Как известно, задолженность любого хозяйствующего субъекта (организации либо индивидуального предпринимателя) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) включает в себя образовавшуюся по завершению каждой отчетной кампании недоимку, а также суммы начисленных на нее пеней и штрафов.
Так, по итогам 2012 года в целом по Российской Федерации величина собственно недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляла 1,4% от общей суммы начисленных хозяйствующими субъектами страховых взносов. При этом ее увеличение в абсолютном выражении по сравнению с предыдущим 2011-м годом составило 23844 млн. руб. (табл. 1) [1].
Таблица 1 – Размер недоимки по страховым взносам в ПФР и фонды ОМС (по состоянию на 31.12.2011 г. и на 31.12.2012 г.)
Государственный внебюджетный фонд |
В абсолют. выражении, млн. руб., по состоянию на 31.12.2011 г. |
Удельный вес в сумме начисленных страховых взносов, % |
В абсолют. выражении, млн. руб., по состоянию на 31.12.2012 г. |
Удельный вес в сумме начисленных страховых взносов, % |
Федеральный фонд
ОМС |
7125 |
2 |
14472 |
1,6 |
Территориальный фонд ОМС |
6055 |
1,8 |
4539 |
1,2 |
Пенсионный фонд Российской Федерации |
73687 |
1,8 |
97531 |
1,4 |
Источник: составлено автором по данным годового отчета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/archiveinf2012/24810.html.
В современной экономической периодической литературе [2, С. 64; 3, с. 45; 4, С. 5] под реструктуризацией задолженности в государственные внебюджетные фонды, как правило, понимается отсрочка либо рассрочка по уплате задолженности по страховым взносам, включая начисленные на нее пени и штрафы.
При этом в действующих законодательных актах в сфере отечественного пенсионного страхования вообще не содержится никаких положений, касающихся возможности проведения реструктуризации задолженности по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР), возникшей после 1 января 2010 года. Лишь в Федеральном законе № 212-ФЗ [5] говорится о возможности списания безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам, а в дополняющих его методических указаниях ПФР – детально раскрывается порядок осуществления такого рода списания.
В то же время, существует постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 176 «Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся до 1 января 2001 года у государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений по состоянию на 1 января 2010 года, по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность».
Также Правительством РФ принято еще одно постановление от 03.03.2012 № 177 «Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся у государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений по состоянию на 1 января 2010 г., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность».
При этом необходимо отметить, что и в том и в другом нормативном документе речь идет лишь о реструктуризации задолженности, возникшей у государственных и муниципальных учреждений перед государственными внебюджетными фондами по страховым взносам с 01.01.1991 г. по 31.12.2000 г., а также перед федеральным бюджетом, Фондом социального страхования РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования – по ЕСН за временной интервал с 01.01.2001 г. по 31.12.2009 г.
Таким образом, реструктуризация задолженности хозяйствующих субъектов по страховым взносам на ОПС на современном этапе развития российской системы пенсионного страхования не носит массового характера и поэтому не дает значительного положительного эффекта. А, между тем, как отмечалось в таблице 1, задолженность по данному виду платежей с каждым годом неуклонно увеличивается.
На наш взгляд, в современных экономических условиях реструктуризация задолженности хозяйствующих субъектов по страховым взносам на ОПС в Пенсионный фонд Российской Федерации представляется достаточно актуальной и целесообразной. И в дальнейшем может стать одним из направлений совершенствования взаимоотношений хозяйствующих субъектов с соответствующими территориальными органами ПФР.
При этом суть непосредственно реструктуризации задолженности по страховым взносам заключается в том, что плательщикам будут предоставляться новые, отличные от действовавших до момента ее внедрения условия и сроки погашения задолженности по страховым взносам – с возможностью в некоторых случаях значительного списания (сокращения) части долга.
Уточним, какого вида платежи, на наш взгляд, могут подпасть под возможную реструктуризацию:
- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, числящаяся за хозяйствующим субъектом по данным учета территориальных органов ПФР за период с 1 января 2010 года и до момента непосредственного проведения реструктуризации;
- задолженность по пеням и штрафам, образовавшаяся у конкретного хозяйствующего субъекта на дату вынесения решения о реструктуризации.
При этом в качестве возможной формы реструктуризации задолженности по страховым взносам на ОПС для каждого хозяйствующего субъекта может выступать именно пролонгация сроков выплаты задолженности в форме ее рассрочки, т. е. ее разделения на несколько частей, которые в последующем буду подлежать постепенному погашению в предстоящем периоде по графику, согласованному обеими сторонами.
Таким образом, у хозяйствующих субъектов появляется возможность при соблюдении определенных территориальными органами ПФР условий производить равномерное погашение задолженности по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ в течение календарного года, следующего за годом предоставления права на реструктуризацию.
Соответственно, к каждому плательщику страховых взносов, получившему право на реструктуризацию задолженности, со стороны взаимодействующих с ним территориальных органов ПФР приостанавливается применение мер принудительного взыскания в виде направления инкассовых поручений в учреждения обслуживающих коммерческих банков. Также в отношение таких плательщиков не возбуждаются и исполнительные производства.
Предполагается, что право на реструктуризацию задолженности в Пенсионный фонд РФ хозяйствующие субъекты могут приобретать только один раз по итогам каждого календарного года. Организации и индивидуальные предприниматели, воспользовавшиеся этим правом, не смогут по завершению очередного календарного года подать заявление на проведение новой реструктуризации, пока не погасят реструктуризированную задолженность в полном объеме.
