СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ И ЯПОНСКИХ КОМПАНИЯХ

Жарынская Марина Андреевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Данная статья представляет собой сравнительный анализ систем управления в российских и японских компаниях. Сопоставление специфики системы управления компаний этих стран, как компаний развивающегося и развитого государства, выявления плюсов и минусов тех или иных аспектов их менеджмента, несомненно, покажут стили управления и систему организации, которые необходимо пересмотреть и изменить, чтобы достигнуть эффективного уровня ведения бизнеса компаний данных стран как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Ключевые слова: российские компании, система управления компанией, японские компании


COMPARATIVE ANALYSIS OF CONTROL SYSTEMS IN RUSSIAN AND JAPANESE CONPANIES

Zharynskaya Marina Andreevna
Natioinal Research University «Higher School of Economics»

Abstract
This article presents a comparative analysis of the control systems in the Russian and Japanese companies. Comparison of the specificity of management companies of these countries, as companies developing and developed States to identify the pros and cons of various aspects of their management will undoubtedly show styles of management and organization system, you need to review and change to achieve an effective level of companies doing business in these countries both in the domestic and foreign market.

Библиографическая ссылка на статью:
Жарынская М.А. Сравнительный анализ систем управления в российских и японских компаниях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/4238 (дата обращения: 11.03.2024).

Введение.

Современные компании постоянно стремятся к уменьшению собственных издержек, максимизации прибыли и поддержке инновационной деятельности. В данной работе описываются российские и японские системы управления. Сравнение специфики системы управления компаний этих стран, как компаний развивающегося и развитого государства, выявления плюсов и минусов тех или иных аспектов их менеджмента, несомненно, покажут стили управления и систему организации, которые необходимо пересмотреть и изменить, чтобы достигнуть эффективного уровня ведения бизнеса компаний данных стран как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Актуальность проблемы. Проблема данного исследования заключается в том, что в связи с различным уровнем развития стран (на примере российских и японских компаний), наименее развитые страны сталкиваются с необходимостью систематизации и изменения стратегического управления в собственных компаниях. Для этого они основываются на опыте наиболее развитых стран, который в некоторых случаях является неуместным и неэффективным для компаний той или иной страны в связи с её исключительными особенностями.

Объектом исследования выступают рассматриваемые российские и японские компании, а также взаимодействие между управляющими компании и их подчинёнными.

Предметом исследования являются непосредственно процессы и способы управления в российских и японских компаниях,благодаря которым достигается главная цель каждой организации– получение максимальной прибыли.

Цели и задачи исследования: Провести сравнительный анализ системы управления в российских и японских компаниях. Выявить их общие и отличительные черты, положительные и отрицательные характеристики, выяснить какие из них более продуктивны.

  1. Сравнительный анализ системы управления в российских и японских компаниях.

    1.1 Особенности культуры российской и японской системы управления.

Каждая из рассматриваемых стран имеет свои особенности культуры системы управления. Во многом это связано с отличительными чертами истории развития, расположения того или иного государства и сложившегося менталитета граждан.

Расположенная между двумя цивилизациями Европы и Азии наша страна впитала в себя их некоторые черты, но в тоже время, сохранила собственную самобытность. Обращаясь к традициям и культуре управления в России,можно сказать, главные традиции российского менеджмента с периода правления Петра I и до настоящего времени остались практически неизменными. Для начала следует отметить огромную роль влияния государства на развитие и формирование экономики в России. В связи с чем сформировалась стабильная иерархическая структура управления, тесно связанная с государственной властью.Во все исторические периоды для стабилизации экономического состояния России внедрялся достаточно тотальный контроль государства, большинство российских правителей вели политику протекционизма, именно поэтому внутреннему рынку была свойственна незначительная конкуренция, а это мешало формированию новых видений в структуре управления. Таким образом, характер российской управленческой культуры можно связать с индивидуальностью и направленностью в руководстве, строгим распределением обязанностей, превосходством государственных и корпоративных интересов над личностными, строгой системой руководства и достаточно медленной обратной связью.

