Научный руководитель:
Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”
С развитием рыночных отношений были легализованы некоторые виды деятельности, среди которых игорный бизнес занимает немаловажную роль. В настоящее время игорный бизнес является бурно развивающейся отраслью в инфраструктуре развлечений и отдыха.
Но в связи с отсутствием опыта по регулированию данного вида деятельности, неоднозначное отношение как законодателей, так и населения к появлению индустрии азартных игр определяют необходимость четко выверенной политики в его отношении. Отсутствие опыта в данном виде предпринимательской деятельности, который не является реализацией каких-либо товаров или услуг и, соответственно, не облагается налогом на добавленную стоимость, акцизами и налогом на прибыль, приводит к тому, что самостоятельная система лицензирования игорного бизнеса противоречит Конституции РФ и антимонопольному законодательству.
Игорный бизнес неустанно развивается. В настоящее время данный вид деятельности существует почти на всей территории Российской Федерации. Но проблема игорного бизнеса во многом связана с тем, что очень трудно контролировать доходы и расходы букмекеров, владельцев казино и игровых автоматов. Эта проблема характерна для всех стран мира, включая Россию. Малая прозрачность игорного бизнеса приводит к тому, что в большинстве стран вводятся ограничения или запреты на него.
Единственная часть игорного бизнеса, на которую в большинстве стран нет ограничений-это конноспортивный тотализатор. Это связано с тем, что тотализатор получает немалую экономическую отдачу, а также существенный рост бюджетных поступлений. Тотализатор не несет в себе рисков, в отличие от букмекеров, ибо использует только вложенные игроками денежные средства. Его легче контролировать, так как поступление и расходование средств является публичным. Но в России он не пользуется особой популярностью.
С 1 июля 2009 года был принят закон об игорном бизнесе. В России была запрещена работа казино и других игорных заведений, за исключением специально созданных игорных зон.
Но, посредством таких методов, проблема с игорными заведениями не решилась. Всё привело к тому, что они ушли в подполье или стали маскироваться под различные общественные заведения: лотерейные клубы, кафе, ночные клубы и т.д.
Создание на территории РФ специализированных игорных зон представляется не совсем обоснованным с экономической точки зрения, так как при их создании в четырех регионах РФ (в Калининградской области – «Янтарная», Алтайском крае – «Сибирская монета» и Приморском крае «Приморье», а также в Краснодарском крае – «Азов-Сити») другие регионы лишаются поступлений от налогообложения организаторов азартных игр, а ведь данные средства могут быть направлены на социально полезные цели. Также минус состоит в том, что данные игорные зоны (за исключением «Азов-сити) не осуществляют свою деятельность, а являются лишь будущим правительственным проектом. Единственная игровая деятельность, имеющая возможность действовать вне игорных зон-это букмекерские конторы и тотализаторы.
В общем, индустрия азартных игр в России скорее развивается в пользу крупного бизнеса и в ущерб среднему и мелкому, что вряд ли целесообразно с позиции поступления налогов от последнего, а также с позиции создания рабочих мест в инфраструктуре отдыха и развлечений небольших городов с невысоким уровнем дохода.
В заключение хотелось бы отметить, что заимствованный зарубежный опыт по осуществлению игорной деятельности в целом, а также и в игорных зонах, приживается с трудом и сталкивается с проблемами, которые должны быть решены незамедлительно. Такой категорический настрой правительственных органов против игорной деятельности может привести к потере бюджетных средств. Таким образом, создание более гибкого и демократического подхода к решению проблемы по урегулированию игорного бизнеса, могло бы привести к некому компромиссу между государством и организаторами азартных игр, который бы был выгоден обоим сторонам.
Библиографический список
- Романова, И.Н. Игорные зоны: проблемы и перспективы развития азартных игр в России в специализированных игорных зонах // Человек и закон. – 2009. -N1. – С. 125-131
- Самигулина, А. Гражданско-правовое регулирование игорной предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Право и экономика. – 2011. – N 4. – С. 13-20.
- Малис, Н.И. Налогообложение игорного бизнеса / Н.И. Малис // Финансы. -2004. – N 8. – С. 38-42.
- Басалаева, Е.В. Доходный тотализатор: [Игорный бизнес] // Финансы. – 2007. – N 2. – С. 37-39.
- Крамаренко, Л.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)», «Маркетинг» / Л.А. Крамаренко, М.Е. Косов. – М: ЮНИТА-ДАНА, 2011. – 576 с.