Если у хозяйствующего субъекта отсутствует недоимка по страховым взносам на ОПС, но есть задолженность по пеням и штрафам, он также вправе реструктуризировать такую задолженность в общем порядке.
Возможные основные этапы процесса реструктуризации задолженности хозяйствующих субъектов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации детально раскрываются в таблице 2.
Таблица 2 – Этапы процесса реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
Этап |
Содержание этапа реструктуризации |
1 этап: |
Подача хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган ПФР заявления о намерении провести реструктуризацию задолженности по страховым взносам на ОПС |
2 этап: |
Анализ территориальным органом ПФР величины задолженности
по страховым взносам на ОПС, образовавшейся у хозяйствующего субъекта на конкретную дату |
3 этап: |
Оценка хозяйствующим субъектом своих возможностей погасить имеющуюся задолженность по страховым взносам в полном объеме |
4 этап: |
Выбор хозяйствующим субъектом конкретных форм реструктуризации задолженности по страховым взносам |
5 этап: |
Согласование форм и условий реструктуризации задолженности хозяйствующим субъектом с территориальным органом ПФР.
Оформление решения о реструктуризации задолженности, соглашения о реструктуризации и утверждение графика погашения задолженности (в случае использования хозяйствующим субъектом рассрочки по уплате страховых взносов) |
6 этап: |
Рассмотрение факта обращения хозяйствующего субъекта с приложением необходимых документов на специально созданной комиссии при территориальном органе ПФР |
7 этап: |
Контроль со стороны территориального органа ПФР за выполнением условий погашения хозяйствующим субъектом реструктурированной задолженности по страховым взносам |
Источник: разработано автором.
При этом возможные права и обязанности территориальных органов ПФР в процессе проведения реструктуризации задолженности хозяйствующих субъектов по страховым взносам на ОПС, приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Права и обязанности территориальных органов Пенсионного фонда РФ
№ п.п. |
Содержание |
1. |
Предоставление права хозяйствующим субъектам на реструктуризацию задолженности по страховым взносам на ОПС, а также пеням и штрафов |
2. |
Отказ в предоставлении права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам на ОПС |
3. |
Прекращение действия решения о реструктуризации задолженности по страховым взносам на ОПС |
4. |
Восстановление права хозяйствующих субъектов на реструктуризацию задолженности по страховым взносам на ОПС |
5. |
Отказ в восстановлении права хозяйствующих субъектов на реструктуризацию задолженности по страховым взносам на ОПС |
Источник: разработано автором.
На наш взгляд, график погашения недоимки по страховым взносам, утверждаемый территориальными органами ПФР по согласованию с каждым хозяйствующим субъектом в отдельности, можно представить в следующем виде (табл. 4).
Таблица 4 – График погашения недоимки по страховым взносам на _______ год
Отчетный год проведения реструктуризации недоимки по страховым взносам |
Первоначальная сумма недоимки по страховым взносам до реструктуризации |
Сумма недоимки, подлежащая уплате в течение отчетного года |
Остаток суммы недоимки по страховым взносам на конец года |
Информация о недоимке по страховым взносам, за период с 1 января 2010 года: |
|||
2010 год |
… |
… |
… |
2011 год |
… |
… |
… |
2012 год |
… |
… |
… |
2013 год |
… |
… |
… |
Источник: разработано автором.
Аналогичные графики могут составляться и в части погашения задолженности хозяйствующими субъектами по пеням и штрафам к уплате в бюджет ПФР.
Таким образом, получается, что реструктуризация задолженности по страховым взносам на ОПС – это взаимовыгодная акция: как для хозяйствующих субъектов, так и для территориальных органов ПФР. Со своей стороны, предприятия-должники получают возможность поправить собственное финансовое положение путем получения рассрочки просроченных платежей. В свою очередь, Пенсионный фонд Российской Федерации получает от таких плательщиков стабильные перечисления денежных средств и регулярные поступления в бюджет – в соответствии с заключенными соглашениями и утвержденными графиками погашения реструктуризированной задолженности.
В то же время на практике существует реальная опасность того, что значительная часть крупных неплательщиков начнет злоупотреблять возможностями реструктуризации задолженности по страховым взносам, апеллируя в целях своей защиты к органам государственной власти и управления. Кроме того, возможно снижение общей платежной дисциплины хозяйствующих субъектов и рост объемов просроченной задолженности по страховым взносам, что, в конечном итоге, может привести к банкротству таких организаций и «зависанию» огромных сумм уже в качестве безнадежной к взысканию задолженности.
В связи с этим работа в части реструктуризации задолженности по страховым взносам на ОПС должна проводится территориальными органами ПФР тщательно и скрупулезно, применительно к каждому хозяйствующему субъекту в отдельности, с учетом детального анализа его финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния.
Библиографический список
- Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год; Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. URL:http://www.pfrf.ru/archiveinf2012/24810.html (дата обращения: 01.12.2013).
- Мистинева Н.Ю. Увеличение задолженности по налогам и сборам и ее реструктуризация / Финансы и кредит. 2010. № (386). – С. 64-67.
- Рычихина Н.С. Реструктуризация задолженности как метод реализации политики финансового оздоровления предприятия / Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2011. № 3 (27). – С. 44-47.
- Терехова В.А. О новых правилах реструктуризации задолженности учреждений по страховым взносам и единому социальному налогу / Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. № 16 (304). – С. 5-8.
- О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ; Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.12.2013).