ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Пастухова Анастасия Игоревна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Статья посвящена проблемам, с которыми сталкивается малый бизнес в России. Выявлены основные барьеры для создания собственного бизнеса. Обозначена роль малого предпринимательства в экономике современной России. Практической частью работы являются личные встречи и интервью с владельцами частных компаний. На основе проделанного исследования можно сделать выводы о наиболее значимых направлениях политики государства для поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство в России, проблемы малого бизнеса


PROBLEMS OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

Pastukhova Anastasia Igorevna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
This article is devoted to the problems faced by small business in Russia. Identifies the main barriers to creating your own business. Defines the role of small business in the modern Russian economy. Practical parts of the work are personal meetings and interviews with owners of private companies. On the basis of this research it is possible to draw the conclusions about the most significant directions of the state policy to support small businesses.

Keywords: business in Russia, problems of small business, small business.


Библиографическая ссылка на статью:
Пастухова А.И. Проблемы малого бизнеса в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4134 (дата обращения: 12.03.2024).

Создание дополнительных рабочих мест, развитие конкуренции, а, следовательно, улучшение качества товаров и услуг, рост и развитие национальной экономики – за все это отвечает малый бизнес. Рынок не может быть целиком обеспечен только крупными предприятиями: существуют такие отрасли, которые совершенно для них непривлекательны.

Исследование проблем малого предпринимательства – очень важная и актуальная задача. В России, к сожалению, проблем, касающихся этой сферы экономики не мало. Цель исследования – показать основные проблемы малого бизнеса в России, посмотреть на ситуацию глазами предпринимателей, решивших открыть свой бизнес в существующих условиях, рассмотреть возможные варианты решений возникающих трудностей. Хотя Российское предпринимательство находится на стадии постоянного развития, оно все еще не реализовало полностью свои возможности.[1]

Проблемы малого бизнеса
С чем же в первую очередь столкнется человек, решивший открыть свой бизнес?
Для открытия своего дела нужен начальный капитал. Как правило, за неимением собственных средств, люди идут в банк с надеждой получить кредит на выгодных условиях. На деле, получить его не так просто. Банки в большинстве случаев опасаются выдавать кредиты начинающим предпринимателям: государственная поддержка малого бизнеса незначительна, залоги невелики, бизнес-план кажется плохо подготовленным. Если кредит все же удалось получить, то высокая процентная ставка заставляет предпринимателя постоянно чувствовать себя должным банку.
Вывод: нехватка финансирования малого бизнеса со стороны банков.
Ниже представлена таблица с условиями выдачи кредитов малому бизнесу некоторыми банками России.

Таблица 1. Выдача кредитов малому бизнесу некоторыми банками России

Продолжение таблицы 1

Вторая проблема, сильно ограничивающая возможности предпринимателей, – налоги. Не смотря на то, что налогоплательщику помимо единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога теперь предоставляется возможность перейти на упрощенную систему налогообложения (УПС), существенно легче жизнь предпринимателя не становится. Хотя предприятие освобождается от ряда таких налогов, как НДС, налога на прибыль и на имущество, на замену приходят другие существенные ограничения: невозможность заниматься определенными видами деятельности, количественные ограничения работников, а такое условие, как запрет на открытие филиалов и представительств, сильно ограничивает перспективы расширения бизнеса. [2]
В 2013 году за истекший период 350 тысяч предпринимателей, занимающихся малым бизнесом, отказались от этого вида деятельности. [3]
Малый бизнес сильно влияет на экономический рост в стране и на ВНП. Во всех развитых странах малый бизнес очень ценится, его доля в ВНП составляет 60-70% (см. Таблицу 2). Фактором, который помогает развитию малого бизнеса, является правильная налоговая политика государства. [4]

Таблица 2. Малый бизнес в разных странах [5]

