АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Максимова Ольга Виссарионовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Работа посвящена исследованию и анализу основных функций менеджмента: планирование, организация, контроль, мотивация. Анализируется реализация некоторых функций на примере отдельной компании рынка сотовой связи. Эмпирическую часть работы составили данные, взятые из готовых отчетов компании.

Ключевые слова: основные функции менеджмента, рынок сотовой связи, управление компанией, эффективный менеджмент


ANALYSIS OF MANAGEMENT FUNCTIONS’ IMPLEMENTATION IN PROFIT-MAKING ORGANIZATION

Maksimova Olga Vissarionovna
Natioinal Research University «Higher School of Economics»

Abstract
The paper is devoted to the research and analysis of basic management functions: planning, organization, control and motivation. Implementation of some functions was analyzed by the example of cellular communication services market’s company. Empirical part of work consist of date from company's social reports.

Keywords: cellular communication services market, efficient management, functions of management, running the company


Библиографическая ссылка на статью:
Максимова О.В. Анализ реализации основных функций менеджмента в коммерческой организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/3984 (дата обращения: 11.03.2024).

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир развивается с ускоренными темпами вследствие чего появляются новые компании, сферы деятельности, бизнес-проекты. В связи с этим возникает проблема рационального решения практических вопросов для успешной деятельности существующих проектов или компаний. Решения этих проблем таит в себе такая наука, как менеджмент.

Менеджмент – современная система управления предприятиями, которая действует в условиях рыночной экономики. Одна из важных характеристик процесса управления – функции менеджмента, которые представляют собой сочетание решений и действий, являющихся основой организационно-производственного процесса. От чего же зависит эффективное управление компанией? Гипотеза исследования: эффективная реализация основных функций менеджмента является источником успеха организации.

В данной работе мы попытаемся раскрыть основные функции менеджмента и их роль в системе управления. Предмет исследования – основные функции менеджмента. Объектом данного исследования является система управления компании рынка мобильной связи.[прим. 1] Целью исследования данной работы является рассмотрение системы управления компании в качестве совокупности реализации взаимосвязанных функций менеджмента.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Раскрытие понятия менеджмента и его основных функций
  • Исследование основных функций на примере компании
  • Определение общей эффективности менеджмента компании

ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ

Менеджмент – эффективное и производительное достижение поставленных целей компанией при помощи основных управленческих функций. Выполнение функций подразумевает собой исполнение менеджерами специальных навыков и умений. Каждая функция управления – особая сфера деятельности какого-нибудь определенного процесса управления. Система управления складывается из совокупности связанных между собой функций.

В настоящее время определяют следующие виды функций менеджмента: контроль, планирование, руководство, мотивация, координирование, регулирование и организация.

Эффективный менеджмент предполагает, что люди совместно координируют деятельность, ставят цели и достигают их, планируют свою работу. Давайте рассмотрим поподробнее основные функции менеджмента.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование – распределение ресурсов в зависимости от внешней среды, горизонтального и вертикального распределения труда[1]. Планирование является основной функцией эффективного управления. Планирование представляет собой особый вид деятельности по формированию средств воздействия для последующего достижения поставленных целей.  Оно ориентировано на развитие компании в целом и всех ее структурных подразделений, так как оно заранее определяет и учитывает факторы внутреннего и внешнего характера, которые обеспечивают хорошее функционирование и работу. Планирование требует от менеджера такого важного концептуального навыка, как видение. Это способность предвидеть, что необходимо для компании, в каком направлении ей развиваться, чтобы достичь успеха в будущем[2].

Различают следующие виды планирования по характеру задач: стратегическое, тактическое и текущее[3].

Стратегическое планирование включает в себя разработку плана существования компании, долгосрочные перспективы. Обычно планы по развитию формируются со сроком на 10-20 лет. Оно охватывает общие цели предприятия, перспективы, мероприятия по достижению основных целей.

