Закон РФ “О безопасности” определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех граждан страны, русского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является важной составляющей национальной безопасности. Гарантия экономической безопасности является необходимым условием для стабильного развития национальной экономики.
Проблемы экономической безопасности России в качестве предпосылки для ее возрождения привлекают все больше и больше внимания политиков, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвинули, эти проблемы на первый план общественной жизни.
Одним из основных показателей экономической безопасности страны является валовой внутренний продукт – общая стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории в течение определенного периода времени (год).
Принято различать номинальный ВВП – стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период, рассчитанный в ценах периода, а реальный ВВП – это стоимость всех товаров, произведенных в экономике и услуг в данной период, рассчитанный в ценах фиксированного базисного года. В России есть положительная динамика изменения реального ВВП на протяжении последних лет. Медиана на протяжении многих лет – 6,9%.
Например, для стран, которые традиционно мы считаем, разработанных – Германия, Япония, Франция и т.д., такая цифра в последние годы недостижимой. Но не стоит забывать, в которых экономические “дыры” мы были в 90 – лет. Наш рост подвесных потолков гораздо больше, чем эти страны. В соответствии с этим, Президентом была поставлена задача Правительства – удвоение ВВП к 2011 году, для этого потребуется ежегодное увеличение на 7,2%.
Угрозы экономической безопасности – такие явления и процессы, которые негативно влияют на экономическое состояние страны, ограничивающих экономические интересы личности, общества и государства, представляют опасность для национальных ценностей и национального образа жизни.
Угрозы экономической безопасности делятся на внутренние и внешние.
Внутренних угроз экономической безопасности России включают в себя:
Укрепление имущественное расслоение общества. По данным Министерства экономического развития, уровень доходов наиболее обеспеченных россиян в 15 раз уровень доходов самых бедных граждан.
Криминализация экономики и общества. Оценки масштабов теневой экономике России в целом варьируется в диапазоне 20-40% от ВВП. В этом году президент России Путин В.В. демонстрирует на примере и призывает всех сотрудников раскрывать налоговые декларации.
Разрушение научно-технического потенциала страны. С точки зрения абсолютных затрат русской науки сегодня примерно в 5 раз меньше, чем в Германии, в 7 раз – в Японии и 17,5 – 100 раз – в Соединенных Штатах.
Наиболее значительные внешние угрозы экономической безопасности России являются:
Утечке мозгов за рубеж. К сожалению, в настоящее время Россия является основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубежом. И в этом случае речь идет о потере той части населения, которые могли бы обеспечить России достойное место в мире ХХI века.
Бегство капитала за границу. Понятие “бегство капитала” означает нелегального вывоза капитала за рубеж. В опубликованных материалах Банка России: за последний год в 2012 году страны утекло почти 130 миллиардов долларов. Растущая зависимость от импорта продовольствия и потребительских товаров. Сегодня 80% рынка в России наркотиков и более 40% продовольственного рынка в России, импортируется.
В интересах реального социально-экономического роста в России необходимо пересмотреть политику правительства и реформ в структурной, промышленной, денежно-кредитной политики и использование внешнеэкономических связей.
Важной задачей является восстановление отношений со странами Варшавского договора и стран СНГ, необходимо вернуть рынки для экономики России, желательно создание профсоюзов, таких как НАФТА.
Обязательный строгие меры для предотвращения незаконного вывоза капитала за рубеж.
Фондового рынка, в его нынешнем виде сильно зависит от спекулятивных нерезидентов. Это своего рода казино. Необходимо сделать русский рынок более конкурентоспособным, его архитектуру менее искаженным, наконец, ввести налоговые стимулы для инвестиций в ценные бумаги и начать создание “финансового центра” Россия.
Акцент должен быть сделан на развитие рынка корпоративных облигаций с большим сроком погашения. В ближайшем будущем ожидается, спад в мировой экономике, поэтому необходимо развивать на внутреннем рынке России, повышению платежеспособности населения.
Это должно улучшить управление собственностью – как в частном и государственном секторах. Не копейки, чтобы выгодно приватизировать государственные предприятия, как это происходит сейчас.
Пожар тех менеджеров, которые советую. Необходимо провести полное расследование приватизации крупнейших предприятий России, так что приватизированные предприятия с большими дефектами, плохо управляемые реальные владельцы национализированных, так и на предприятиях с эффективной прозрачной финансовой структурой урегулировать все небольшие нарушения законодательства и закрыть случае. Таким образом, владельцы твердо убеждены, что это их собственность и государство больше не предъявит претензии к старому преступления.
Сократить существующий дисбаланс национальной экономики в пользу экспортно-ориентированных секторах экономики путем размещения крупномасштабных государственных контрактов в оборонной промышленности, атомной, машиностроении, авиационной и аэрокосмической, химической и фармацевтической, электронной промышленности, и ряд других областей, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность инвестиционного процесса для непрерывного мониторинга и контроля.
Создание налоговых стимулов для компаний, сотрудничающих в их работе с компаниями из других регионов. И сделать это умнее, чем с улучшенными характеристиками для малого бизнеса в виде отмены НДС для предприятий с квартальный оборот менее одного миллиона рублей. После этого другие компании просто отказались работать с бенефициарами в результате состояние невозврата НДС.
Пересмотреть план реструктуризации РАО «ЕЭС», в настоящем виде ведущий только к кратному повышению цен на электроэнергию, разрыву единого энергетического пространства и растаскиванию наиболее экономически выгодных электростанций в собственность менеджмента и крупных зарубежных энергокомпаний.
Всеми мерами увеличивать благосостояние населения, через повышение заработной платы бюджетникам, признание государством долга перед гражданами и предприятиями, амнистия по долгам последних. Построение государственной политики в области взаимодействия с национальными ТНК, путём приобретения в них блокирующего пакета за предоставление государством техники, земельных участков и определённой инфраструктуры.