МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ

Камбарова Юлия Валерьевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В данной статье рассмотрены модели лидерства и их влияние на эффективность организации. Примером организации выступила компания г. Москвы.
Для выявления взаимосвязи лидерства и эффективного функционирования организации в работе были использованы методы опросов и анкетирования, по результатам которых были сделаны выводы и даны рекомендации по усовершенствованию состояния предприятия.

Ключевые слова: модель лидерства, эффективность компании


LEADERSHIP MODELS AND THEIR IMPACT ON THE EFFECTIVENESS OF THE EXAMPLE OF COMPANY

Kambarova Julia Valerievna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
This article describes a model of leadership and their impact on the effectiveness of the organization. An example is the company organization in Moscow.
To establish a relationship of leadership and effective functioning of the organization in the work methods were used interviews and questionnaires, the results of which were made conclusions and recommendations for improving the state of the enterprise.

Библиографическая ссылка на статью:
Камбарова Ю.В. Модели лидерства и их влияние на эффективность на примере компании // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4633 (дата обращения: 11.03.2024).

С проблемой лидерства мы сталкиваемся на работе и дома, в школе и университете, на улице и в магазинах, на страницах газет и журналов, в Интернете и социальных сетях, именно поэтому данная проблема занимает лидирующие позиции в литературе наших дней. С древности людей интересовали основные вопросы: что такое лидерство и кто такой лидер, однако глубокое изучение лидерства началось только к концу 19 века, в годы великого Ф. Тейлора.

Проблема лидерства является актуальной в наши дни, потому что её решение приведет к эффективному функционированию организации. Существует несколько подходов к изучению лидерства: его рассматривают как определенные качества, которые помогают влиять на других людей, а также как не силовое воздействие с целью достигнуть поставленных целей.

Объектом исследования является организация г. Москвы.

Предметом исследования является анализ эффективного лидерства предприятия.

Для себя я поставила следующую цель: изучить теорию по эффективному лидерству и его моделям, проанализировать аспекты лидерства на предприятии, а также найти пути к усовершенствованию состояния предприятия.

Чтобы достигнуть поставленные цели, я выдвинула следующие задачи: разобрать теоретические основы лидерства, то есть модели лидерства и его эффективные аспекты, а также исследовать как реализуется лидерство на предприятии; глубоко изучить проявление лидерства на предприятии; предложить нововведения в лидерскую структуры организации.

Теоретическим и методологическим базисом в моей работе стали труды разных ученых в области менеджмента и управления. Я использовала исследования О. С. Виханского, прибегала к практикуму В. П. Пугачева, кроме того обращалась к трудам зарубежных авторов: Армстронга, Р. Л. Дафта и других.

Сущность лидерства

Лидерство – это процесс, при котором происходит влияние на человека или группу, с целью реализации поставленных задач.

В чем же заключается эффективное лидерство? Давайте ответим на этот вопрос. Эффективное лидерство – это не просто достижение поставленных целей и четкое выполнение любых задач, это также реализация подчиненных в личных делах и карьере, это помощь работникам в групповой деятельности.

Выделяется четыре стиля лидерства: директивный, обучающий, поддерживающий, делегирующий. Директивное лидерство основывается на обучении и организации. Поддерживающее поведение базируется на поощрение и похвале. Что касается обучающего, то главными его целями являются стремления, желания и мечты работников. Делегирующий же стиль – это стиль, при котором руководитель отдает полномочия другим членам команды.

Основные модели лидерства

На модели лидерства имеет влияние культура, традиции и обычаи компании, а также особенность отрасли. Существует две основные концепции лидерства: харизматическое и экспертное.

Харизматическая модель – это такая модель, которая базируется на обаянии лидера и его умении повлечь за собой. Лидер, в этом случае, выступает в качестве мотивационного фактора для подчиненных. Харизматический лидер обычно активен, имеет хорошее чувство юмора, показывает хороший пример, энергичен и всегда в центре внимания.

Экспертная модель – это такая модель, главной основой которой являются знания и умения лидера, чаще проявляется в ситуация, когда наилучший сотрудник становится лидером. Что касается поведения экспертных лидеров, то они часто пытаются анализироваться все с точки зрения теории и науки, они всегда стремятся к повышение своей квалификации и квалификации работников или сотрудников.

Не редко встречается оптимальный набор – то есть сочетание харизматического и экспертного лидера. Такие лидеры в разных ситуациях показывают качества противоположных лидеров.

Характеристика предприятия и структуры персонала.

Компания существует на рынке г. Москвы более 20 лет и славится своим качеством и доступными ценами. Главной целью организации является – удовлетворение требованиям клиентов по всем критериям качества. Компания находится на стадии зрелости, потому что компания имеет стабильную базу клиентов, которые довольны результатом её деятельности. 

Анализ лидерства в компании и его влияние на эффективность организации.

Для моего исследования мне нужно выявить личностные качества руководителя. Я решила провести анкетирование на персонале и проанализировать его.