Тактическое планирование обычно формируется на более короткий период и предусматривает стратегии менее глобального плана. Например, финансовая стратегия, кадровая политика, планирование деятельности подразделений и структур на установленные сроки осуществления. На этом же этапе происходит  разработка мероприятий, которые обеспечивают выполнение целей долгосрочного плана.

Текущее планирование – определение промежуточных целей и задач организации. Обычно составляется и реализуется со сроком на 1 год. Планы текущего вида есть детализированные задачи долгосрочных и среднесрочных планов.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Следующей функцией менеджмента является организация, которая обычно всегда следует после планирования. Суть этой функции в том, чтобы заключить некоторые взаимоотношения между подразделениями фирмы, определить порядки и условия, в которых будет функционировать фирма. Принимаются решения о возможных методах и инструментах, которые  способствуют выполнению плана, координируются решения задач.

Организационная структура есть взаимосвязанные подразделения фирмы с четким разделением функций между ними. Для ее эффективного функционирования необходимо определить права и обязанности руководителей подразделений, сотрудников, устранить многоступенчатость в управленческой системе.

КОНТРОЛЬ

Контроль – следующая функция менеджмента, которая означает наблюдение за действиями работников, следованием организации планам и целям. В случае отклонения каких-нибудь показателей, менеджеры вносят коррективы. Выявляются проблемы, связанные с осуществлением плана и их причины. Существует следующие виды контроля: предварительный, текущий и заключительный[4].

МОТИВАЦИЯ

«Чтобы покупатели остались в восторге от компании, сначала нужно, чтобы в восторге были сотрудники», – сказал Джозеф Мичелли, подчеркивая важность данной функции в менеджменте. Действительно, мотивация –одна из самых важных управленческих функций, которая  определяет степень заинтересованности персонала, а значит, и их отдачу в реализацию поставленных целей. Мотивация – внешние и внутренние силы, которые влияют на человека и побуждают в них энтузиазм на выполнение задач. Задача менеджера состоит в том, чтобы направить эти силы и энергию в нужное русло.

Существует традиционный подход к рассмотрению мотивации, основоположником которого был Ф. Тейлор. Он рассматривал работников как «экономических людей», которые заинтересованы в получении большего дохода при увеличении нагрузки на них. Затем появляется новый, «социальный человек». Исследования хоторнских ученых показали, что более значительным стимулом для труда являются не деньги, а хороший и близкий по интересам коллектив. Концепция человеческих ресурсов повествует нам о «целостном человеке», который нуждается в признании со стороны начальства. Эта теория утверждает, что каждый человек – многогранная личность, которая стремиться к достижению высоких результатов. Если менеджеры будут относиться к сотрудникам как к компетентным личностям, производительность возрастает.

Современных подход основывается на трех теориях. Теория содержания мотивации, которая анализирует основные потребности человека, это дает возможность понять нужды работников. Теория процессов мотивации пытается понять, как разные факторы влияют на мышление работника и каким образом он стремится к вознаграждениям. Теория подкрепления изучает приемлемые в процессе труда образцы поведения при обучении работников[5].

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О КОМПАНИИ

Компания является одинм из крупнейших сотовых операторов России и стран ближнего зарубежья. Она развернула собственную сеть и сейчас оказывает широкий спектр услуг мобильной связи на всей территории страны. Компания считается новатором в сфере предоставления передовых мобиильных услуг: эта компания стала первым общероссийским оператором сотовой связи стандарта GSM 900/1800, а сегодня это первая в России компания, которая запустила на рынок мобильных услуг 3G сеть. Это дало возможность им стать лидерами по числу пользователей сети 3G, а также по объему выручки от реализуемых в них услуг.

Основные услуги, предоставляемые компанией:

  • голосовая связь
  • мобильная передача данных
  • VAS-услуги
  • услуги для бизнеса
  • фиксированный доступ в Интернет и платное ТВ
  • устройства

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ

МЕНЕДЖМЕНТА В КОМПАНИИ

Миссия компании – объединение России и преодоление барьеров в общении. Деятельность компании тесно связана с ее принципами: развитие, надежность, сопричастность, партнерство, современная Россия. Именно на основе этих факторов строится система отношений с клиентами и партнерами, государственными структурами, обществом и сотрудниками. Основная цель компании – создать пример российского бизнеса, успешно сочетающего деловую эффективность и соответствие общественным интересам.

Эти задачи стратегического планирования компания успешно реализует на протяжении долгих лет. Давайте рассмотрим реализацию текущего планирования компании.

Стратегические задачи компании на 2010 год:

  • усиление позиций на российском рынке мобильной связи
  • укрепление лидерства на рынке передачи данных
  • увеличение доли рынка в сегменте фиксированной связи
  • фокус на производство новых устройств
  • построение собственной эффективной розничной сети

Проведя небольшой анализ реализации некоторых их этих стратегических задач, мы можем сказать, что компания ставит перед собой весьма объективные цели и строит четкую стратегию.

Компания является одним из ведущих сотовых операторов в России и приписывается к «Большой тройке», которая состоит из компаний МТС, МегаФон и Билайн, предоставляющих услуги сотовой связи. Между компаниями «Большой тройки» идет довольно острая конкуренция.

Поставленная в 2010 году задача усилить позиции на рынке услуг связи отчасти реализована: доля нашей коммерческой организации на рынке по количеству абонентов увеличилась на 2,5%. Однако компнии не удалось занять лидирующую позицию на рынке: ее по-прежнему сохраняет МТС (диаграмма 2).

    

Диаграмма 2 – рынок сотовых операторов

Зато компании удалось сохранить за собой безусловное лидерство в самом быстрорастущем и наиболее перспективном сегменте рынка – мобильном Интернете. На диаграмме 3 мы наблюдаем рост доли рынка передачи данных компании.

Таблица 1 –  Рынок передачи данных в России

2010 2011 2012
Объем рынка, млрд рублей 53 75,6 100,7
Доля рынка, % 24,1 25,9 31,6


Диаграмма 3 – изменение доли компании на рынке передачи данных

Политика компании направлена на расширение своего присутствия в разных регионах и предоставление обслуживания высокого качества в любой точке России через салоны, контакт-центры и площадки в социальных сетях. Структура организации такова, что компания имеет дочерние филиалы в регионах России и странах СНГ.

Таблица 2 – изменение числа абонентов за последние 3 года

Филиал/число абонентов, млн 2010 2011 2012
Москва 8,1 9,4 9,9
Северо-запад 10,5 11,1 10,7
Центр 3,5 3,7 3,9
Кавказ 8,8 9,3 9,5
Урал 5,1 5,6 5,4
Дальний Восток 4,5 4,8 4,8
Поволжье 12,6 13,7 14,2
Сибирь 3,5 3,8 4,2

На основе данных таблицы 2 мы можем заметить тенденцию роста подключаемых абонентов к сотовой сети, предоставляемой компанией. В особенности, в столичном, центральном, кавказском, поволжском и сибирском филиалах.  Ввиду всех этих данных мы можем утверждать, что структура организации компании эффективна.

Теперь рассмотрим реализацию следующей функции – мотивации.    Фактором успеха компании является команда. В компании особое внимание уделяется созданию благоприятной среды, чтобы пробудить потенциал каждого сотрудника. Каждому без исключения предоставляется возможность профессионального роста.

Взаимоотношения компании со своими сотрудниками строятся на основе справедливых и взаимовыгодных трудовых отношений, хороших условий труда, социальной защиты и развития личного потенциала.

