На данный момент проблема инновационной активности среди студенческой молодежи стоит особо остро. Все предпочитают наслаждаться беззаботной юностью, нежели начинать свой бизнес и закладывать фундамент своего будущего.
Несмотря на то, что в вузах постоянно проводятся различные выставки, конференции и семинары студенты и аспиранты не заинтересованы именно в развитии инновационных разработок. В большинстве своем, большинство собираются заниматься уже существующем бизнесом для того, идти по проторенной дорожке, таких как рестораны, автомастерские, туристические фирмы. Тогда как большинство вузов заинтересовано в разработке своих патентных решений.
Самые распространенные способы привлечения студентов в науку и бизнес.
Выставки.
Выставки – универсальный способ рассказать о своих достижениях перед публикой. Они проводятся почти во всех образовательных учреждениях с большой периодичностью. И если в школах их тематика скорее относится к искусству, то в университетах, колледжах и институтах основной упор делается на результат научной деятельности. Хорошие пример – крупнейшая ежегодная выставка «Научно-техническое творчество молодежи» («НТТМ»), которая проводится в ВВЦ в конце июня, собирающая студенческие работы со всей страны.
Научные конференции.
Научные конференции призваны собирать исследователей для обсуждения и представления своих работ. Часто состоят из открытых и закрытых секций с тематическими обсуждениями научных проблем и путей их решения. По результатам конференций выпускаются научные сборники с тезисами докладов.
Научно-технические центры для студентов.
Чаще всего являются структурными подразделениями вузов, а также кафедр, с которыми связаны напрямую. Дают возможность студентам технических специальностей разработать и воплотить свои курсовые, дипломные и другие разработки.
Центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ-Университет).
Площадка с современным оборудованием и специализированным программным обеспечением для виртуального моделирования, прототипирования и производства единичных образцов (прототипов) различных изделий или устройств. Эти изделия или устройства – результат технического творчества конструктора и его изобретательской мысли, а также результатом деятельности конструктора. Обучение и создание прототивор в ЦМИТ бесплатное. На данный момент в Москве существует 10 Центров молодежного инновационного творчества.
Бизнес-инкубаторы.
«Бизнес-инкубатор – организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать своё дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей» [1]. Бизнес-инкубаторы на базе вузов – это организации, занимающиеся поддержкой стартап-проектов студентов, аспирантов и молодых специалистов до 35 лет на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации. Финансируются за счет бюджета, арендной платы и платных услуг.
Центры развития молодежного предпринимательства (ЦРМП).
ЦРМП занимаются популяризацией предпринимательских идей среди студентов. Разница работы бизнес-инкубатора и ЦРМП заключается в том, что вся помощь организации бизнеса в ЦРМП оказывается на безвозмездных условиях, так как финансируются за счет субсидии Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, тогда как бизнес-инкубаторы обладают посевным фондом и имеют доли в созданной компании. Система работы ЦРМП заключается в нескольких этапах:
- Заполнении студентом анкеты с предпринимательской идеей;
- Приглашение на семинары по различной тематике, необходимых для начала бизнеса, в том числе, создание бизнес-плана;
- Презентация своего проекта перед студентами, экспертами и менторами;
- Подготовка документов на получение субсидий, кредитов для открытия своего бизнеса.
Летние и зимние школы.
Проводятся в период каникул студентов для углубленного изучения определенного предмета. Часто в такие школы приглашают преподавателей из зарубежных вузов для обмена опытом и технологиями. После образовательной части школы проводятся презентации студентов, определяется лучший проект и дарятся ценные призы и сертификаты участинков.
Международные студенческие программы.
На данный момент количество международных студенческих программ ежегодно растет. Цели таких программ различны: студенческие обмены, стипендиальные программы, решение социальных, научных, управленческих проблем и прочее. Популярны среди студентов, так как дают возможность посетить другие страны за счет организаторов.
Таким образом, студенты могут кооперироваться со своими знаниями по своим специальностям для воплощения инноваций в жизнь. Команда участников с различными интересами может начать свой уникальный бизнес параллельно процессу обучения. Часто бывает что из хорошей кооперации студентов вырастают грандиозные корпорации, такие как Apple, Microsoft, Hewlett-Packard.
Библиографический список
- Приказ Минэкономразвития РФ от 5 марта 2007 г. № 75 «О мерах по реализации в 2007 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства»
- Инновационный центр развития Москвы
- Постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. N 477-ПП “Об утверждении Государственной программы города Москвы “Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.