Япония же, никогда не отличалась обилием естественных ресурсов, зато под своим единственным богатством она всегда предполагала человеческие ресурсы. На протяжении долгого периода времени данная цивилизация существовала в полной изолированности от остального мира, благодаря чему сформировалась отличная от других культура с особым уровнем коллективного взаимодействия. Исторически сложившемуся японскому менталитету характерно: особые философские виденья, высокий уровень эстетической культуры, завидное трудолюбие, приоритет семейных традиций, любовь к родине и патриотизм. Япония- государство с монополистическим капитализмом, во многом благодаря которому сформировались действующие производственные отношения и система управления. Если представить историю становления японской культуры управления, можно отметить,что ещё в 1945 году экономическое состояние Японии было крайне плачевно. Но уже к 80-м годам вернула свои позиции экономического гиганта, заняв второе место в мире по уровню производства. Такой значительный подъём в развитии экономики случился во многом благодаря особой системе управления. Эта уникальная тенденция была определена своеобразной этнопсихологической структурой.

    1. Особенности системы управления в российских компаниях.

Для начала проанализируем особенности поведения сотрудников российских компаний. Современный сотрудник отечественной организации в большей степени гонится за материальной выгодой, хотя некоторое время назад ценностными ориентирами были стремление личного вклада в благополучие национальной экономики и гордость за участие в её развитии. Для российской системы управления организацией характерно присваивание западных, американских и азиатских черт менеджмента, но в тоже время существует противоречие между устоявшимся русским менталитетом и навязываемыми ценностями (например, едва ли русский человек согласится потратить своё личное время на дополнительную работу в компании). К тому же в большинстве случаев сотрудники не имеют права принимать участие в организации управления компанией из-за сложившегося принципа централизации управления. Так например, в энергетических компаниях ОАО «Газпром» и ОАО «Лукойл» действует этот принцип, лишь стоящие на высшей ступени руководства могут решать управленческие и финансовые вопросы. Сотрудники большинства российских предприятий не рискуют выражать личное мнение по отношению к нововведениям и способам улучшения условий трудового процесса из-за боязни критики коллег и потери места работы. Руководство не старается решить проблему конфликтной ситуации между работниками, а лишь желает укрепить позиции формального лидерства, из-за чего возникают сплетни и слухи между подчинёнными. И данная тенденция весомо тормозит процесс результативной работы предприятия в целом. Российские управленцы следуют нескольким принципам таким как: оптимизация обязательств, прав и ответственности подчинённых; централизация управления; организация планирования. Следовательно, можно отметить, что в большей степени российский стиль управления организацией имеет административный характер. Средняя заработная плата обычно определяется установленной оплатой труда в данном районе страны, квалификацией сотрудника, стажем и трудовыми заслугами. Способами поощрения и мотивации труда являются дополнительные материальные выплаты и повышение по службе. Негибкость заработной платы, недостаточное количество мотивации, плохое стимулирование увеличения производительности являются отрицательными чертами большинства российских компаний. Также следует отметить, что заработная плата в России обладает тенденцией как увеличиваться, так и уменьшаться. Так например в компании «Евросеть» в среднем продавцы и работники офиса начали получать на 25-40% меньше, чем раньше. Но при этом трудовая нагрузка увеличилась, что привело к началу исчезновения оригинального корпоративного духа.

    1. Особенности системы управления в компаниях Японии.

Что касается японского менеджмента, то существует шесть определённых признаков японской системы управления:

  1. Открытость и ценности компании. База данных о деятельности корпорации открыта для пользования всех уровней её сотрудников. Все рабочие представляют собой дружный коллектив, принимающий непосредственное участие в жизни организации, несущий общую ответственность за её судьбу и старающийся увеличить её производительность. Также приобщение рабочих и администрации компании к совместным встречам и совещаниям даёт свои положительные плоды. Корпоративные ценности компании основываются на преимуществе высококачественного сервиса, товаров для покупателей, взаимодействие административных работников с рабочими, сотрудничество филиалов.