Однако статья расходов предпринимателей не ограничивается одним налогообложением. Следующим пунктом, так или иначе, окажется плата за аренду, размер которой не ограничен законодательством. Арендодателям никто не запрещает постоянно повышать плату за помещения. В Москве эти цифры доходят до таких величин, что шансы начинающего с нуля предпринимателя открыть в столице свой бизнес крайне малы. Отсюда вытекает тот факт, что в таких крупных городах, как Москва, позволить себе владеть торговой точкой могут только вертикально интегрированные структуры. [6] Крупные торговые сети, способные платить за такую аренду, открывают магазины в торговых центрах, куда ходит большая часть населения. Малый же бизнес остается в стороне.
С чем же сталкиваются те предприниматели, которые пытаются в проблемных ситуациях отстоять свои права?
Единого законодательства, к которому можно было бы обращаться предпринимателям, нет. Хотя есть отдельные документы и положения о ведении бизнеса, в стране отсутствует единая правовая база, более того, некоторые нормативные акты противоречат друг другу. [7]
Отсюда можно сделать вывод, что у российского предпринимательства отсутствует реальная защита и поддержка со стороны государства. В связи с этим можно назвать еще одну не менее важную проблему – нет развития в инновационной сфере. Внедрение инноваций в производство требует больших капиталовложений. У малого бизнеса не достаточно средств для таких инвестиций, тут требуется государственное финансирование. [8]
Негативно сказывается на малом бизнесе еще один аспект – острая нехватка квалифицированных кадров, которая с каждым годом все больше возрастает. Такую проблему не решить быстро какими-либо законами. Здесь потребуется немало времени для того, чтобы обучить людей, повысить квалификацию персонала, подготовить специалистов своего дела. Те специалисты в нашей стране, которые имели высокую квалификацию, в основном работают за границей на иностранные компании. [9]
Еще одной проблемой, сказывающейся на малом бизнесе, можно назвать низкую платежеспособность населения, что сказывается на объеме продаж. [10]

Некоторые предприниматели на заре своей деятельности сталкиваются с еще одной трудностью – регистрацией своего бизнеса.
В среднем, если смотреть по всей России, для регистрации бизнеса требуется пройти около девяти операций, которые занимают примерно 23 дня (зависит от местного законодательства). Точные данные по 30 городам Российской Федерации представлены в Таблице 3 ( Source: Doing Business database ). Средняя стоимость открытия бизнеса в России – 2,3% дохода на душу населения. Она изменятся в пределах 1.7 % дохода на душу населения в Казани, до 3% в Хабаровске и Сургуте.
В 2001 первом году стала возможной регистрация бизнеса онлайн в четырех городах – Москве, Санкт- Петербурге, Оренбурге и Туле. На деле, многим другим
городам такая процедура тоже была 
доступна. Однако лишь в Санкт-Петербурге ожидания были оправданы, и регистрация занимала 6 дней, в остальных же городах сроки были превышены. [11]

Таблица 3. Оценка легкости открытия бизнеса в 30 городах России [11]


Проверка на практике
Для того чтобы понять, что из всего вышеперечисленного наиболее болезненно сказывается на предпринимательской деятельности, лучше всего спросить об этом самих предпринимателей.
На мои вопросы согласился ответить управляющий таверной:
- Скажите, какую бы проблему малого предпринимательства Вы поставили на передний план?
- Приоритетной проблемой, которую я бы выделил в отдельную категорию, является аренда.
Это помещение мы арендуем у Департамента городского имущества города Москвы, и сложившуюся ситуацию я характеризую, как беспредел. Выходят законы правительства Москвы, которые являются для Департамента имущества основными документами, на основании которых от имени города Департамент управляет этим имуществом, сдает его в аренду малому, среднему и где-то даже крупному бизнесу. Так вот политика Департамента имущества заключается в том, что они ежегодно увеличивают арендную ставку, причем неимоверными шагами. Сейчас уже январь 2014 года, а стоимости за аренду на этот год, информацию о которой мне должны были предоставить до 1 декабря прошлого года, у меня до сих пор нет, и я не знаю, какой размер арендной платы меня ожидает. Никаких санкций к департаменту имущества я применить не могу, только они ко мне могут применять санкции, а я не могу.
- А если обратиться в суд?
- Я с департаментом имущества судился четыре раза. Четыре раза по отдельным делам. Для примера, вот как у нас решаются судебные вопросы. У меня несколько объектов, так как на каждом объекте свое юридическое лицо, дела разные, но суть спора одна. Так вот чем закончилось: хоть у меня было и три разных дела, в которых одна суть, два из них я выиграл, а третье проиграл. Соответственно каждый раз дела рассматривали разные судьи. Закон, как у нас в народе говорят, что дышло: куда повернешь, туда и вышло. Поэтому есть определенная предвзятость и в этом плане.
Правительство Москвы выпускает постановление, в котором, на мой взгляд, достаточно четко прописаны условия. Однако Департамент имущества поступает по-своему и устанавливает свою процентную ставку.
Многие обыватели всегда считали, что лучше всего брать в аренду площадь у государства. Потому что государство, наверное, действует в рамках закона и есть гарантии, что завтра тебя не попросят покинуть это помещение. Так как у меня есть объекты собственности и не собственности, то могу сказать, что там, где мы собственники, мои арендаторы чувствуют себя замечательно, в плане, что мы всегда и находим компромисс, и решаем общие проблемы. Никто не волнуется, что я завтра приду и скажу вернуть помещение, а со стороны Департамента такое происходит регулярно.
И следующее проявление, например, это изменение тех процентных ставок, которые были раньше. Правительство Москвы выпускает постановление, в котором говорит: «Рыночная арендная плата должна определяться на основании независимого оценщика». Я лично обращаюсь в фирму, которая аккредитована при Департаменте имущества, проводить эту оценку, заказываю ее за свои деньги, чтобы заранее сориентироваться. Они мне дают акт об оценке, образно говоря, получается 7000 рублей за кв. метр в год. Департамент имущества со своей стороны, нарушая сроки этой оценки, в итоге как будто бы ее проводит и пишет мне бумагу, в которой эта рыночная ставка не 7000, как оценила мне официальная фирма, а где-то на 20-25% выше. И с этим можно сделать только одно – опять же обращаться в суд и надеяться, что в суде ты сможешь доказать, что твоя оценка более правильная и реалистичная.
- То есть получается, совершенно не соблюдаются законы?
- Происходит тотальное неисполнение законодательных актов именно со стороны чиновников. Чиновник никакой ответственности за неисполнение закона не несет. Нет нормальной системы выговоров, увольнений, поэтому ему очень просто закон не выполнять, а если я его не выполняю, то против меня сразу применяются жесткие санкции. Аренда у Департамента имущества – это сейчас основная головная боль всего малого бизнеса Москвы.
Тут есть еще один аспект. Есть такой закон о защите конкуренции. В соответствии с ним с июня 2015 года, когда у меня закончится договор аренды, например, этого помещения, я не смогу перезаключить договор аренды с Департаментом на новый срок. По этому закону подразумевается, что бывший арендатор, не имеет значения, сколько денег он вложил в помещение, сколько времени он здесь находился, идет на конкурс заключения договора на общих основаниях, путем повышения процентной ставки за аренду, не имея никаких преимуществ.
- А что если выкупить это помещение у Департамента имущества?
- Сейчас как раз у меня стоит дилемма, выкупить ли это помещение до 2015 года или же благополучно про него забыть, потому что Вы сами понимаете, что если на него положит глаз сетевик, то шансов нет.
Если выкупать. Департамент имущества оценивает это помещение в 80-90 тыс. руб. за кв. метр. Здесь общая площадь 475 метров, умножаем, возьмем в среднем, на 85000 за кв. метр, получается, Департамент имущества хочет с меня получить 40 млн. 375 тыс. руб. за это помещение. Говорить о том, сколько мне эти деньги зарабатывать, учитывая специфику проходимости и покупательской способности Зеленограда, нет смысла.
Здесь все упирается в следующую проблему – кредитование. Если мы говорим, что в государстве существует поддержка малого бизнеса, то государство бы мне сказало: «Хочешь купить площадь? Даем тебе нормальную рассрочку». Нормальная рассрочка при таких условиях – 5-10 лет. На что же пошел Департамент имущества, он сказал: «Три года». Делим на три, получается в год 13, 5 млн. руб. – их надо заработать. Если не заработать, то привлекать кредитные деньги. Обращаясь в Сбербанк, под залог того же имущества, то это 12 % годовых – 4,5 млн. руб. в год – только проценты по кредиту. Это помощь и возможности малому бизнесу? Государственная поддержка?
Когда в 2009 году был кризис, Лужков пошел навстречу малому бизнесу и понизил процентную ставку, пусть до 1000 руб. за кв. метр в год, – неимоверная помощь. Потом эту ставку пытались обратно повысить, но в итоге на 2013 год ее все же оставили такой. Сейчас законодательную базу меняют, и в середине этого года планируют установить рыночную арендную ставку, которая будет составлять около 10 тыс. руб. за кв. метр, что означает почти полное исчезновение малого предпринимательства в Зеленограде.

Встретившись с индивидуальным предпринимателем, владельцем сети магазинов головных уборов в Хабаровском крае, можно понять, что для Дальнего Востока характерны те же проблемы, что и для центральных регионов России: « Я работаю предпринимателем с 1996 года. В данный момент я имею магазин и места в торговых центрах города. Конечно, во время своей работы я сталкиваюсь со многими проблемами малого предпринимательства. Для меня на первом месте стоит проблема аренды. Арендодатели понимают, что предприниматели дорожат своим торговыми местами, и совершенно безнаказанно диктуют свои цены, а нам приходится соглашаться. Закона, который бы ограничивал стоимость аренды, нет, и поэтому предпринимателям не на что опираться. Более того, иногда взгляды собственника помещения и снимающего его предпринимателя в отношении ремонта сильно отличаются, а в случае разногласий, потраченные деньги не восполняются.
Второй проблемой для меня являются налоги, то есть недостатки налоговой системы. Ставка налога высока, кроме того, для моего бизнеса, к примеру, характерна зависимость от сезона. Бывают сезоны, месяца, в которые я терплю убытки, а налог нужно платить в полном объеме. Высоки взносы в пенсионный фонд. Сложна система бухучетности в пенсионный фонд, а особенно отчета за работников.
Для пополнения своего товарооборота, мне необходим кредит, но в настоящее время, кредит выдают только под залог или поручительство, которое иногда очень сложно обеспечить. Так же проблема низкой платежеспособности населения. Например, для нашего региона характерна близость Китая. Низкокачественные, дешевые китайские товары заполонили весь наш рынок.
Так же проблемой является строящиеся торговые центры. Их, к сожалению, очень много бывает даже на один квартал, что снижает покупательскую способность. Высоки тарифы на перевозки. Проблема в том, что в нашей стране очень слабая государственная поддержка малого бизнеса, отсутствует единая законодательная база для предпринимателей».

Заключение
Изучив проблемы малого бизнеса в России, можно назвать основные трудности, с которыми сталкиваются предприниматели. Вот те направления, на улучшение состояния которых должна быть направлена политика государства:
Регистрация своего бизнеса – упростить процедуру регистрации, уменьшить время, которое требуется для узаконивания бизнеса.
Кредитование – сделать доступными кредиты малому бизнесу, уменьшить процентные ставки, мотивировать предпринимателей открывать свой бизнес выгодными условиями получения начального капитала.
Налогообложение – поощрять предпринимателей низкими налогами на малый бизнес, освобождать от налогов начинающие компании на период их становления, способствовать развитию.
Аренда – следить за тем, чтобы размер арендной платы оставался в определенных рамках, усовершенствовать процедуру сдачи в аренду помещения, чтобы у арендатора и нанимателя не возникали конфликтные ситуации.
Законодательство – сформировать единую законодательную базу для малого бизнеса, на которую можно было бы полагаться предпринимателям, сделать малый бизнес защищенным со стороны государства, строго следить за исполнением законодательства.
Кадровая политика – проявить заинтересованность в отношении формирования квалифицированных кадров, создавать выгодные условия для профессионалов в нашей стране, чтобы люди оставались работать на отечественные компании, а не уезжали за границу.
Создав благоприятные условия для развития малого бизнеса в России, можно за очень короткое время стремительно поднять экономику нашей страны. Малый бизнес легко адаптируется к существующим условиям, способен быстро принимать решения, реагирует на то, что непосредственно сейчас необходимо на рынке.


Библиографический список
  1. [1] Gail Buyske. Banking on Small Business: Microfinance in Contemporary Russia. –Cornell University Press, 1 edition. –July 27, 2007. –Сhapter 2. – P. 100.
  2. [2] Статья 346 Налогового кодекса
  3. [3] Эфир радио «Маяк» от 03.04.2013, 18:00, Сергей Борисов, «О проблемах малого и среднего бизнеса».
  4. [4] Чернышева Ю.В. Проблемы развития малого бизнеса// Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов// Перемены в России: прошлое, настоящее и будущее. –Изд. “Таглимат” ИЭУП, 2007. – С. 51.
  5. [5]  Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. – Волтрес Клувер, 2006. – С.3.
  6. [6] Эфир радио «Эхо Москвы» от 20.11.2013 в 16:07
    http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/1201196-echo/
  7. [7] Горфинкель В.Я. , Швандера В.А. Малый бизнес. Организация, экономика, управление. Учебное пособие. –Юнити-Дана, 2009 г. –С.461.
  8. [8] Мамедова Н.А., Девяткин Е.А. Малый бизнес в рыночной среде. –Изд. центр ЕАОИ, 2009. –Cтр. 126, 130.
  9. [9] Рушайло П., Чувиляев П. Журнал “Коммерсантъ Деньги” №39 от 03.10.2005. – С. 26.
  10.  [10] Иоффе А.Д., Каганов В.Ш., Мишин А.И. II Всероссийский съезд представителей малых предприятий, 1.3.2.
  11.  [11] Subnational Doing Business. Doing business in Russia 2012. – June 21, 2012. – P.16.


Все статьи автора «Пастухова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: