в легкой промышленности. Цены на товары, обращающиеся внутри союза, стали меньше, а ассортимент товаров для граждан увеличился. Но в итоге внешняя и взаимная торговля Таможенного Союза сократилась, что мы наблюдаем на рис3, рис.4.
- Сократилось время, необходимое на оформление товаров на таможне. Теперь при ввозе товара на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза налогоплательщики представляют в налоговые органы: налоговую декларацию и документы, подтверждающие ввоз указанных товаров, уплату НДС, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
- Сократились расходы на товарооборот между странами, ослабились критерии беспошлинного ввоза товаров из-за границы на территорию России, но в итоге товарооборот снизился.
- Для частных лиц ограничение на ввоз товара внутри союза расширилось с 35 до 50кг.
- Союз позволил России диверсифицировать экспорт, снизить, таким образом, зависимость от сбыта сырья. В итоге экспорт из России вырос и почти таким же оказался показатель по импорту, что видно на рис.1.
Рис 1. Экспорт и импорт России в страны ЕврАзЭС
- Союз оказал благотворное влияние на укрепление всестороннего сотрудничества стран-участниц, но союз может спровоцировать экономическую изолированность трех стран от внешнего мира.
- Государства имеют положительный торговый баланс с внешним миром, это видно на рис.2, что обеспечивает их экономическую стабильность, налоговые поступления и сбалансированный бюджет.
Рис.2 Торговый баланс стран Таможенного Союза
К минусам относятся следующее:
- Союз пока не функционирует должным образом: новшеству необходимо значительное время, для того чтобы граждане, чиновники, бизнес и сотрудники таможен научились работать в его рамках.
- Союз привносит в жизнь страны больше проблем, чем благ. В частности, постоянная смена правил игры, с которой сопряжены разработка и создание Таможенного Союза, на время затормаживает или даже в определенной степени парализует международный товарооборот. Так, на данный момент гражданами отмечается задержка зарубежных посылок или и вовсе их исчезновение.
- В силу доминирования России в союзе трех стран для Белоруссии и Казахстана станет затруднительным отстаивание собственных экономических интересов.
Рис.3 Доля взаимной торговли товарами государств – членов Таможенного Союза и Единого Экономического Пространства за период 2011-2013 годы
Рис.4 Внешняя торговля товарами государств – членов
Таможенного Союза и Единого экономического Пространства за период 2011-2013 годы
Подводя итоги Таможенного союза можно сделать выводы, что с одной стороны, внешняя и взаимная торговля Таможенного Союза впервые за все время с начала его работы в 2011 г. сократилась, что мы и видим на рис.3 и рис.4. С другой, государства Таможенного Союза по-прежнему имеют положительный торговый баланс с внешним миром, что обеспечивает их экономическую стабильность, налоговые поступления и сбалансированность бюджетов.
Так что временный спад во взаимной торговле стран Таможенного Союза отнюдь не означает отсутствия у него перспектив развития. Более того, кооперация государств союза в различных отраслях экономики позволяет усилить их конкурентные преимущества, став базой для экспансии на зарубежные рынки.
Библиографический список
- Взаимная торговля товарами государств - членов Таможенного союза за 2011 год // http://www.tsouz.ru/db/stat/pbl/Documents/Int_2011.pdf
- Внешняя торговля товарами государств – членов Таможенного союза за 2011 года // http://www.tsouz.ru/db/stat/pbl/Documents/Ext_2011.pdf
- Взаимная торговля товарами государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства за 2012 год //http://www.tsouz.ru/db/stat/pbl/Documents/Int_2012.pdf
- Внешняя торговля товарами государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства за 2012 год //http://www.tsouz.ru/db/stat/pbl/Documents/Ext_2012.pdf
- Глазьев С.Ю. Основные итоги работы по формированию таможенного союза в рамках ЕВРАЗЭС и первоочередные задачи на 2011 год // Экономика региона. 2011. № 3. С. 111-124.// http://www.customsunion.ru/info/4272.htmlнного
- Евразийская Экономическая комиссия // http://www.tsouz.ru/
- ЕврАзЭС// http://www.evrazes.com/
- Международные экономические отношения: учебник для студентов по экономическим специальностям/под ред. В.Е. Рыбалкина. – 9-е изд., переработано и дополнено- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012 стр.334-337
- Подкопаев М.В. Таможенный союз: первые вопросы и разъяснения // http://www.auditit.ru/articles/account/buhconcret/a64/301880.html