По результатам исследования я сделала вывод, что руководитель довольно тесно общается с подчиненными, советуется в принятии решений, делится новой информацией, прислушивается к их мнениям, поэтому сотрудники всегда рады новым заданиям и готовы реализовывать поставленные цели и задачи. В равной степени руководитель стремится не только создавать теплую и уютную атмосферу в коллективе, но и ориентируется на главную цель организации. Данный руководитель обращается к персоналу как правило с просьбой, в крайних случаях с приказом. Он всегда вежлив, опрятен, внимателен, обходителен.

Кроме того, я предложила анкетирование и для самого руководителя, чтобы определить степень влияния на коллектив и склонность к лидерству. По его результатам я сделала вывод, что руководитель является настоящим лидером, а это является главной ступенью эффективного функционирования организацией.

Также коллективу компании я предложила опрос с вопросами, требующими развернутого ответа, с целью выявить отношение подчиненных между с собой и руководителем. В результате, было выявлено, что коллектив довольно сплоченный и в большей степени все хорошо относятся к руководителю.

Подытожим исследование, основным стилем данного руководителя является требовательность в исполнительном аспекте и мягкость по отношению к персоналу. Организация достигает большой эффективности за счет того, что на производстве высокая дисциплинированность, все задания выполняются в точное время, также руководитель всегда готов подставить своё твердое плечо в финансовом плане и проявлять заботу каждому сотруднику и коллективу в целом.

Рекомендации по усовершенствованию руководства в компании

Для эффективной деятельности организации, необходима психологическая обстановка в коллективе и направленность на достижение единой цели руководителя, поэтому я разработала следующие рекомендации:

- лидер должен быть требовательным к себе, ведь четкое понятие проблем складывается тогда, когда ты анализируешь именно себя;

- каждый подчиненный должен работать в полную меру своих сил, не пытаться полагаться на другого;

- руководитель должен искать личностный подход к каждому сотруднику, в целях достижения компромиссов в проблемных ситуациях;

- в связи со сложившимися ситуациями, лидер должен руководить в том или ином стиле, то есть использовать разные методы регулирования коллективом;

- развивать интеллектуальные способности и логику персонала, проводить лекции и обучающие занятия, тем самым подчиненные будут быстро схватывать и быстро адаптироваться к новым заданиям;

- не бояться конфликтных ситуаций, ведь порой именно в несогласиях и не состыковках рождается истина и новые идеи.

Всё высказанное мною, привело к мысли о том, что не существует четко установленного определения лидерства, потому что каждый автор имеет собственное пояснение этому. Хороший лидер – это залог эффективной работы компании.

Для проведения своего исследования, я заинтересовалась компанией. Были проведены опросы сотрудников и непосредственно руководителя, на основе этого я сделала вывод что, лидер в равной степени является как харизматическим, так и экспертным, потому что он одинаково заботится как о коллективе, так и о строгой системе управления и достижения поставленных целей.

Кроме того, на основе результатов, я дала рекомендации по совершенствованию эффективной работы предприятия. Не стоит забывать, что каждый человек универсален, поэтому каждый лидер не похож на другого и наделить его какими-то конкретными качествами невозможно. Главная же задача лидера – это четкое пояснение сотрудниками что есть их цели и ориентиры, а руководитель компании отлично с этим справляется.

В итоге, все задачи, которые я поставила ранее, были решены, цели достигнуты.


Библиографический список
  1. Бланшар К. Лидерство. К вершинам успеха:[пер. с англ.]. – Издательский дом” Питер”, 2011.
  2. Виханский, О.С. Менеджмент: курс лекций / О.С.Виханский.- М.: ИНРА-М, 2011.
  3. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С.Виханский.- М.: Издательство Экономистъ,2012.
  4. Дилтс Р., Диринг Э., Рассел Д. Альфа-лидерство. – Olma Media Group, 2004.
  5. КОВАЛЕВА Т. Лидерство как стиль управления современной компанией //Режим доступа: http://www. ippnou. ru–сайт НОУ Институт проблем предпринимательства (15.05. 2009). – 2004.
  6. Кулапов М. Н., Одегов Ю. Г., Никулин Л. Ф. Менеджмент и лидерство: общее и отличное. – 2010.
  7. Перевощикова Ю. В. Лидерство и харизма в современной компании //Управление развитием персонала. – 2009. – Т. 2. – С. 140-143.
  8. Пугачев В. П. Руководство персоналом: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов/ВП Пугачев.—М.: Аспект Пресс, 2006.
  9. Сморкалова Л. В., БрГУ Б. ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ //Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2011. – №. 5.
  10. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера //М.: ИНФРА-М. – 1999. – С. 128.
  11. Фирман Р. В., Панкова А. Ю. КОНЦЕПЦИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА //ББК Ч 21 Т39. – С. 222.
  12. Фреик Н. В. Политическая харизма: версии и проблемы //Социологические исследования. – 2003. – Т. 12.
  13. http://www.elitarium.ru/2009/02/25/modeli_liderstva.html
  14. http://www.teplookna.com/


Все статьи автора «Юля Камбарова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: