ТУРИЗМ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Величкина Анна Владимировна Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук
Аннотация Статья посвящена анализу современного состояния индустрии туризма Вологодской области. В статье также рассматриваются тенденции развития туристской отрасли в 2013 г.
TOURISM IN THE VOLOGDA OBLAST: MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT
Velichkina Anna Vladimirovna Institute of Socio-Economic Development of Territories of the RAS
Abstract The article in devoted to the analysis of the modern state of tourism in the Vologda Oblast and the main trends of tourism development in 2013.
Библиографическая ссылка на статью:
Величкина А.В. Туризм Вологодской области: основные тенденции развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4786 (дата обращения: 12.04.2021).
В Вологодской области значительное внимание уделяется развитию сферы туризма: регион принимает участие в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», реализуется государственная программа «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы», активно обсуждается принятие Стратегии развития туристского кластера региона.
Положительной динамикой на протяжении последних лет характеризуется туристский поток в Вологодскую область. Так, число туристов и экскурсантов, составившее в 2013 году 2, 1 млн. посетителей, увеличилось по сравнению с 2012 годом на 8,2%, по сравнению с 2009 г. – в 1,5 раза (рис. 1).
О развитии сферы туризма свидетельствую и следующие экономические показатели: рост доходов от туризма, увеличение доли сферы туризма в ВРП. Так, в 2012 годув бюджет региона поступило 225,5 млн. рублей от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей. Значительно возросла доля туризма в валовом региональном продукте: с 3% в 2007 году до 4,2% в 2012 году. В этот же период в 1,9 раза вырос объем туристических услуг и составил в 2012 году 2,06 млрд. руб.
Число созданных рабочих мест в туризме также отражает вклад отрасли в экономику региона: средняя численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях, в 2012 г. составила 18 тыс. человек. В период с 2007 по 2012 гг. в 1,8 раза увеличилось число работников туристических фирм. С 2009 года на предприятиях народно-хозяйственного промысла наметился незначительный рост численности работников – на 2,7%, вместе с тем в период с 2007 по 2012 года данный показатель уменьшился на 5,5%. В последние пять лет отмечается тенденция снижения числа занятых коллективных средств размещения на 34%.
Снижение числа занятых коллективных средств размещения (табл. 1) связанно в первую очередь с наметившейся тенденцией сокращения коллективных средств размещения (с 2010 г. по 2012 г. на 13%). При этом с 2010 по 2012 года число гостиниц снизилось на 17%, а как следствие сократился их номерной фонд (на 22%).Показатель обеспеченности местами в гостиницах на 1000 жителей в Вологодской области в 2012 году составил 4,6, в то время как коэффициент использования наличных мест равен 0,18.
Таблица 1. Показатели состояния коллективных средств размещения Вологодской области в 2007 – 2012 гг.
Показатели
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2012 к 2007, %, +/-
Число коллективных средств размещения (КСР), ед.
103
116
107
129
123
112
108,7
Число гостиниц, ед.
66
86
76
101
92
84
127,3
Число номеров гостиниц, ед.
1830
2523
2060
2718
2174
2119
115,7
Число мест в гостиницах, ед.
3141
4546
5924
6466
7329
5447
в 1,7 раза
Число номеров специализированных средствах размещения, ед.
2071
1830
1709
1807
1749
1850
89,3
Число мест в специализированных средствах размещения, ед.
6363
5299
4993
4882
5079
4585
72,1
Коэффициент использования наличных мест: гостиницы и аналогичные средства размещения
0,36
0,35
0,17
0,16
0,14
0,18
- 0,18
Коэффициент использования наличных мест: специализированные средства размещения
0,42
0,47
0,44
0,43
0,41
0,43
+ 0,01
Источник: Туризм в Вологодской области: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2013 г.
Отмечаются следующие положительные тенденции на туристическом рынке.Увеличивается и количество фирм, действующих на рынке туристических услуг. В течение 2007 – 2012 г. их число выросло более чем в 2 раза. Большую часть рынка обслуживают туристические агентства (70% от общего числа организаций), а остальные 30% – туроператоры (табл. 2). Подавляющее большинство турфирм являются частными (95%).
Таблица 2. Деятельность туристических фирм в Вологодской области в 2007 – 2012 гг.
Показатели
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2012 г. к 2007 г., %
Число туристских организаций (турфирм), ед.
68
94
131
159
141
147
в 2,2 раза
Число граждан, отправленных в зарубежные туры туристскими фирмами, чел.
22543
25098
26934
35565
36070
48167
в 2,1 раза
Число граждан, отправленных в туры по России туристскими фирмами, чел.
48326
61540
35101
40452
35157
46914
97,1
- в том числе по Вологодской области
25673
38247
21603
21934
16427
22358
87,1
Численность иностранных граждан, принятых туристскими фирмами, чел.
144
280
98
72
88
32
22,2
Источник: Туризм в Вологодской области: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2012 г. – С. 76-77.
Кроме того, о динамичном развитии сферы туризма в регионе свидетельствует рост числа обслуженных туристов в течение анализируемого периода более чем на треть. При этом среди населения наибольшую популярность в настоящее время получили зарубежные туры. Только в течение 2007 – 2012 гг. число граждан, отправившиеся в зарубежные страны, увеличилась в 2,1 раза. В то же время отмечается сокращение популярности среди населения путешествий по России и Вологодской области.
Активно осуществляется информационное продвижение турпродукта области на международных и внутренних рынках. В 2013 г. туристский потенциал Вологодской области с участием туристских организаций области представлен на 8 международных туристских выставках, организованы 14 рекламно-информационных туров в 12 муниципальных районах и городских округах области и 1 пресс-тур. В Представительстве Вологодской области при Президенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации в Москве 1 апреля 2013 года открыт Национальный офис по туризму, спорту и коммерческому маркетингу. В феврале 2013 г. проведена XII межрегиональная выставка туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера». На выставке представлен весь туристский потенциал Вологодской области, новые туристские направления и объекты, все возможности организации отдыха на территории региона.
Таким образом, туристические возможности Вологодской области за последние годы стали более привлекательными, а региональная политика, направленная на создание туристского кластера, позволит добиться высоких результатов развития сферы туризма в будущих периодах.
Библиографический список
Величкина А.В. Развитие сферы туризма в Вологодской области // Современные научные исследования и инновации. – Июнь 2013. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/06/25208 (дата обращения: 24.03.2014).
Публичный доклад о результатах деятельности Департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области за 2013 г. / [Электронный ресурс]: Официальный сайт Губернатора Вологодской области. URL: http://okuvshinnikov.ru/files/ocenka/osipovskij.pdf