Подготовка целевых программ, предлагаемых к финансированию из бюджета, осуществляется в сроки, определяемые решениями в части разработки проекта регионального или муниципального бюджетов.
Оформление региональной программы предваряет процесс сбора и обработки необходимой информации, с учетом следующих требований:
- информация должна собираться непрерывно и целенаправленно;
- должны опираться на достоверные источники;
- должны быть достаточно гибкими (учитывающими изменения внешних факторов);
- процессы сбора и обработки информации не должен носить случайный характер, а иметь динамику и механизм мониторинга социальных и экономических явлений [1].
Главная задача этапа сбора и обработки информации заключается в том, чтобы на основе его можно было достаточно точно зафиксировать позиции и уровень развития местного сообщества, определить его стартовые возможности.
Региональная целевая программа по развитию социальной сферы села должна включать в себя титульный лист, паспорт программы, основное содержание, приложения к региональной целевой программе [2].
Паспорт дает общее представление о содержании целевой программы, в нем формулируются цели и задачи, решаемые с помощью программы, определяются сроки реализации, состав исполнителей, ресурсная база, ожидаемые результаты (табл. 3).
Основное содержание региональной целевой программы состоит из следующих разделов:
1 Постановка проблемы, на решение которой направлена региональная целевая программа.
В этом разделе дается развернутая характеристика проблемной ситуации в развитии сельской социальной инфраструктуры в регионе по следующим позициям:
• оценка влияния на процесс развития сельской социальной инфраструктуры в регионе внешних и внутренних факторов (состояние законодательной базы на федеральном и региональном уровне, меры государственной поддержки, наличие региональных программ и т.д.);
• анализ причин, сдерживающих развитие социальной сферы села. Необходимо провести анализ состояния: численность и размещение объектов социальной инфраструктуры; численность населения территории; бюджетное финансирование социальной сферы; инвестиционная привлекательность [1].
Таблица 1.3 – Паспорт программы развития социальной сферы села
Наименование программы |
Целевая программа «Развитие социальной сферы села» |
(субъекта Российской Федерации) на 20__-20__ годы» | |
Основание для разработки программы | Наименование и дата принятия правового акта о разработке региональной программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего законодательного или правового акта): |
Государственный заказчик, координатор программы | Орган управления (министерство, департамент, комитет, главное управление, управление) |
Разработчики программы | |
Цели программы | |
Задачи программы | |
Сроки реализации программы (этапы) | |
Объемы и источники финансирования программы | |
Контроль реализации программы (со стороны заказчика программы) |
Проводится сопоставление тенденций развития социальной сферы села в регионе с динамикой в целом по Российской Федерации и в наиболее успешных в этом отношении субъектах. Оценивается степень влияния факторов сдерживающих развитие сельской инфраструктуры в регионе. Важно указать, насколько актуальной для сельских учреждений социальной сферы является проблема обучения и повышения квалификации кадров, а также недостаток финансовых средств на цели их обучения;
• выявление предпосылок, благоприятствующих развитию социальной сферы на селе. В качестве предпосылок рассматривается потенциальный спрос на услуги социально-культурных и бытовых учреждений, инфраструктурная обеспеченность населения.
• возможность привлечения внебюджетных источников средств, в том числе средств банков и других потенциальных инвесторов;
• оценка взаимосвязи целей программы с приоритетами социально-экономического развития региона.
• обоснование целесообразности применения программно-целевого метода решения проблемы.
2 Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
В данном разделе содержатся развернутые формулировки целей и задач региональной целевой программы с указанием целевых индикаторов и показателей. При этом следует исходить из требований, предъявляемых к целям программы:
• соответствие целей компетенции государственных заказчиков региональной целевой программы;
• цели должны быть реально достижимыми;
• должен существовать инструмент измерения при проверке достижения целей;
• должен быть разработан график, в котором определяются сроки достижения целей и этапов реализации региональной целевой программы.
Таким образом, происходит процесс формирования границ целеполагания или определяются сферы ответственности органов местного самоуправления перед государством и населением.
3 Система программных мероприятий
Система программных мероприятий обеспечивает осуществление региональной целевой программы. Кроме перечня самих мероприятий, которые предполагается реализовать, в этот раздел необходимо включить информацию о потребности в ресурсах для реализации каждого мероприятия (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках.
В рамках реализации поставленных региональной целевой программой задач необходимо предусмотреть проведение следующих основных мероприятий.
3.1 Создание объектов социальной инфраструктуры, улучшение социально бытовых условий проживания на селе
3.2 Подготовка кадров для работы в сельской местности
3.3 Методическое, организационное и информационное обеспечение мероприятий
3.4 Создание фонда поддержки развития социальной сферы села
4 Ресурсное обеспечение программы
Сельское развитие, как любая деятельность, должно опираться на наличие вполне определенных ресурсов. Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории.
На сегодня особенно актуальным в ресурсном обеспечении ставится вопрос по увеличению бюджетного потенциала. А это предусматривает прежде всего:
- улучшение сбора налогов;
- оптимизацию цен на земельные участки и арендной платы, за использование муниципальной собственности;
Несмотря на исключительную важность материальных ресурсов, необходимо отметить значительную роль в системе ресурсов кадрового потенциала территории и правовой ресурс. На практике видно, что наличие материальных ресурсов не всегда может означать богатство и высокий жизненный уровень населения, проживающего на данной территории.
За годы реформ появились новые ресурсы территории. Такие, как: информационный ресурс, предпринимательский потенциал хозяйствующих субъектов, инновационная деятельность.
5 Механизм реализации программы
Механизм реализации региональной целевой программы представляет собой совокупность организационных, экономических и правовых мер, мониторинг и порядок корректировки этапов осуществления программы, объемов финансирования и сроков реализации мероприятий, условия досрочного прекращения целевой программы. Государственный заказчик-координатор программы – уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – осуществляет координацию деятельности органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, бюджетных организаций социальной сферы и иных участников реализации программы.
В соответствии с действующим законодательством проводится конкурс на исполнение отдельных мероприятий программы.
6 Организация управления программой и контроль ее выполнения
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации региональной целевой программы государственный заказчик-координатор региональной целевой программы ежегодно уточняет показатели эффективности целевой программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Руководитель структурного подразделения региональной администрации, определенного государственным заказчиком – координатором целевой программы, является и ее руководителем, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты целевой программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией целевой программы, возглавляет научно-координационный совет (при его наличии).
Текущее управление реализацией целевой программы осуществляется государственным заказчиком и (или) дирекцией, создаваемой в установленном порядке.
Экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий целевой программы организуются с участием государственного заказчика целевой программы, заинтересованных структурных подразделений администрации и органов местного самоуправления. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и местных бюджетов, конечные результаты целевой программы.
Рассмотренная схема формирования, целевых программ социального развития основанная на многоуровневой структуре стандартизирует процесс формирования программ и устраняет ошибки, связанные с недоучетом необходимых элементов. Стандартная схема представления целевых программ создает возможность для их сопоставления в случае, если они разрабатывались на разных уровнях власти и выбора лучших вариантов. Она же, начатых другими экспертами. Единая схема облегчает решение задачи учета и внесения изменений в программу, обеспечивая возможность доработки в случае корректировки каких-либо критериев.
При использовании многоуровневой структуры программы более эффективно осуществляется мониторинг выполнения целевых показателей, в связи с тем, что детально можно разделить сферу ответственности между субъектами осуществляющими мероприятия в рамках программы.
Библиографический список
-
Методика составления региональных и муниципальных программ развития системы сельской кредитной кооперации//Утв. Министерством сельского хозяйства Р.Ф . 14.04.2006 г.
-
Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством [Текст] / А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков // Московский общественный фонд. – 1997. – Издание второе, дополненное. – С.69-137.
Количество просмотров публикации: Please wait