  2. Формирование доверительной атмосферы между сотрудниками и гарантия предоставления работы. Благодаря этим критериям в компании сокращается процесс текучести кадров. Ощущение стабильности укрепляет взаимоотношения между коллегами, стимулирует их трудовую деятельность. Работники не боятся быть уволенными и смело продвигаются вверх по карьерной лестнице, что способствует их сильному стремлению приобщиться к деятельности организации. Существующая система «пожизненного найма» является непосредственной гарантией занятости и отличительной чертой японского менеджмента от европейских стандартов. Действующая стабильность способствует укреплению взаимоотношений между работниками всех уровней, расширению управленческих ресурсов и их заинтересованности в большей степени рабочим процессом, а не дисциплинарными вопросами.

  3. Постоянное участие руководства в производственном процессе. С целью быстрого решения возникающих на производстве проблем, японские компании следуют политике размещения административных кадров в здании, где ведётся производство. Создаются «кружки качества» и новаторские идеи, которые приводят к расширению дополнительных новшеств. Аналогичным образом в компании «Nissan» помещение, в котором располагается руководство, находится в производственном секторе.

  4. Менеджмент, который в большей степени направлен на улучшение качества услуг. Владельцы японских корпораций в большей мере контролируют качество предоставляемых товаров и услуг. Они стремятся усилить этот контроль и в итоге с гордостью снабжают потенциального клиента товарами или услугами наивысшего качества.

  5. Информация как основа менеджмента. Большое внимание обращается на сохранение информации и её применение для увеличение эффективного трудового процесса и производства товаров высокого качества .Так например, в компании «Panasonic Corporation» действует система сбора данных о поступлении товара в продажу, об ответственных за качество того или иного продукта. Благодаря этому быстро находятся виновные в неполадках, причинах брака, и разрабатываются способы решения данных проблем для препятствия их возникновения в будущем. Управленцы каждый месяц контролируют показатели качества, выручку и издержки производства, для сравнительного анализа данных и предотвращения угроз в период их начального формирования.

  6. Обеспечение чистого производства в условиях порядка на предприятии. Японцы добиваются высокого качества товаров и услуг и дальнейшего повышения продуктивности именно благодаря поддержанию чистоты и порядка на производстве. Так например, в автомобильной компании «Toyota» всегда стремятся к созданию чистой, приятной и безопасной производственной среды с чётким соблюдением всех санитарных норм.

Японскому менеджменту также свойственны свои минусы. Например, пожизненный найм не всегда выгоден компании и её сотрудникам в условиях современной экономики. Система платы с учётом возрастных характеристик не способна обеспечить более профессиональным и талантливым работникам быстрый карьерный рост.

Мотивация труда работников японской организации играет значительную роль в системе управления фирмы. Японцы наделены необычайным трудолюбием . Одной из особенностей норм регулирования поведения является уважительное отношение к старшим. В связи с этим существует принцип старшинства при стимулировании трудовой деятельности работников и распределения материального поощрения в виде заработной платы. Увеличение заработной платы на японских предприятиях происходит каждый год. При её распределении среди работников учитываются мастерство выполнения работы, уровень образования, должность в организации, стаж. Люди, не обладающие высшим образованием имеют возможность дойти по карьерной лестнице лишь до низшей или средней ступени системы управления компанией.

1.4 Отличительные черты систем управления в Японии и России.

Детально рассмотрев особенности культуры и системы управления каждой из стран, можно сделать вывод, что между ними существуют определённые сходства и различия. Для начала рассмотрим отличия данных систем при помощи таблицы.

Таблица 1- Различия систем управления в российских и японских компаниях.

Критерии

оценки системы управления

Япония

Россия

Демократизм менеджмента

Принцип коллективного и единогласного принятие управленческих решений

Решения руководителей принимаются индивидуально, а подчинённые следуют им.

Система контроля

Неформальная, коллективная.

Чёткая, структурированная.

Организация ответственности

Ответственность коллектива за деятельность

В большей степени ответственность несёт отдельная личность

Характер систем управления

Оригинальный и гибкий.

Чёткий и структурированный.

Подготовка управленцев

Разносторонняя специализация руководителей

Управленцы получают узкую специализацию

Выражение личного мнения в решений важных вопросов компании.

Участие всех сотрудников. Согласование решений управляющего с его коллегами.

Руководство может как делегировать так и сосредотачивать на себе право решения вопросов компании.

Срок занятости сотрудников и руководства

Долговременный срок работы, пожизненный найм на работу.

Краткосрочный найм. Повышенная текучесть кадров, иногда продолжительный срок работы в одной компании.

Главные черты характера руководителя

Способность умело управлять без использования методов принуждения, вдохновлять своим примером и заслужить любовь и преданность своей команды. Лидер- мозговой центр компании, координатор.

Качества руководителя определяются его способностью профессионально и предприимчиво распространять руководство. Лидер- сильная, волевая личность.

Заимствование и использование методов управления

Адаптация моделей управления к особенностям культуры и менталитета граждан.

Стремление копировать зарубежные модели менеджмента без учета менталитета работников.

Вне рабочая активность сотрудников.

Забота руководства о неформальной жизни организации.

Игнорирование неформальной коммуникации, формальный стиль ведения управления.

Возрастные ограничений для достижения определённой должности.

Высокие ступени руководства компанией может занимать сотрудник, достигший только положенного должностного возраста.

Высокую должность в руководстве компании может занимать молодой и неопытный специалист.

Ориентирование стиля управления

В большей мере на групповую деятельность.

На личные ценности и результаты деятельности.

Характер целей и задач компании

Размытый, общий характер и показывает стратегию компании на данный момент времени.

Чёткий и направленный к окончанию определённого периода времени.

1.5 Схожие особенности.

Помимо множества перечисленных различий, система управления в российских и японских организациях обладает несколькими схожими особенностями. Так например, иерархичность системы управления, увеличение оплаты труда согласно его стажу, качеству выполнения работы и квалификации, установленная заработная плата- важнейшие черты управленческих систем обеих стран.

1.6 Заимствование способов управления.

В последние годы Япония достигла огромных успехов в своём социально-экономическом развитие. И вследствие чего её этнопсихологическая система управления привлекает к себе всё больше внимания иностранных менеджеров. Методы японского управления с каждым годом всё в большей степени распространяются за пределы страны. И правильное сочетание этих методов с особенностями другой структуры управления приносит положительные результаты. Российские компании их начали использовать с 2000-х годов. Одними из первых стали автомобильные предприятия, вдохновлённые успехами компании Toyota. Так например, в 2006 году ОАО «КАМАЗ» начал использовать практику японской системы менеджмента «кайдзен»(ключ к успеху предприятий Японии, который заключается в систематическом искоренении проблем на начальной стадии их развития, такая любая малейшая модификация является шагом к прогрессу). И благодаря этому сейчас ОАО «КАМАЗ» является одним из самых прогрессивных автомобильных заводов России. На сегодняшних момент такие принципы управления «кайдзен» существуют во многих компаниях России таких как: Сбербанк, КАМАЗ, NAYADA, “ГалоПолимер Кирово-Чепецк”, “Колмар”, «Группа ГАЗ» и т. д.

Заключение.

Таким образом, системы управления японских и российских компаний обладают своими неповторимыми чертами. Быстрая модернизация и стремительный экономический рост Японии во многом зависит от особенностей ведения национального менеджмента с учётом менталитета граждан. Российский менеджмент ещё только формируется, накапливая в себе результаты зарубежных государств. Но стоит отметить, что эффективное производство базируется не на тотальном заимствовании зарубежных систем ведения управления, а на адаптации их некоторых положительных элементов к специфическим качествам психологических и социально-культурных факторов той или иной страны. Только соблюдая эти правила можно добиться положительного результата в модернизации системы управления и продуктивности её работы. 


Библиографический список
  1. Шеметов П. В. Менеджмент: управление организационными системами : учеб. пособие / П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. — М.: «Омега-Л», 2008
  2. Коротков Э. М. Концепция российского менеджмента / Э.М. Коротков. — М.: «ДеКа», 2004.
  3. Ананьев А. А. История развития и состояние систем управления на российских предприятиях. MLA
  4. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000006/index.shtml
  5. Рудык Э. Управление трудом в Японии: уроки для России. http://libelli.ru/magazine/02_1/ii.htm .
  6. Кузнецова Н. В., История управленческой мысли в Японии http://www.mevriz.ru/articles/2002/4/1009.html


Все статьи автора «zharynskaya.mery»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: