С проблемой лидерства мы сталкиваемся на работе и дома, в школе и университете, на улице и в магазинах, на страницах газет и журналов, в Интернете и социальных сетях, именно поэтому данная проблема занимает лидирующие позиции в литературе наших дней. С древности людей интересовали основные вопросы: что такое лидерство и кто такой лидер, однако глубокое изучение лидерства началось только к концу 19 века, в годы великого Ф. Тейлора.
Проблема лидерства является актуальной в наши дни, потому что её решение приведет к эффективному функционированию организации. Существует несколько подходов к изучению лидерства: его рассматривают как определенные качества, которые помогают влиять на других людей, а также как не силовое воздействие с целью достигнуть поставленных целей.
Объектом исследования является организация г. Москвы.
Предметом исследования является анализ эффективного лидерства предприятия.
Для себя я поставила следующую цель: изучить теорию по эффективному лидерству и его моделям, проанализировать аспекты лидерства на предприятии, а также найти пути к усовершенствованию состояния предприятия.
Чтобы достигнуть поставленные цели, я выдвинула следующие задачи: разобрать теоретические основы лидерства, то есть модели лидерства и его эффективные аспекты, а также исследовать как реализуется лидерство на предприятии; глубоко изучить проявление лидерства на предприятии; предложить нововведения в лидерскую структуры организации.
Теоретическим и методологическим базисом в моей работе стали труды разных ученых в области менеджмента и управления. Я использовала исследования О. С. Виханского, прибегала к практикуму В. П. Пугачева, кроме того обращалась к трудам зарубежных авторов: Армстронга, Р. Л. Дафта и других.
Сущность лидерства
Лидерство – это процесс, при котором происходит влияние на человека или группу, с целью реализации поставленных задач.
В чем же заключается эффективное лидерство? Давайте ответим на этот вопрос. Эффективное лидерство – это не просто достижение поставленных целей и четкое выполнение любых задач, это также реализация подчиненных в личных делах и карьере, это помощь работникам в групповой деятельности.
Выделяется четыре стиля лидерства: директивный, обучающий, поддерживающий, делегирующий. Директивное лидерство основывается на обучении и организации. Поддерживающее поведение базируется на поощрение и похвале. Что касается обучающего, то главными его целями являются стремления, желания и мечты работников. Делегирующий же стиль – это стиль, при котором руководитель отдает полномочия другим членам команды.
Основные модели лидерства
На модели лидерства имеет влияние культура, традиции и обычаи компании, а также особенность отрасли. Существует две основные концепции лидерства: харизматическое и экспертное.
Харизматическая модель – это такая модель, которая базируется на обаянии лидера и его умении повлечь за собой. Лидер, в этом случае, выступает в качестве мотивационного фактора для подчиненных. Харизматический лидер обычно активен, имеет хорошее чувство юмора, показывает хороший пример, энергичен и всегда в центре внимания.
Экспертная модель – это такая модель, главной основой которой являются знания и умения лидера, чаще проявляется в ситуация, когда наилучший сотрудник становится лидером. Что касается поведения экспертных лидеров, то они часто пытаются анализироваться все с точки зрения теории и науки, они всегда стремятся к повышение своей квалификации и квалификации работников или сотрудников.
Не редко встречается оптимальный набор – то есть сочетание харизматического и экспертного лидера. Такие лидеры в разных ситуациях показывают качества противоположных лидеров.
Характеристика предприятия и структуры персонала.
Компания существует на рынке г. Москвы более 20 лет и славится своим качеством и доступными ценами. Главной целью организации является – удовлетворение требованиям клиентов по всем критериям качества. Компания находится на стадии зрелости, потому что компания имеет стабильную базу клиентов, которые довольны результатом её деятельности.
Анализ лидерства в компании и его влияние на эффективность организации.
Для моего исследования мне нужно выявить личностные качества руководителя. Я решила провести анкетирование на персонале и проанализировать его.
По результатам исследования я сделала вывод, что руководитель довольно тесно общается с подчиненными, советуется в принятии решений, делится новой информацией, прислушивается к их мнениям, поэтому сотрудники всегда рады новым заданиям и готовы реализовывать поставленные цели и задачи. В равной степени руководитель стремится не только создавать теплую и уютную атмосферу в коллективе, но и ориентируется на главную цель организации. Данный руководитель обращается к персоналу как правило с просьбой, в крайних случаях с приказом. Он всегда вежлив, опрятен, внимателен, обходителен.
Кроме того, я предложила анкетирование и для самого руководителя, чтобы определить степень влияния на коллектив и склонность к лидерству. По его результатам я сделала вывод, что руководитель является настоящим лидером, а это является главной ступенью эффективного функционирования организацией.
Также коллективу компании я предложила опрос с вопросами, требующими развернутого ответа, с целью выявить отношение подчиненных между с собой и руководителем. В результате, было выявлено, что коллектив довольно сплоченный и в большей степени все хорошо относятся к руководителю.
Подытожим исследование, основным стилем данного руководителя является требовательность в исполнительном аспекте и мягкость по отношению к персоналу. Организация достигает большой эффективности за счет того, что на производстве высокая дисциплинированность, все задания выполняются в точное время, также руководитель всегда готов подставить своё твердое плечо в финансовом плане и проявлять заботу каждому сотруднику и коллективу в целом.
Рекомендации по усовершенствованию руководства в компании
Для эффективной деятельности организации, необходима психологическая обстановка в коллективе и направленность на достижение единой цели руководителя, поэтому я разработала следующие рекомендации:
- лидер должен быть требовательным к себе, ведь четкое понятие проблем складывается тогда, когда ты анализируешь именно себя;
- каждый подчиненный должен работать в полную меру своих сил, не пытаться полагаться на другого;
- руководитель должен искать личностный подход к каждому сотруднику, в целях достижения компромиссов в проблемных ситуациях;
- в связи со сложившимися ситуациями, лидер должен руководить в том или ином стиле, то есть использовать разные методы регулирования коллективом;
- развивать интеллектуальные способности и логику персонала, проводить лекции и обучающие занятия, тем самым подчиненные будут быстро схватывать и быстро адаптироваться к новым заданиям;
- не бояться конфликтных ситуаций, ведь порой именно в несогласиях и не состыковках рождается истина и новые идеи.
Всё высказанное мною, привело к мысли о том, что не существует четко установленного определения лидерства, потому что каждый автор имеет собственное пояснение этому. Хороший лидер – это залог эффективной работы компании.
Для проведения своего исследования, я заинтересовалась компанией. Были проведены опросы сотрудников и непосредственно руководителя, на основе этого я сделала вывод что, лидер в равной степени является как харизматическим, так и экспертным, потому что он одинаково заботится как о коллективе, так и о строгой системе управления и достижения поставленных целей.
Кроме того, на основе результатов, я дала рекомендации по совершенствованию эффективной работы предприятия. Не стоит забывать, что каждый человек универсален, поэтому каждый лидер не похож на другого и наделить его какими-то конкретными качествами невозможно. Главная же задача лидера – это четкое пояснение сотрудниками что есть их цели и ориентиры, а руководитель компании отлично с этим справляется.
В итоге, все задачи, которые я поставила ранее, были решены, цели достигнуты.
Библиографический список
- Бланшар К. Лидерство. К вершинам успеха:[пер. с англ.]. – Издательский дом” Питер”, 2011.
- Виханский, О.С. Менеджмент: курс лекций / О.С.Виханский.- М.: ИНРА-М, 2011.
- Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С.Виханский.- М.: Издательство Экономистъ,2012.
- Дилтс Р., Диринг Э., Рассел Д. Альфа-лидерство. – Olma Media Group, 2004.
- КОВАЛЕВА Т. Лидерство как стиль управления современной компанией //Режим доступа: http://www. ippnou. ru–сайт НОУ Институт проблем предпринимательства (15.05. 2009). – 2004.
- Кулапов М. Н., Одегов Ю. Г., Никулин Л. Ф. Менеджмент и лидерство: общее и отличное. – 2010.
- Перевощикова Ю. В. Лидерство и харизма в современной компании //Управление развитием персонала. – 2009. – Т. 2. – С. 140-143.
- Пугачев В. П. Руководство персоналом: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов/ВП Пугачев.—М.: Аспект Пресс, 2006.
- Сморкалова Л. В., БрГУ Б. ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ //Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2011. – №. 5.
- Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера //М.: ИНФРА-М. – 1999. – С. 128.
- Фирман Р. В., Панкова А. Ю. КОНЦЕПЦИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА //ББК Ч 21 Т39. – С. 222.
- Фреик Н. В. Политическая харизма: версии и проблемы //Социологические исследования. – 2003. – Т. 12.
- http://www.elitarium.ru/2009/02/25/modeli_liderstva.html
- http://www.teplookna.com/