В компании существуют следующие виды материальной и нематериальной мотивации:

  • достойная заработная плата
  • гибкий график работы
  • социальный пакет (оплата больничных, компенсация питания, дополнительная оплата за переработку и ночные часы)
  • добровольное медицинское страхование
  • служебная связь
  • возможность улучшения уровня английского языка
  • развоз транспортом компании после 22:00
  • оплата занятий спортом
  • обучение, адаптация, наставничество

В последние годы компания поставила перед собой задачу развивать долгосрочные и доверительные отношения с клиентами и совершенствовать обслуживание. Этому способствует развитие профессиональных навыков и качеств персонала. Компания предоставляет своим сотрудникам посещать курсы английского языка, программы профессионального обучения, тренинги на развитие лидерских качеств, курс мини-MBA.

Еще одна важная составляющая создания благоприятных условий для карьерного роста и раскрытия потенциала сотрудников – школа «МегаАкадемия». Эта система обучения запущена в 2010 году, она помогает развивать концептуальные навыки и другие профессиональные качества сотрудников. С каждым годом все больше и больше высококвалифицированных менеджеров и сотрудников контактного центра выпускается из этой школы.  В 2011 году 9,5 тысяч человек прошли обучение в Академии, когда в 2012 году ее окончили 21,7 тысяч человек. Это в 1,3 раза больше, чем в предыдущем году.

Кроме того, В 2011 году внедрена новая прогрессивная мотивационная система персонала контактного центра: их вознаграждение стало зависеть от оценки потребителей их работы. Уже к концу 2011 года пользователи стали оценивать работу сотрудников значительно выше: девять из десяти пользователей оценивали коммуникацию с операторами на пять баллов из пяти возможных. Сократилось и время ожидания ответа оператора Контактного центра. Если в 2010 году среднее время ожидания было равно 208 секунд, то в 2010 оно сократилось до 144 секунд. Уровень удовлетворенности обращением в Контактный центр составил 67% в 2011 году.

По итогам 2011 года доля лояльных компании клиентов составила 31%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Итак, проведя некоторые исследования и проанализировав внешнюю и внутреннюю среду организации, можно сказать, что компания обладает эффективным менеджментом.

  • Ежегодно в компании вырабатывается четкая текущая стратегия на следующий год в зависимости от уже достигнутых результатов и меняющихся тенденций развития общества.  На сегодня достигнуты следующие результаты: компания занимает 2 место в России по общей доле рынка сотовой связи и уверенно лидирует на рынке передачи данных, предоставляя сеть четвертого поколения.
  • В компании выстроена эффективная организационная структура. Дочерние компании существуют во всех регионах России и в странах ближнего зарубежья. Такая структура предоставляет возможность объединить общей сетью всю Россию. Более того, проникновение в регионы позволяет увеличить штат сотрудников, развить их потенциал и увеличить поток свежих идей для компании. Благодаря такой организации, число абонентов компании растет из года в год.
  • Мотивационная программа в компании поистине увеличивает производительность сотрудников. В компании существует много материальных и нематериальных способов мотивации сотрудников. Показателем эффективности осуществления функции мотивации можно считать увеличение лояльных клиентов компании. Ведь компания стремится построить доверительные и долгосрочные отношения с клиентами.

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что успех компании на российском рынке обусловлен эффективным менеджментом.

[прим. 1] Здесь и далее рассматривается конкретная организация, которую в силу объективных причин автор не называет.


Библиографический список
  1. Васильева Л. В. Пять слагаемых управления компанией//Управление развитием персонала. – 2009. – №1. –  С. 2
  2. Мамочкин Е. Все идет по плану… [электронный ресурс] URL: http://www.e-xecutive.ru/finance/announcement/347252/ (дата обращения: 22.01.14)
  3. Драчева Е. Л., Юликов Л. И. Менеджмент. – М. : Матерство, 2002. – С. 81-97, 112-114
  4. Ахметов А. Р. Исследование контроля как функции управления //Проблемы современной экономики. – 2009. – №. 1.
  5. Robbins S. P., Coulter M. Management. 8th edition. – 2006. – p. 76-87


Все статьи автора «Максимова Ольга Виссарионовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: